Берлинские истории Ишервуда и мои можайские впечатления

Jun 13, 2022 11:25



Моё чтение библиотечных книг постепенно продвигается.

https://klarissa45.livejournal.com/423428.html

Вчера мы с Соней ездили покупать ей ноутбук в Можайск.
А это 2-3 часа в одну сторону.
Ещё я забыла дома телефон. И не зависала в нем, читая новости в Телеграм-каналах.
Так и дочиталась книжка Ишервуда. Я ее начала читать со второй части и закончила первой.
Про Можайск в конце, а то фото Соня сделала мало, на отдельный пост я не созрею.



Ничего общего кроме имён некоторых героев с мюзиклом Кабаре у книжки Прощай, Берлин нет.
Самое ценное - это дневниковые записи.
Очень хорош небольшой кусок про Берлин, сразу понятно, почему Ишервуд завис в городе на несколько лет.


Уставал от города и снова возвращался.
У меня пока не сложилось с этим городом, словно его кто-то заколдовал для меня.
В смысле, я мало где побывала, мало увидела.
( Но прошло два месяца и наконец мы подружились с Берлином.

https://klarissa45.livejournal.com/449009.html

Прошёл ещё год и Берлин снова поменял лицо, он стал одним из центров русской эмиграции к лету 2023 года).

Но в июне 2022, читая про Берлин у Ишервуда, я представляла ослепительное первоянварское солнце над Шпрее.
https://klarissa45.livejournal.com/107271.html



Книги приходят вовремя.
Если ты не пересекал границу своей страны, то не поймёшь начало книжки про мистера Норриса.
https://www.labirint.ru/reviews/show/2105406/
Я вспомнила нервность пассажиров автобуса на границе  Белоруссии с  Латвией в апреле 2022 года.

А если не бывал в Берлине, то не поймёшь, почему хочется вернуться в этот город.

Приведу несколько отрывков из дневниковых записей, которыми заканчивается «Прощай, Берлин». Страшно и что-то это напоминает.
Умные поймут, а остальным не надо.
Спросила же меня приятельница недавно с сочувствием в голосе «Это вы теперь ТАКИЕ книги читаете?».
Она оскорбилась, что я вернула ей недочитанный Сад Степновой. Я не смогла дочитать, когда в книге появился друг Александра Ульянова. Даже заставить себя не смогла. Только почитала сайт бывшего музея Ленина в Симбирске и прослушала виртуальные экскурсии, пытаясь понять, что сподвигло автора на такой поворот сюжета.
Я не стала рассказывать приятельнице про встречу с писателями и про то, что книги могут утешить.
https://klarissa45.livejournal.com/417653.html
Не успела, наша Ласточка была уже почти у Крюково, а разговор вообще-то шел про переписку Цветаевой и Пастернака.

В общем, возвращаясь к Ишерведу.
Отрывки
[Отрывки]1. В тот день я побывал в исправительном заведении, навестил одного из моих учеников, герра Бринка, который там преподает. Это приземистый широкоплечий человек, с тусклыми светлыми волосами, мягкими глазами и выпуклым, слишком тяжелым лбом немецкого интеллектуала-вегетарианца. Он носит сандалии и рубашки с открытым воротом. Я нашел его в гимнастическом зале, где он проводил урок с умственно отсталыми детьми; в исправительном заведении умственно отсталые живут вместе с малолетними преступниками. С меланхолической гордостью он поведал мне несколько историй: про маленького мальчика, страдающего наследственным сифилисом, - у него сильное косоглазие, про сына хронических алкоголиков, который безостановочно хохочет. Они карабкались по стенам, как обезьяны, смеясь и болтая, с виду вполне счастливые.

Потом мы прошли в мастерскую, где мальчики постарше в голубых халатах (все беспризорники и хулиганы) шили обувь. При виде Бринка они заулыбались. Лишь несколько человек оставались угрюмыми. Но я не мог смотреть им в глаза. Чувствовал страшную вину и стыд: ведь в этот момент я являлся единственным представителем их тюремщиков из капиталистического общества. Интересно, не арестовали ли кого-нибудь из них в Александр Казино, и если так, они могли бы меня узнать.

Завтракали мы в комнате сестры-хозяйки. Герр Бринк извинился за то, что кормит меня тем же, что и мальчиков - картофельным супом с двумя сосисками и блюдом из яблок и вареных груш. Я возразил, как от меня и ожидали: все очень вкусно. И все же при мысли о том, что мальчики должны это есть, кусок застревал у меня в горле. Казенная пища имеет специфический привкус, хотя, возможно, это плод воображения. (Одно из самых ярких и страшных воспоминаний моей собственной школьной жизни - запах обычного белого хлеба.)

- У вас здесь нет засовов или запирающихся ворот, - сказал я. - Я думал, они имеются во всех исправительных заведениях. Ваши питомцы часто убегают?

