Математика и культура

Aug 24, 2022 10:05



В свете последних событий с желанием некоторых стран не выдавать шенгенские визы или не впускать на свою территорию напрямую из России российских туристов с уже выданными визами, я прочитала обсуждение одной из публикаций на Яндекс-дзене.
Недавно мне очень понравилась цитата Ивана Владимировича Цветаева, основателя Музея изящных искусств на Волхонке: «Несчастная мы страна, у нас своей античности нет». Контекст, думаю, всем понятен: Иван Владимирович работал над созданием музея - коллекции слепков мировых шедевров античности и средневековья, - и сетовал, что собственного наследия тех эпох в России не существует, и что не каждый студент может позволить себе образовательную поездку в ту же Италию или Францию, хотя надо бы!

Вот и я задумалась.
Зачем нам нужны европейские музеи?
Можно в книжках картинки посмотреть или документальные фильмы посмотреть.

У каждого свое мнение.
Мне кажется, что математику невозможно преподавать в 5-7 классах без исторического и культурного контекста.
И чтобы понимать этот контекст учитель должен сам увидеть чудеса света.
Которые еще можно увидеть.

Я, увы, не была в Италии, Греции, Египте и Турции.
И это не повод для гордости, это повод для стыда.

Пергамский музей в Берлине произвел на меня очень большое впечатление.
(И сам Берлин в этот приезд показался похожим на Париж, по количеству туристов, по логистике, по жаре и тд
Прошлый раз нам не повезло
https://klarissa45.livejournal.com/107271.html
Отчасти  новые позитивные берлинские впечатления -это заслуга новой линии метро U5, которую до конца смонтировали год назад, (обидно, что я не сфотографировала станцию Музейный остров,
дизайн станции был навеян Шинкелем, о чем я узнала постфактум)
Хотя попасть в Пергамский музей в день бесплатного посещения 7 августа было очень сложно.
Выстояв в течение часа огромную очередь, я получила заветный бесплатный билетик на последний или
предпоследний сеанс в 16.15

Это видео, найденное на YouTube демонстрирует примерный поток туристов и аудиогид, который рассказывает про ворота.
А комментарии к этому видео показывают, что споры по поводу вывоза культурных ценностей Востока на Запад не стихают до сих пор.

image Click to view



Когда я отправила Соне фотографии, она ответила, что мы видели нечто подобное в Лувре.
И мне стало понятно, что фото никогда не передаст настоящие ощущения от произведений искусства.

Так же и чтение самой красочной книжки по истории математики не сможет дать ребенку понять, что такое глиняная табличка или измерение участка земли веревками.



Мы так торопимся, там спешим. Быстрее-быстрее, таблица умножения, дроби, множества, теорема Пифагора, условная вероятность. Ряды формул, списки теорем.

Надо начинать с другого.



Читать

Историю математики нельзя отделить от общей истории культуры. Математика является частью духовной жизни, глубоко связанной не только с астрономией и механикой, но также с архитектурой и техникой, с философией и даже с религией (Пифагор).
Политические и общественные условия имеют огромнейшее значение для расцвета и характера науки.

PS нашла фото хорошего качества в ФБ в группе музея



PPS и ещё одна хорошая книжка



Берлин, история математики, Вавилон, 6 класс, ГМИИ, метро Берлина, Цветаев, Пергамский музей, Шинкель, математика для всех, Германия, книги, математика и жизнь, путешествия

Previous post Next post
Up