Пиросмани: человек-легенда

Jul 09, 2023 18:08


Про миллион алых роз оказывается задолго до Вознесенского написал Паустовский.

Впервые Паустовский познакомился с работами Пиросмани в 1923 году, а написал очерк в 1931 году, позже доработал и включил в автобиографическую книгу.
Привожу текст очерка
В 1923 году во многих, преимущественно старых тифлисских домах не было электричества. ЗАГЭС еще не начинали строить. По вечерам улицы были полны темноты, шума листьев и желтых полос керосинового света, падавшего через открытые окна. Город казался старинной декорацией к героической опере, декорацией, чьи изъяны и прорехи заливала черная краска, присущая южным ночам.

Я впервые увидел картины Пиросманишвили при свете высоко поднятой керосиновой лампы. Резкая тень от абажура разрезала комнату на две части - светлую и темную. И та и другая были полны картин, поразительных и ошеломляющих с первого взгляда. В комнатах было очень тихо, глухо тикали стенные часы, и над горой Давида поднималась мутная луна. Она была похожа на громадный, догорающий после праздника фонарь, - она висела в пыли, как бы поднятой тысячными толпами, собравшимися на народные увеселения. Свет лампы упал на одну из картин Пиросманишвили. Высокий жираф смотрел в упор дикими и влажными глазами. Он осторожно и медленно сгибал шею и прислушивался. Тревога была ясно выражена в каждом мускуле зверя, в каждой линии картины, в самом ее колорите. Вся квартира - передняя, все комнаты, коридоры и деревянная высокая терраса были завешаны клеенками Пиросманишвили.

Тогда я еще не знал, кто такой Нико Пиросманишвили, или, как его звали, Пиросман. Я жил среди его картин, и через несколько дней они существовали для меня не как разрозненные живописные единицы, а как целый комплекс, как целая жизнь, перенесенная на клеенки и жесть, - жизнь в высшей степени своеобразная и настойчиво требующая изучения.

Первые же дни изучения привели к выводам, потом подтвердившимся. Я поставил себе как будто бы парадоксальную задачу - восстановить биографию художника по его колориту, по фактуре его вещей и в последнюю очередь - по темам его картин. Передо мной было три слагаемых для решения одной задачи.

Первое слагаемое - колорит. Преобладали краски - черная, коричневая, серая, светло-серая, тускло-желтая. Иногда черную краску заменяли незакрашенные куски черной клеенки. Краски были сумрачны, вернее - сумеречны. Такие краски бывают в тот час суток, когда только что начинает светать. В этот час не бывает теней - и на картинах Пиросмана теней нет.

Казалось ясным, что эти краски присущи человеку, который очень много ночей и рассветов провел без сна, под открытым небом.

Оказалось, что Пиросман был железнодорожным сторожем. Он обходил пути и не спал по ночам. Кроме того, он был бездомным человеком, прекрасно знавшим, что такое ночевка на бульваре или на открытых лестницах старых домов.

Второе слагаемое - фактура вещей. Пиросман писал на жести и клеенке. На жести пишут только вывески. А клеенка - это единственный материал для художника, имеющийся под рукой в духанах, где столики покрыты клеенкой. Ни полотна, ни бумаги в духанах нет. Есть только столики, клеенки, скамейки, винные бочки и острая зелень. Вывод - Пиросман расписывал вывески и писал картины по заказу духанщиков. Кто знает щедрость духанщиков, тот легко поймет, до какой тяжелой нищеты надо дойти, чтобы получить от них жалкие гроши или плату натурой - обедом и бутылкой вина.

Это - одна часть людей, закрепленных Пиросманом на клеенке.

Простые и неискушенные люди знают цену мастерству. При слове «мастер» они чмокают губами и качают головой. Мастер - это человек, знающий правду и нужный для жизни. Когда в духане за обед, за бутылку вина Пиросман в течение получаса набрасывал портреты и пейзажи, они разражались восторженными гортанными воплями и аплодисментами.

Третье слагаемое - тематика. Над людьми Пиросмана стояла феодальная Грузия. И Пиросман писал феодалов - старого князя, черного и тяжелого, поднимающего рог с вином, одутловатого князя - воплощение самодурства и тупости, прикрытой копеечной экзотикой восточных изречений. Он писал князей только пьющих - иного они делать не умели. На клеенках Пиросмана они пьют, едят, вытирают жирные усы и сажают рядом с собой чванных и рыхлых жен, похожих на квадратные тумбы из мяса. Князей Пиросман проклинал. И не только князей. Он не любил сектантов - молокан. Одна из самых издевательских его картин изображает молоканскую пирушку. Рисунку и живописи Пиросмана никто не учил.

Я узнавал то один, то другой факт из его жизни, и все они были безрадостны. Безрадостна была и любовь к ничтожной артистке из орточальских загородных садов - Маргарите. Маргарита была рыжей, грубой и жадной женщиной, помыкавшей Пиросманом. Она поносила его и считала идиотом. Но он за всю свою жизнь не сказал о ней худого слова.