- Почти никогда, - сказал Бринк. Мое предположение, казалось, навело его на грустные размышления. Он уронил голову в ладони. - Куда они побегут? Здесь им плохо. Дома - еще хуже. Большинство это знает.

- Но разве не существует естественного стремления к свободе?

- Да, вы правы. Но мальчики скоро утрачивают его. Система способствует этому. Думаю, у немцев этот инстинкт никогда не бывает сильным.

- Значит, у вас не часто случаются неприятности?

- Иногда бывают… Три месяца назад произошло нечто ужасное. Один мальчик украл у другого пальто. Он отправился в город - это разрешается, - очевидно, хотел продать его. Но владелец пальто кинулся за ним, они подрались. Владелец пальто бросил в воришку камнем, а тот специально замазал рану грязью, надеясь, что ему станет хуже и он сможет избежать наказания. Рана нагноилась. Через три дня мальчик умер от заражения крови. Когда его обидчик узнал об этом, он зарезался кухонным ножом.

- Бринк глубоко вздохнул. - Иногда я дохожу почти до полного отчаяния, - добавил он. - У меня такое впечатление, что в мире сегодня свирепствует какое-то зло, какая-то зараза, поражающая всех подряд.

- Но что вы можете сделать для этих мальчиков? - спросил я.

- Очень немного. Мы обучаем их торговать. Потом пытаемся устроить их на работу, что почти невозможно. Если они работают по соседству, они могут здесь ночевать. Директор считает, что они способны измениться, если их воспитывать в духе веры. Боюсь что нет. Вопрос не так прост. Большинство становится преступниками, если не находит работу. В конце концов, людей нельзя морить голодом.

- И у них нет никакого выбора?

Бринк встал и подвел меня к окну.

- Видите вон те два здания? Одно - инженерные мастерские, другое - тюрьма. У мальчиков было два пути. Но сейчас мастерские обанкротились, на следующей неделе они закрываются.

2. Из разговора, подслушанного в кафе: молодой нацист со своей девушкой обсуждают будущее партии. Нацист пьян.

- Ну, я-то знаю, что мы победим, - нетерпеливо восклицает он, - но этого недостаточно! - И бьет кулаком по столу. - Должна пролиться кровь!

Девушка поощрительно гладит его по руке. Она пытается уговорить его пойти домой.

- Ну конечно, прольется, дорогой, - воркующим голосом поддакивает она. - Фюрер обещал в нашей программе.

3. Сегодня «Серебряное воскресенье». На улицах толпятся покупатели. По всей Таузенштрассе мужчины, женщины и мальчишки торгуют вразнос почтовыми открытками, цветами, песенниками, маслом для волос, браслетами. Между трамвайными путями сложены для продажи рождественские елки. Одетые в форму эсэсовцы гремят копилками. В боковых переулках дежурят грузовики с полицией, так как любое скопление народа сегодня грозит превратиться в политическую демонстрацию.

4. Газеты все больше походят на журналы для школьников. В них нет ничего, кроме новых указов, приговоров и списков арестованных. Сегодня утром Геринг ввел три новые разновидности государственной измены.

5. Молодой коммунист был арестован эсэсовцами, отвезен в нацистские бараки и жестоко избит. Через три-четыре дня его отпустили. На следующее утро раздался стук в дверь. Коммунист с завязанной рукой заковылял к дверям - там стоял нацист с кружкой для пожертвований. Увидев его, коммунист совершенно вышел из себя.

- Разве недостаточно, что вы избили меня? И вы смеете являться сюда и требовать денег?

Но нацист только усмехнулся.

- Ну-ну, товарищ! Никаких политических споров! Помните, мы живем в Третьем рейхе! Все мы братья! Ты должен постараться и выкинуть из головы эту глупую политическую ненависть!

6. Сегодня утром я шел по Бюловштрассе. Фашисты громили дом мелкого либерального издателя-пацифиста. Подогнали грузовик и нагрузили его доверху книгами. Водитель насмешливо зачитывал толпе их названия.

- «Nie Wieder Krieg!»[Нет-войне] - выкрикивал он, поднимая одну из них за уголок обложки с таким отвращением, будто в руках у него омерзительная рептилия. Раздался взрыв хохота.

- Нет - войне! - отозвалась толстая хорошо одетая женщина с издевательским смешком. - Надо же!
7.Завтра я уезжаю в Англию. Через несколько недель я вернусь, но лишь затем, чтобы забрать вещи и покинуть Берлин уже навсегда.

Бедная фрейлейн Шредер безутешна.

- Никогда я больше не встречу такого джентльмена, как вы, герр Исиву - в том, что касается оплаты. Совершенно не понимаю, что вас понуждает так внезапно уехать из Берлина.

