Ранее
Театр и геометрия справочно
Государственная академия Художественных наук Государственная Академия Художественных наук, которую по культурному значению можно сравнить с немецким «Баухаусом»
(и которая, как и «Баухаус», создавалась при активном участии В. Кандинского),
являлась с 1921 по 1929 год центральным форумом российских дискуссий о новом определении задач
и функций наук о культуре и искусствознания.
Русский ученик Э. Гуссерля, Густав Шпет, будучи вице-президентом Академии,
выступал инициатором и посредником в рецепции и разработке герменевтически-феноменологических теорий культуры и искусства.
Ирина Сироткина Свободное движение и танец в России
читать http://www.apparatusjournal.net/index.php/apparatus/article/view/81/127По плану, составленному Василием Васильевичем Кандинским для Института художественной культуры и легшему в основу Академии художественных наук (1921-1930, до 1926 года называлась Российской (РАХН), после - Государственной (ГАХН), одним из предметов изучения в науке об искусстве должно было стать движение, танец. Когда в конце 1921 года Кандинский покинул Россию, он оставил в Москве единомышленников, готовых работать по его программе, в том числе исследовать движение научными методами. Уже весной следующего года в Академии появилась Хореологическая лаборатория. Инициатором ее создания стал искусствовед Алексей Алексеевич Сидоров, первой заведующей - танцовщица Наталья Фроловна Тиан, а после нее лабораторию возглавил математик, филолог и фотограф Александр Илларионович Ларионов. После начальной, не слишком удачной попытки наладить работу Хореологической лаборатории у Ларионова с Сидоровым возник альтернативный хореологии проект: кинемология - наука о движении в целом и в самых разных его проявлениях и репрезентациях, включая танец и кинематограф. Ларионов и Сидоров планировали открыть уже не лабораторию, а более крупное отделение - самостоятельную секцию с тремя подсекциями: хореологии, кинематографии и ритмопластики. Изучаться здесь должны были движения танцевальные, гимнастические и спортивные, бытовые и трудовые, а также представление движения в изобразительном искусстве, фотографии и кинематографе. Однако проект кинемологии так и остался нереализованным, термин не закрепился, а после закрытия Академии практически вышел из употребления и связанный с ним термин «искусство движения». Вместо академической дисциплины кинемологии, в Советском Союзе расцвело практическое искусство выразительного движения: в танце, фотографии и кинематографе авангарда.
Ирина Сироткина
Кинемология, или наука о движении.Забытый проект ГАХН В Германии Кандинский зарисовал геометрическую основу танца Грет Палукка
и опубликовал в трактате "Точка и линия на плоскости"
Александр Илларионович Ларионов (1889-1954).
Математик, знаток языков и профессиональный фотограф, он интересовался самыми разными вопросами - от начертания различных алфавитов до репрезентации движения в кинематографе.
В РАХН он пришел с намерением изучать графическое представление жестов и поз и найти для них математическую формализацию. Ларионов расширил и детализировал список подлежащих изучению предметов: кроме танца (включая балет, современный танец и танец прошлых эпох), в него вошли гимнастика и спорт, рабочие операции, а также движения в фотографии и кинематографе. Ларионов предлагал изучать самые общие «художественные законы движений тела» и визуальные репрезентации движения. Он также предлагал анализ элементов танца с последующим исследованием композиции - «художественного заполнения пространства». Занимали его и вопросы о связи движения с музыкой и цветом, или о «пластически-живописном соответствии» - цветовом оформлении танца. Наконец, в полном согласии с Кандинским, Ларионов собирался изучать «координацию психических состояний с пластическими позами» - воздействие танца на зрителей и самого танцовщика.
Первый год работы Хореологической лаборатории заканчивался разочарованием: оба проекта - и кинемалогии, и вуза - провалились. В качестве реванша Ларионов и Сидоров задумали еще один - «выставку по искусству танца». На ней они планировали показать самые разные способы фиксации и репрезентации движения: фотографию, живописные и скульптурные изображения, схемы и записи движения в соответствии с разными системами танц-нотации. Проект получил одобрение, и выставка «Искусство движения» была подготовлена меньше, чем за месяц. Об участии объявили Русское фотографическое общество, Московская ассоциация ритмистов, отдельные художники и коллекционеры.