Я расскажу здесь о своем опыте проб, ошибок и находок.
Потому что общие советы и рекомендации мне помогали мало.
Более того, сейчас мой ребенок-восьмиклассник снова прекратил читать перестал получать удовольствие от чтения, поэтому я снова в поиске рецептов и книжек.
Итак.
Моя младшая дочь оказалась дислексиком.
И поняла я это задним числом.
В первом классе мы медленно-медленно и трудно-трудно осваивали букварь и мне казалось, что причина в том,
что ребенок скрытый левша и полушария у него неправильно взаимодействуют.
Наша замечательная учительница записала дочь к школьному логопеду, занималась с ней после уроков и выдала мне домой стопочку букварей и азбук 70-90 годов прошлого века, чтобы я нашла что-нибудь подходящее.
Моя старшая дочь попала тогда в Первомайскую больницу и, навещая ее практически каждый день, я объездила все близлежащие филиалы Дома книги, разыскивая дефицитный хваленый
Новый букварь Ольги Соболевой.
Мы лепили буквы из теста, вышивали на ткани, шептали, хлопали и топали.
Истории и сказки и букваря дочка охотно слушала, но сама в чтении не продвигалась.
Буквы могут казаться тебе разными на ощупь. Представь, что ты кладешь буквы на ладошку - будто камешек, который нашел на морском берегу, или стеклышко, или уголек, или шишку, или лоскутик. Попробуй опять закрыть глаза или прикрыть их ладошкой. А на другую ладошку положи букву С… Получилось? Какая она? Гладкая, как камешек, обкатанный волной? Колючая, как шишка? Шершавая, как уголек? А может, мягкая - как тряпочка? Проделай то же самое с буквой О и с буквой У. А они какие на ощупь? А буква Т?
Жила-была буква, которая любила дразниться. "У-у-у!" - говорила она всем, кто попадался ей навстречу: улитке, угольку, уточке, даже доброму ужу. Они обижались и тоже отвечали ей: "У-у-у!" Так и стала она буквой У. А однажды, она увидела дерево. По привычке ей очень захотелось его подразнить, но ничего не получилось. А почему?
Тут все заметили, что это дерево и буква У очень похожи. Наверное, это приятно - быть похожей на дерево. Во всяком случае букве У после этого целый день не хотелось дразниться. Правда, на следующее утро она встретила совсем маленького утенка и опять сказала: "У-у-у-у-у!"
Во втором классе с чтением все было грустно, в третьем стало полегче. Но приготовление уроков занимало громадное количество времени. Ребенок читал неплохо, но смысл заданий до него доходил слабо.
Хотя, откровенно говоря, и я частенько не понимала, что же надо сделать по русскому и природоведению.
С математикой нам было попроще.
И вот в конце ребенкиного третьего класса я где-то прочитала о том, что существует замечательная книга французского писателя, бывшего учителя языка и литературы.
Я купила книгу и взяла ее с собой в отпуск.
А ребенку по совету милой девушки-продавца из
Букашек купила книгу Штайнхефеля про со странным названием и не менее странным сюжетом.
Книга Соне понравилась, хотя меня огорошили реалии современной немецкой жизни - мама, работающая по ночам в клубе, соседи-геи и тд
И только в прошлом году, приехав во Франкфурт-на-Майне, в книжном магазине мы увидели диски с фильмом по книге и два продолжения.
Стало понятно насколько популярен автор у немцев, и почему книгу перевел и издал "Самокат".
https://www.deutschland.de/ru/topic/kultura/kommunikacia-smi/rasskazcik-andreas-stainhefel
К тому времени я поняла, что ребенка пугает в плане самостоятельного чтения вид толстых книг.
Наша прекрасная школьная психолог разрешала читать нам комиксы, но я тогда не находила комиксы с хорошим сюжетом.
Я старалась ежедневно читать Соне перед сном. Но выбрать книгу для чтения было нелегко.
Дочери очень понравилась Тоня Глиммердал, но она отказалась слушать "Вафельное сердце", и я дочитывала книгу одна.
В одиночестве я дочитывала и Фросю Коровину
Про лошадку Звездочку мы услышали на "Детском радио", дочка сама героически взялась за чтение, но силенок не хватило.
В недочитанных и отложенных числились и "Девочки", и "Шедевр"
Хотя это было немного позже.
Надо вернуться книге Пеннака "Как роман", которую я начала читать
в июле 2014 в польской электричке из Мальборка в Гданьск.
Обычно все говорят о десяти правах читателя, которые декларирует Пеннак
Но в приобщении ребенка-младшеклассника к чтению эти права помогают мало.
Мне пригодилось тогда только одно - если ребенку не понравилась читаемая вслух книга (неважно в какой момент - в начале, в середине или в конце) надо ее откладывать. Не уговаривать и убеждать, а тем более стращать и наказывать, а откладывать.
И иногда ребенок вспоминает о недочитанной вслух книге и просит попробовать снова.