Нет смысла что-либо объяснять ей или говорить о политике. Она уже сумела приспособиться, как будет приспосабливаться к любому новому режиму. Сегодня утром я даже слышал, как она в разговоре со швейцаром почтительно отзывалась о фюрере. Если бы кто-нибудь напомнил ей, что прошлой осенью на выборах она голосовала за коммунистов, она бы горячо отрицала это, и притом совершенно искренне. Она попросту вписывается в обстановку по законам природы, как зверь, зимой меняющий шерсть. Тысячи таких, как фрейлейн Шредер, сейчас приноравливаются к новым обстоятельствам. В конце концов правительства приходят и уходят, а они обречены жить в этом городе.

В мае 1933 года Ишервуд покинул Берлин и несколько лет скитался по Европе. Он вернулся в в 1952 году между войной и Стеной, обнаружив «разрушенные здания на этой знакомой улице» - Ноллендорфштрассе - и «фасады домов… изрытые осколками бомб и изъеденные гниением». Ему не удалось увидеть город после объединения Германий.

image Click to view



А теперь про Можайск.
[А теперь про Можайск]

image You can watch this video on www.livejournal.com


То, что я проезжала этот город по железной дороге, когда ездила домой в Калининград из Москвы - это мелочь.
Моя можайская история началась 2 июня 1983 года в Поречье. В пионерском лагере "Электрон".
И еще несколько лет назад я думала, что повезло мне только с товарищами по вожатскому отряду.

А потом, когда я купила эту книгу



и  посмотрела эти фото,



я поняла, что величайшим счастьем было гулять по парку, заходить в главный дом и дышать этим воздухом.







источник фото https://pastvu.com/p/189375



источник фото https://pastvu.com/p/189353

Но в юности разве об этом думаешь?

Настоящее можайское молоко, которое детям и вожатым давали перед сном я тогда ненавидела, в основном за толстую желтую пенку.
Но где оно теперь это настоящее можайское молоко? И не говорите мне про бутылки и пакеты.
Да, усадьба сильно пострадала не только после революции, но и во время войны.
Можайск и Можайский район были окуппированы.

Потом Министерство электронной промышленности прекратило свое существование и лагерь и дом отдыха перешли в другие руки. Да поместье Уваровых восстанавливают.  Теперь там санаторий одной ну очень закрытой государственной структуры. Проход на территорию воспрещен.
И экскурсии не пускают. Народное достояние пренадлежит избранным. Можно из-за забора посмотреть. А местные жители пусть без парка и речки обходятся.









Все фото с сайта реставратов

На Бородинском поле я была два раза, один раз на экскурсии с пионерами из лагеря
. А второй раз с вожатыми в сентябре в походе с ночевкой в конце 80-х годов.
Меня поразила история братьев Тучковых и их матери.Я долго находилась под впечатлением.

Но в Можайск пионеров на экскурсию не возили. А "Московском комсомольце" в мои декретные 90-е  годы часто писали про Можайскую женскую колонию и про дом ребенка при ней. И это было страшно, дети могли быть рядом с мамами только до 3 лет. А потом разлука.

Но вчера я забыла рассказать об этом Соне. Потому что вокруг теперь творятся другие нехорошие вещи.
От вида огромных букв V и Z в центре города мы вздрогнули. Можайск в настоящее время - город контрастов.
Улицы заросли высоченными одуванчиками, повсюду торчат огромные и уродливые торговые центры.
Закрытый Макдональдс соседствует с открытыми барами, современная детская площадка с работающим ржавым фонтаном, пиццерия Додо с пустующими витринами разорившихся магазинов. Пресса у них незубастая (то ли пугливая, то ли прикормленная), почитала интернет- новости: пресно, благообразно, неинтересно.

Дошли до Кремля, сейчас фото покажу.
Но сначала дореволюционные, снова из ЖЖ
https://humus.livejournal.com/3334685.html





(не буду убирать палец Сони, потому что он передает её состояние от увиденного)



Народ в шортах обсуждал какие-то свои проблемы, зачем они вообще пришли сюда?



Грустное зрелище, вокруг обойти нельзя,  слева смотровая площадка, построенная в 2014 году. таковой не является.



Те же одуванчики, провалившийся внутрь макет Кремля и вялотекущая реставрация Никольского собора, который газифицировали, проводят в нем службы, но который не производит впечатления. У меня даже не хватило сил рассказать Соне про его масонские атрибуты.
https://vadimrazumov.ru/503699.html

Почитала сегодня историю деревянной святыни - иконы Николы Можайского, хранящейся в Третьяковке с 1933 года.
С одной стороны спасли, сожгли бы фашисты в 1941-42 годах.
А с другой стороны, кто теперь защитит Можайск от разрухи?
Может Можайское историческое общество?


Кабаре, одинмойдень, кино, назад в СССР, Берлин, мировая история, мемуары, Степнова, история России, Соня, Окуджава, Ишервуд, Поречье, Германия, Можайск, лытдыбр, книги, путешествия

Previous post Next post
Up