В четверг, 9 января, всем было тяжело выходить на работу и учёбу - и детям, и взрослым.
И мне надо было придумать, что делать после столь долгого перерыва с моими первоклассниками и второклассниками.
И я открыла домашний книжный шкаф.
Вот если бы я увидела
эту книжку Филякиной, то и не обратила на нее внимание.
Но эта книжка у меня хранится на работе.
Дома стоят на полке такие книжки
С одной стороны, это удобно - объединить все книжки под одной обложкой, а с другой название "неговорящее" и родители редко листают книжку при покупке.
А рядышком у меня стоит еще одна книжка, которую мне кто-то когда-то отдал.
И книжка, изданная в 1991 году, много раз выручала меня на занятиях с первоклассниками.
Потому что математика подана в этой книге под "правильным соусом", уже в предисловии авторы ссылаются на Выготского, который писал о том, что с помощью памяти и заучивания научные понятия ( в данном случае математика) ребенком не осваиваются, понятия возникают и складываются с помощью активности собственной мысли ребенка. Поэтому ребенку нужны обучающие игры.
Первоклассники получили название нарисовать картинки с помощью геометрических фигур.
В книжке "Давайте поиграем" дошкольникам предлагалось всего лишь обвести фигуры.
А тут надо придумать предмет, состоящий из фигур, сочетая размеры и формы.
У некоторых детей ничего не получилось.
Если первоначальная фигуры мала, то в нее невозможно вставить другие фигуры.
Большинство детей впервые познакомились с понятиями трапеция, ромб и овал.
А уж дошкольные стихи про соединение фигур вызвали у детей восторг.
Взял треугольник и квадрат
Из них построил домик.
И этому я очень рад:
Теперь живёт там гномик.
Квадрат, прямоугольник, круг,
Еще прямоугольник и два круга...
И будет очень рад мой друг:
Машину ведь построил я для друга.
Я взял три треугольника
И палочку- иголочку.
Их положил легонько я
И получил вдруг …ёлочку.
Вначале выберем два круга-колеса,
А между ними поместим- ка треугольник.
Из палок сделай руль. И что за чудеса -
Велосипед стоит. Теперь катайся, школьник!
Лидия Филякина в книжке "Считайки для малышей" предлагает проводить математические диктанты с геометрическими фигурами. Причем, ребенок должен знать не только фигуры, но и их элементы, а также не путатся в понятиях право и лево.
Примеры заданий:
1. Нарисуй равнобедренную трапецию основанием вверхю На не поставь три вертикальных узких прямоугольника.
(пароход)
2. Возьми широкий овал, слева нарисуй на нем небольшой круг. Слева пририсуй к кругу небольшой равнобедренный треугольник. Справа пририсуй в овалу такой же равнобедренный треугольник, но под наклоном.
(утка)
Полезно и обратное. Умение видеть в сложной фигуре простые составляющие.
Интересно, что вчера, занимаясь с одиннадцатиклассницей, я увидела применение знаний 1 класса в весьма непростой теме центра масс (центра тяжести) в контексте точек пересечения медиан треугольников, составляющих четырехугольник.
Определение местоположения барицентра объекта, имеющего форму буквы L Теперь о том, что мы делали с второклассниками.
Надо сказать, что мой кружок не связан со школьной программой.
Поэтому я спросила у учительницы ребят, складывают ли они столбиком и решают ли уравнения?
Таким образом, я еще раз убедилась в том, что книжки Филякиной универсальны.
По ним нескучно будет заниматься продвинутому ребенку, и они станут хорошим подспорьем для занятий с ребятами, у которых проблемы со счетом, уравнениями и задачами.
Например "Живые уравнения".
Почему они живые?
Я периодически вспоминаю грустную историю, которая приключилась со мной лет шесть назад.
Знакомая учительница начальных классов, работающая по программе Петерсон, посетовала,
что ее ученики не понимают алгебраическую формулу 2(а+в)=2а+2в
Я сказала, что нужно взять 4 детских кубика- 2 маленьких и 2 больших.
Маленькие будут а и а, а большие в и в.
Что такое (а+в)?
Это маленький кубик, стоящий на большом.
Тогда 2(а+в) это два раза маленький кубик, стоящий на большом.
А что такое 2а+2в ?
Это маленький кубик, стоящий на маленьком и большой кубик, стоящий на большом.
То есть левая часть равна правой. От перестановки кубиков их количество не меняется.
Что же мне на это ответила учительница?
Учительница сказала: "а и в не могут быть кубиками. Это числа."
Книга "Живые уравнения" о том, что Х - это и кубик, и домик, и буква и планета Земля и тд и тп
И пока ребенок это не усвоит, он сколько угодно может зубрить
чтобы найти неизвестное уменьшаемое
чтобы найти неизвестный множитель
и тд
Вот, например, уравнения про машину и про ракету
Помните я писала про печально знаменитую задачу из ВПР про среднее арифметическое?
https://klarissa45.livejournal.com/67791.html И если раньше я начинала играть в среднее арифметическое в 3 классе
https://klarissa45.livejournal.com/44304.html То теперь уже во втором.
Иначе у моих учеников проблемы не только в 5-6 классе возникают, а в 7-9 при изучении статистики и теории вероятностей.
У Филякиной в книжке есть прекрасные "Равномерные прыжки", помогающие нащупать в начальной школе понятие среднего арифметического.