Однажды я написала о том, как пишу списки
https://klarissa45.livejournal.com/192111.html Сейчас у меня несколько списков. Их нет на бумаге. Они в голове. Иногда даже не закончены и толком не сформированы.
По списку фильмов 2023 года, лауреатов кинофестивалей, я уже посмотрела
«Оппенгеймер»
https://klarissa45.livejournal.com/587840.html «Бедные-несчастные»
https://klarissa45.livejournal.com/631200.html «Опавшие листья»
https://klarissa45.livejournal.com/628028.html «Убийцы цветочной луны»
https://klarissa45.livejournal.com/641855.html Вчера поздно вечером в канун Страстной недели я посмотрела наконец «Зону интересов».
Ну что сказать? Я всё время отвлекалась на архитектурные и бытовые подробности
Похожий дом стоит на улице Театральной в моем городе Полесске-Лабиау. И во дворе этого дома была такая же оранжерея и такой же бассейн. ( Настоящие арийцы считали себя последователями древних римлян, подумала я, вспомнив про недавно увиденные бассейны в домах жителей Помпеи.) Наша музыкальная школа находилась на втором этаже бывшей католической капеллы Святого Ансгара
https://klarissa45.livejournal.com/431800.html ( 1928 год постройки, архитектор знаменитый
Макс Шёнвальд, его я уже как-то вспоминала
https://klarissa45.livejournal.com/323303.html)
Там еще в 1975 году на стене у входной двери у крутой лестницы на второй этаж висел точно такой же немецкий выключатель, как те , которыми пользуется комендант у себя дома. И однажды темным вечером, этот ветхий выключатель меня страшно ударил током. Угадайте что я подумала тогда? После этого случая я стала подниматься по лестнице без света, рискуя упасть и что-нибудь сломать.
В здании нужно было менять всю немецкую проводку, поэтому никто не решался ремонтировать.
Значит ли это, что проект строительства дома коменданта был типовым ( вспоминается фильм Рязанова)?
Значит ли это, что такие дома были представлением о счастливой доле для когда-то нищих жителей Германии, разгромленной в Первой мировой?
О чем вообще фильм Глейзера?
О коменданте концлагеря, которого судили и повесили в том самом концлагере после войны? А виселицу оставили в назидание потомкам
О его жене, которой государство после войны платило пенсию «по потере кормильца», а должно было хотя бы несколько лет посылать на тяжелые принудительные работы, потому что она так же мучила заключённых и воровала у них, уже мертвых и ещё живых, продукты, одежду, косметику и драгоценности?
О детях коменданта, которые не отреклись от отца и матери, но тщательно скрывали свои родственные связи, порой покидая не только страну, но и Европу?
Жена коменданта умерла в Америке, находясь в гостях у одной из своих дочерей, работающей у еврейских хозяев.
И это ирония жизни. Куда и как мы все пришли.
С чего начиналось и чем закончится?
Может мы все сейчас живём так, как семья коменданта?
Верим пропаганде и священной спецоперации. Не слышим звуков падающих дронов и стонов жертв этих дронов. Мне одинаково жалко жителей Белгорода и Одессы.
Меня постоянно мучает мысль, что я родилась в немецкой больнице, жила в немецком доме и училась в немецкой школе в бывшей Восточной Пруссии. Мои родственники похоронены на немецком кладбище.
А моя мама пела, когда мыла полы в квартире в том самом немецком доме:«В славном сорок пятом
Ты пришёл солдатом
К берегам Прибалтики -
Русский человек,
И сказал: «Довольно!
Чтобы не быть войнам,
Пусть земля советская
Будет здесь навек!»
Ну что, остановил ты войны, советский человек, забрав чужие земли?
Хотя вы скажете, что немцы убили отца моей мамы, поэтому мама имела право на немецкую квартиру в качестве контрибуции или репарации.
Но это значит, что у меня тоже кто-то когда-то сможет отобрать квартиру в виде контрибуции-репарации, если вспомнит про так называемую коллективную ответственность граждан одного государства перед гражданами другого государства.
Мы пользуемся чужими благами и думаем, что мы хозяева этого мира.
А кто-то распоряжается нашими жизнями и думает, что имеет право решать, что тебе читать, какие предметы изучать, в какие страны ездить.
Насилие порождает насилие.
А зло порождает зло.
Для меня об этом фильм.