Родителям нечитающих школьников

Aug 16, 2020 11:12


Библиотека 110.
Я иду забирать списанные книги.



Это была первая библиотека, в которой я увидела очередь из желающих забрать старые книжки домой. Всем ожидающим предложили диванчики и кресла.
Но женщина с двумя девочками, дошкольного и школьного возраста, пришла с другой целью -взять книжки по «летнему школьному списку». Её пропустили без очереди.
Такая обязательная примерная мама. Август заканчивается, ребёнок по списку не продвигается, надо заставлять читать.
Маме нужны были «Муму» и «Руслан и Людмила».
А я сижу очереди, вспоминаю, какие у меня ассоциации с этими произведениями?
Конечно фильмы!
Старенький черно-белый «Муму» 1959 года мы смотрели по телевизору с мамой. Там такой драматизм был, что я плакала искренними детскими слезами.
Это уже потом все квн-щики и юмористы стали глумиться-зачем Герасим утопил Муму?


Это сейчас я знаю, что у Тургенева мать отличалась таким же самодурством, как и героиня произведения школьной программы 5 класса.


Кстати, школяры перестали сочувствовать Муму, и взрослые чиновники отказались ставить памятник утопленной собачке в Москве. Поэтому пришлось уговаривать власти французского Онфлёра



И пушкинскую поэму я вспоминаю по очень красивому ( и немного страшному) фильму Птушко.







Я его несколько раз подряд посмотрела в мамином кинотеатре, когда училась ещё в начальной школе. По телевизору, увы, ощущения теряются.

А мой муж любит этот фильм ещё и за то, что снимали его в 1970 году под Александровом. Там такая природа в его родных местах! Была. И ещё осталась.



Вспомнив мой детский опыт, я и посоветовала мамочке показать дочери фильмы. Потому как заинтересовать надо. И ещё сказала, что читала Соне школьные произведения до 8 класса вслух
https://klarissa45.livejournal.com/104053.html

Я так осторожненько давала советы. И не удивилась, что дама-мама со мной не согласилась. Надо заставлять, пусть читает сама, фильмы потом.

В 104 библиотеке я тоже встретила маму со списком -Короленко и тд.
Как обычно детям задали «В дурном обществе», а в библиотеке были только
«Дети подземелья». Библиотекарь говорила, что это одно и тоже.
А я вспоминала, как пыталась в этом разобраться лет 5 назад, когда Соне задавали почитать летом. Тогда я пришла в ужас, прочитав автобиографию писателя и узнав историю женитьбы его родителей.
И стало понятно, какое дурное общество имел в виду писатель. Акценты сместились, а школяры по-прежнему изучают Короленко только в аспекте несчастных бедных детей.

Так вот. К чему я клоню?
Прежде чем заставлять детей читать. Задайте себе несколько вопросов. Как мотивировать детей читать? Всегда ли прав учитель, составляя такой список? Любите ли вы читать сами?
Вот прекрасное интервью Галины Юзефович
https://www.pravmir.ru/ne-zastavlyajte-detej-chitat-esli-ne-lyubite-etogo-sami-galina-yuzefovich-o-tom-kak-uvlech-knigami-podrostkov/
Попробую кратко изложить суть:
1. Продолжайте читать вслух подросткам, если читали в дошкольном и младше-школьном возрасте.
2. Если вдруг родитель понимает, что для него все это совместное чтение - совершенно непосильная, ненужная нагрузка, тогда ему стоит отвязаться от ребенка и признать, что тот имеет полное право не читать или читать меньше, или читать какую-то ерунду, с точки зрения родителей.
3. Если читать вслух, то не обязательно по программе.
( я вот взяла на заметочку Карин Бликсен, посмотрите остальные книги, которые рекомендует Юзефович)
4. Лучше читать рассказы, тогда не страшно пропустить вечерок-другой по уважительной причине.

«...одна из составляющих страха, неприятия и нелюбви подростка к чтению и в том, что у тебя есть том на 800 страниц, где и пролог, и эпилог, и огромное многостраничное описание природы и каких-то баталий, и ты не можешь продраться к сюжету. Где-то здесь, в том числе, кроется какая-то неприязнь, как на уроке физкультуры школьном, когда тебе надо пробежать 15 кругов вокруг школьного стадиона. Естественно, рассказы - это быстро и сюжетно, и рядом, тут все есть.»

5. «...ребенку нужна поддержка. Это могут быть родители, репетитор, хороший учитель литературы или ребята из литературного кружка в библиотеке. Чтобы не только читать, но и обсуждать прочитанное.»
6. Иногда выручают аудиокниги.
Но не все дети могут удерживать внимание.
7. Советы библиотекарей, учителей, продавцов книжных магазинов и литературных критиков по выбору книг могут оказаться абсолютно бесполезными для вашего ребёнка.
Однако может пригодиться ваш детский опыт. Попробуйте почитать вслух Майн Рида, Стивенсона, Жюля Верна, Дюма, Беляева, Грина и тд
8. Не мучайте себя и ребёнка, если ваши книжные интересы вдруг не совпали.
В этом есть и положительный момент. Если книга не нравится ребёнку, то вы спокойно можете перечитать или дочитать её самостоятельно.
Если книга не интересна вам, то возможно ребёнок будет вынужден дочитать её сам.
8. Если совсем никак, то в кратком изложении нет никакого криминала.
Скажу честно, что «Преступление и наказание» и «Поднятую целину» полностью я прочитала по собственному желанию только после школы.
А в школе я писала сочинения и отвечала на уроках, вычитывая только избранные отрывки. В том числе и потому, что времени на чтение не было, были сплошные математика и физика.

PS Мнение учителя-словесника
https://vogazeta.ru/articles/2020/5/8/culture/12884-nastupit_li_konets_sveta_bez_voyny_i_mira
PPS Мнение Марины Аромштам

https://www.papmambook.ru/articles/3229/

«Не забывайте также про кино и театр. Это очень правильный путь - осваивать классику (хотя бы частично) с помощью фильмов и спектаклей.

И есть еще аудиокниги. Это, пожалуй, лучше всего - даже лучше спектаклей.»

PS про обсуждение с детьми фильмов на основе книжек

http://www.papmambook.ru/articles/4219/

растим читателя, Онфлёр, библиотека, Франция, кино, фильмы, Пушкин, эмпатия, книги, Короленко, Тургенев, летнее чтение, театр

Previous post Next post
Up