Колмогоров о развитии талантов в математике

Jun 22, 2022 13:16



Архив РАН. Фонд 2024, опись 1, дело 354, листы 1-11

Письмо № 1

10 декабря 77

Глубокоуважаемый коллега!
……

9. Отбор талантов.

В узкой области юных математиков я могу считаться специалистом этого дела. Руководимый мною интернат дает не плохие результаты. Нам приходится производить отбор в 15 лет. Если бы имели более широкие возможности собирать 13-14 летних на летние сборы и осуществлять там отбор на основе глубокого знакомства с каждым кандидатом, то мы предпочли бы более юный возраст. Хотя 13 лет все равно казались бы мне сомнительными. А с двенадцатилетними я заведомо не советовал бы возиться. Специфические, нужные нам, способности, повидимому, формируются позднее. Участники школьных математических кружков для 12-летних в большинстве потом разбегаются. В таких кружках первенствуют девочки, которые в большинстве теряют интерес к математике уже в 15 лет. Это, конечно, не значит, что для занятий математикой не нужны способности, тренировку которых надо начинать раньше. Но эта общая сообразительность и изобретательность может с успехом развиваться хоть на рыбной ловле в наблюдениях за птицами, в играх и т.д. Способный “дикийˮ мальчик, заинтересовавшийся математикой в 14 лет к 19 годам может уже начать печатать собственные научные работы [зачернено Архивом]. В музыке серьезную тренировку восприимчивости и техники, конечно, надо начинать раньше. А для цирковых артистов и, ставшего профессиональным, спорта8 еще раньше.

10. Форсирование развития.

Несомнено, что всегда лучше свобода. Поэтому, запрещать досрочно сдавать экстернат за среднюю школу, конечно, не следует. Но думаю, что и родителей и ребят надо предупреждать о сомнительности такого пути. И во всяком случае не устраивать подготовительных летних школ для экстерната. У меня довольно большой личный опыт с вундеркиндами, в частности, и с наблюдающимися иногда серьезными их срывами. Ребятам я говорю, что величайший математик нашего века - Гильберт по его словам "в гимназии не слишком торопился заниматься математикой, так как был уверен, что со временем станет [стану] отличным математиком".

11. О тестах.

Запрет на тесты у нас сейчас снят. Употребляет их и рекомендует в надлежащих случаях и наша Академия Педагогических Наук. В западном мире тесты безусловно господствуют в англо-саксонском мире. В прошлом году я был на международном съезде по математическому образованию, собиравшемся в Карлсруэ (ФРГ). Могу Вам подтвердить, что в ФРГ и Франции тестам (в нашей области) отводится самая скромная роль. Очень критикуют английскую систему отбора в "грамматические школы", ведущие в университеты, в возрасте 10-12 лет. Во Франции и Германии я себя чувствую своим человеком, но Америку из за невладения английским языком мало знаю. Но все же у меня есть подозрение, не преувеличиваете ли Вы роль программы “МЕРИТˮ [merit]. В Америке все сразу принимает грандиозные масштабы и умело рекламируется. Но стала ли эта программа основным путем выдвижения способной молодежи? В части студентов-математиков я попробую это выяснить у своих американских коллег. Пока же был бы благодарен за указание имеющихся в вашем распоряжении материалов.
Полностью читать тут

школа, математическая школа, математика для всех, кружок, назад в СССР, Колмогоров, математика и жизнь, Шень

Previous post Next post
Up