Вокзалы Европы: Göteborg Centralstation

Nov 03, 2021 13:55

Я села на копенгагенский поезд и направляюсь в Мальмё.
Грустно расставаться с Гётеборгом. Я так и не прокатилась на кораблике и не добралась до островов архипелага.
Я не пошла вчера в Оперу, хотя проходила рядом за 40 минут до представления и дешёвые по шведским меркам билеты были в наличии в интернете ( это концертный зал, шёл там какой-то инновационный спектакль).
В общем придётся вернуться, если будем живы.

Сейчас мне предстоит 3-х часовая дорога, интернет в поезде есть ( ещё бы ему не быть за такую цену Сапсана), фотографии я вчера и сегодня сделала, поэтому расскажу про железнодорожный вокзал Гётеборга.

Сначала старые фото, которые можно увидеть снаружи и внутри вокзала.

Центральный вокзал Гетеборга был построен в 1856-1858 годах. Первое здание было спроектировано в 1856-1857 годами архитектором Адольфом Вильгельмом Эдельсвардом. Вокзал запланировали построить на месте, которое ранее занимала тюрьма.

Первоначально здание состояло из большого зала, двух зон ожидания и нескольких ресторанов.

В 1923 году вокзал был перестроен и расширен по плану Фольке Зеттервалля, который к тому времени был официальным архитектором SJ ( шведских железных дорог). 14 марта 1923 года пожар уничтожил большую часть вокзала.
В 1928-1930 годы вокзал был расширен в связи с увеличением интенсивности движения. После 1930 года были внесены еще некоторые изменения, в том числе пристроен новый ресторан со стороны улицы Дроттнингторгет.
В 1993 году Центральный вокзал был отреставрирован, а в 2000-2003 годы современная центральная часть был пристроена к существующему зданию. Современный дизайн интерьера аналогичен модели 1923 года с деревянными колоннами, стеклянным потолком и полом из известняка.

В 1940-х годах было предложено снести зал ожидания, но зал был сохранен в том виде, в котором он был украшен картинами художника Филипа Монссона, увы, картины сохранить не удалось,а зал уцелел.

В течение XIX и начала XX века около миллиона шведских эмигрантов прошли через станцию, чтобы добраться до гавани. Конечным пунктом их назначения стала Америка.

Героиня моей любимой книги, еврейская девочка из Австрии, приехала на поезде на Центральный вокзал после того, как фашисты заняли Вену и стали отправлять евреев в концлагеря. На вокзале девочку и ее младшую сестру определили в семьи, живущие на одном из островов архипелага.

В феврале 2007 года в полицию Гётеборга обратились с угрозой взрыва. Взрыв должен был произойти на Центральном вокзале Гетеборга. Позже в тот же день в старых частях станции была найдена сумка. Эвакуация станции началась в 21:30 по местному времени, а через два часа станция снова открылась. Мешок был осмотрен, и никакой взрывчатки обнаружено не было.( Но и после этого происшествия никакого досмотра багажа на станции нет до сих пор. Возможно специальные устройства для досмотра встроены в пол или стены, но мне про это не известно.

В январе 2010 года секция стеклянного потолка станции площадью один квадратный метр обрушилась после того, как на нее упал лед. Один человек получил синяки в результате падения осколков стекла, и большие части станции были закрыты из соображений безопасности.

Плачущая девушка - бронзовая скульптура , созданная Лорой Форд , родившейся в Кардиффе, Уэльс. Скульптура имеет высоту около 1 метра, была установлен на станции в 2009 году.

Когда мы с Соней жили в отеле на вокзале Гётеборга, то несколько раз утром или вечером я спускалась на вокзал и просто любовалась интерьерами. А ещё меня поразила тогда большая обеденная зона. Стояли большие столы. И народ мог подкрепиться взятыми с собой или купленными в многочисленных киосках и кафе продуктами.
Ковид внёс ограничения. Теперь большую зону поделили между собой кафе.
Но потолок также прекрасен

На вокзале снова перестройка и перепланировка

Рядом автобусный терминал. Когда приехала туда с аэропорта, то не увидела информационный центр с бесплатными картами и проспектами.

Гётеборжцы - граждане мира. Они могут улететь в отпуск не только из родного аэропорта, но и из аэропортов Осло, Копенгагена, Мальмё, Стокгольма.
Осло севернее Гётеборга, а Мальмё и Копенгаген южнее, Стокгольм на востоке.

PS К сожалению, недавно прочитала про планы построить небоскребы рядом с вокзалом. Дело в том, что сейчас строят тоннель под городом. Появится аналог метро.
Проект West Link (Västlänken)

Рельсы у вокзала спрячут под землей. А на их месте построят новые современные здания. И маленький уютный вокзал на этом фоне совсем потеряется.

Урбанизация, будь она неладна.

У меня даже от вида фото настроение портится.

Район старых деревянных домиков Хага тоже потеряет своё очарование, когда рядом будет крупная пересадочная станция.