Вообще он был молчалив. Он носил в себе как бы сконцентрированную до последней степени тоску обездоленного люда, и тоска эта лишала его дара слова. Он молчал, но вся эта тоска кричала в его картинах, в простых и подчас неумелых линиях, в корявой подписи, в невыносимой тревоге, какой полны иные его клеенки.

Остался только один портрет Пиросмана - высокий, чахоточный, очень спокойный грузин с покатым лбом и большими, совершенно детскими глазами. Он очень стеснялся при редких встречах с «настоящими художниками» (это было перед самой смертью), и из всех его слов сквозило самоосуждение.

Нашел Пиросмана художник Кирилл Зданевич. Ему, более чем кому бы то ни было, принадлежит право говорить и писать о Пиросмане. Он сберег и показал Пиросмана всему Советскому Союзу, а теперь и всей Западной Европе.

Случайно в маленьком духане, где-то около тифлисского вокзала, он увидел наивные картины неизвестного мастера. Картины были необычайны. Зданевич купил их за гроши. Имя неизвестного художника было открыто. Тогда началась упорная, не затихавшая несколько лет, тяжелая и внешне неблагодарная погоня за Пиросманом. Зданевич и его друзья обошли все духаны и все «дыры» Тифлиса и собрали все клеенки и вывески Пиросмана. Над Зданевичем смеялись. Вполне точную оценку Пиросмана как одного из лучших мастеров начала двадцатого века считали футуристическим чудачеством.

Картины приходилось покупать с большим трудом из личного небольшого заработка, с торгом и распрями, пуская в ход все красноречие, а подчас и хитрость, чтобы заставить какого-нибудь духанщика отказаться от вывески над своим духаном. Духанщики сначала удивлялись - зачем люди скупают вывески? Но потом поняли, в чем дело, и начали заламывать бешеные цены. Когда картины были собраны, началась новая погоня - за биографией Пиросмана. Приятели Нико - зеленщики и муши - на расспросы угрюмо отвечали:

«Где ты был раньше, кацо? Теперь ищешь каждую вывеску Нико, а когда он был жив, ты его не искал, и он пропадал от голода. И закопали его на краю кладбища за два рубля. Могилу не ищи - не найдешь!»

В 1923 году Зданевич издал первую книгу о Пиросмане. Теперь эта книга стала редкостью. В ней множество прекрасных репродукций.

Я помню первые оттиски пиросмановских картин. Они были сделаны на обороте листов с рисунками Леонардо да Винчи. Это было вполне достойное соседство.

Источник: http://paustovskiy-lit.ru/paustovskiy/public/zhizn-na-kleenke.htm

Грубая женщина Маргарита выглядела во времена знакомства с Пиросмани так



Поэтому Паустовскому не стоит особенно доверять.

Писатель имеет право на художественный вымысел.

В 1968 году к портрету актрисы Маргариты, выставленному во Франции подошла пожилая женщина и попросила её сфотографировать рядом с портретом



Ещё она попросила подойти кого-нибудь из грузинской делегации. Хотела передать какие-то письма. Но грузины испугались КГБ и письма не взяли.

Такие были времена.

В 1982 году в каморке под лестницей, где провёл последние годы жизни Пиросмани (1916-1918), открыли музей.

Несколько лет назад музей капитально отремонтировали.
И теперь трудно понять, почему за дверью из ценных пород дерева, так трудно жилось художнику.

По поводу комнаты под лестницей сама собой напрашивается аналогия с Гарри Поттером







По преданию комнату ему уступил дворник, а Пиросмани нарисовал его портрет.

Но это тоже легенда, картина написана в 1905 году за 11 лет до вселения в комнатушку.



Пиросмани и на железной дороге успел поработать, может поэтому и провёл последние годы недалеко от вокзала.





Билетик в маленький музей Пиросмани стоит 5 лари ( для студентов 1 лари).











За эти деньги вам проведут индивидуальную экскурсию по комнате со сменными выставками ( сейчас это портреты Пиросмани, нарисованные после его смерти), по коридору с фото семьи, родового дома, построенного художником на родине для сестры ( там сейчас его музей) и копиями картин. А также откроют ту самую комнату, откуда в бессознательном состоянии Пиросмани увезли в Михайловскую больницу. Домой художник не вернулся, могила его затерялась. А память и картины остались.



Сейчас для детишек в Грузии продают бумажные пирамидки, внутри игрушка, конфетки, пазл с картой Грузии и магнитик с картиной Пиросмани.
Моя внучка тоже собирает такие магнитики.


В вообще Пиросмани был человеком дна, рисовал вывески и картины для питейных заведений и домов терпимости.





Видел изнанку жизни.







Портреты этих женщин сближают Пиросмани с Тулуз-Лотреком. Он видит душу женщин, которых общество с одной стороны осуждает, а с другой пользуется их услугами.

Паустовский, сама себе литературовед, Пиросмани, Грузия, Тбилиси, железная дорога, женщины

Previous post Next post
Up