Помнится в
в рассказе о кружках 1-2 класса я часто повторяла, что новое -это хорошо забытое старое.
Что это значит для опытных педагогов?
Это значит, что можно и нужно работать по своим собственным старым наработкам. Но.
Изменился окружающий мир и изменились дети и родители.
Надо пытаться соединять и объединять темы разных занятий и разные идеи.
У меня это получается само собой. У меня внутри такой котёл, где постоянно варятся, перемешиваются и кипят разные мысли и идеи по поводу уроков и кружков.
На примере последнего занятия кружка 3 класса расскажу о некоторых идеях, которые появились в процессе проведения.
На 9 детей у нас было 7 коробочек с игрой SET.
Я попросила ребят сесть по одному за парту и разложить карточки игры на парте, чтобы находить среди них сеты.
Все карточки на парте не помещались, я стала интересоваться, кто сколько выложил, чтобы понять сколько осталось.
И хотя карточки были выложены прямоугольником, никто не догадался применить ТАБЛИЦУ УМНОЖЕНИЯ. То есть дети так и не освоили практический смысл таблицы. Если на парте четыре ряда по 10 карточек, как узнать общее количество?
Значит, раскладывая карточки, надо постоянно стимулировать ребёнка на быстрый подсчёт количества с помощью умножения.
В игре SET есть три белых запасных карточки, у одной девочки вдруг оказалось четыре. Надо было определить, откуда взялась лишняя. Попросила ребят, сидящих рядом, посчитать карточки.
Как подсчитать 80 карточек и не ошибиться? Показала, как раскладывать на стопочки по 10.
Надо было ещё вспомнить систему координат и плавненько перейти к «Морскому бою».
https://klarissa45.livejournal.com/278908.htmlИ вот тут снова помогает прямоугольная или квадратная раскладка карточек.
Раскладываем, например
25 карточек. И нумеруем столбцы слева направо - А, Б, В, Г, Д, строки нумеруем сверху вниз - 1,2,3,4, 5.
А теперь выписываем в тетрадь все возможные сеты с нумерацией. Например, А3, В1, Д5. Кто найдёт больше всего сетов.
На «Морской бой» оставалось совсем мало времени.
Поэтому я попросила нарисовать поле 5x5 и разместить на нем 5 однопалубных( одноклеточных) кораблей.
Стала рисовать на доске пример и НЕ СМОГЛА разместить там 5 кораблей. Значит, возможны ситуации, когда корабли на поле не помещаются? У меня есть ребята с которыми уже можно разговаривать на тему расстановок на клетчатом поле.
Потом я стала играть с девочкой. У девочки не было системы и логики в игре, поэтому она быстро проиграла.
И тут возникают задачи типа «сколько выстрелов, нужно сделать, чтобы поразить все корабли за минимальное количество выстрелов?»
Вот и доказательство того, что можно на самых доступных для детей этого возраста примерах знакомиться с более сложными задачами. Теория вероятностей тоже потихонечку начинает маячить на горизонте на самом бытовом уровне!
PS И да, чуть не забыла. На следующем занятии собираюсь скрестить «Морской бой» и
геодоски! Посмотрю, что получится!