У нас так было с "Девочками" и с "Шедевром".
Прочитав "Как роман" я поняла, что нельзя ждать, что пройдет само,
в десятом классе и даже уже в седьмом увлечь ребенка чтением практически невозможно.
А в третьем-пятом классе главное не опускать руки и всегда находить время, чтобы сходить с ребенком в библиотеку, на книжную ярмарку или на встречу с писателем.
Прочитав про право чтения вслух, вспомнила я тогда,
что беременная Соней в январе 2003 года я ехала на автобусе на месячную учёбу в Данию через Германию.
Мне кто-то дал почитать немецкий русскоязычный журнал.
В журнале было большое интервью Улицкой, в котором писательница рассказывала о том, что читала детям вслух классику до окончания школы. И начинать читать ребенку надо как можно раньше.
А еще я заметила, что ребенок лучше всего слушает книги, которые родители сами не читали в детстве.
Быть может это связано с тем, что известные ему книги взрослый читает механически,без души.
А незнакомую книжку читать интересно и это отражается в голосе читающего.
По разным причинам я не читала в свое время "Сына полка", "Кортик", "Бронзовую птицу".
Многие книги Крапивина я тоже не читала.
Но в 5-7 классах учительница дочери строго спрашивала за чтение внеклассной литературы.
И мне приходилось бросать все дела.
За один воскресный вечер в седьмом классе мы прочитали "Безумную Евдокию".
И книга по-новому прозвучала для меня.
А после шестого класса на летние каникулы Соне задали "Ямы" Сашара.
Я нашла книгу в интернете в переводе
Майи Лахути.
Ежевечернее летнее чтение очень сблизило нас с дочерью.
Спасибо за это нашей учительнице!
В мое детское время не переиздавали Чарскую, а ведь "Лесовичка" оказалась очень созвучной моей дочери.
Мы читали ее летом в поездках с большими перерывами. Но дочитали.
Но самым хитом для нас оказалась тетралогия Анники Тор
Мы договорились читать только вечером и только вместе, хотя каждой из нас хотелось узнать, что же будет дальше и чем закончится каждая из четырех книг.
Попробую резюмировать написанное.
Что делать?
1. Читать вслух.
2. Подбирать книжки интересные одновременно родителю и ребенку.
3.
Комиксы- тоже полноценные книги и за рубежом их читать не стыдно.
Теперь и российские детские издательства стали их издавать.
В том числе на самые серьезные темы (травля в школе, родительские ссоры и тд)
Эту книгу я купила дочери-восьмикласснице по ее просьбе в феврале
4. Поговорите с учителем ребенка и родителями одноклассников о том, как обстоят в классе дела с внеклассным чтением
Предложите для чтения книги, которые читают или читали в вашей семье.
5. Посещайте с ребенком Библионочи (через несколько дней ближайшая с обширной программой), районные и большие бибилиотеки (мы любим детский отдел иностранки в Москве, в частности были на встрече с норвежской писательницей), книжные ярмарки и большие магазины (Библио-Глобус, Москва, Дом книги и тд)
Я покупаю книги обычно в интернет-магазинах, однако листать и смотреть их вожу ребенка на ярмарки и в обычные магазины.
В Ашанах тоже люблю смотреть книги.
6 Обязательно берите себе и ребенку книги на время поездок и отпуска( хотя бы нетолстые и развлекательные)
7. Вступите в группу
Детские книги в круге чтения взрослых, читайте сайты
Библиогид и
Папмамбук8. Никогда не опускайте руки и не говорите, что ребенок не исправим и ему уже никто и ничто не поможет.
9. Не ждите, что младший ребенок будет с удовольствием читать (слушать) те же книги, который читал (слушал) старший.
В нашей семье книги, обожаемые старшими детьми, абсолютно не впечатляют младшую дочь.
( так произошло с книгами Ройалда Даля и Михаэля Энде)
Но можно и нужно пробовать другие книги тех же авторов.
(Любимой книгой старшей дочери был "Тим Талер", младшая полюбила "Маяк")
10. Не старайтесь любой ценой нарастить скорость чтения.
Утверждения о том, что только имея скорость чтения 150 знаков в минуту, ребенок может стать отличником, весьма спорны
Ребенок получает информацию не только посредством чтения, есть также и аудиалы и кинестетики, а кроме того ребенка часто выручает хорошая память.
Продолжение следует, так как я купила новую стопку книжек и положила их на стол дочери
PS Вышла книжка писателя Юлии Кузнецовой, выкладываю содержание
з
PS Что делать с нечитающим подростком, которому предстоит в 11 классе писать выпускное сочинение
http://www.papmambook.ru/articles/3229/PPS Сейчас, в мае 2020, мой младший ребенок заканчивает 10 класс.
Сегодня ночью она слушала аудио-версию "Анны Карениной".
Возможно по программе. А возможно потому, что ей было интересно.
PPS мнение психолога Колмановского
Click to view