Про это

May 16, 2012 13:51




Прибыль с десятины
О десятине знают все. Но обычно считается, что это пережиток прошлого - некая заповедь Ветхого Завета, исполнять которую в новозаветные времена уже не обязательно. А как оказалось, есть такие христиане, кто десятину отдает и сегодня. Зачем они это делают и что получают взамен - они рассказали нам сами




Тема, о которой заговорили с очередной чаплинской подачи, столь же проста поста по сути, сколь и неразрешима в современных условиях в РПЦ.

Каждому, кто сталкивался с приходской бухгалтерией, знакома эта тенденция: где рискуют отказаться от вымогательств за требы, там начинают жертвовать. Где пытаются решить вопрос, пуская тарелку за службу дважды и трижды, где ненавязчиво ставят тарелочку на пути к аналою для исповеди (что, в отличие от поборов за крещение и венчание является грехом симонии не только по духу, но и по букве канонов - Пято-Шест., 23) - там, на каждой оказывается денюшки пропорционально меньше, так что общий сбор почти не растёт. Сказанное в Мал. 3:8-10 работает - надо лишь уметь правильно понять и применить.

ailoyros резонно связывает вопрос приходской "десятины" с епархиальными отчислениями. Скажу откровенней: если уж напоминать ветхозаветные принципы - то в первую очередь себе, а не настоятелям и прихожанам. То есть вспомнить, что иудейский первосвященник содержался на десятину от левитских десятин (Числ. 18:21-32). Соответственно, вместо выбиваемой с приходов конкретной суммы сообразно каким-то своим нуждам (как правило никоим боком не когерентным нуждам приходским - даже при отрадной тенденции последних лет к разделению МПшных епархий они ещё не воспринимаются как экклезиологическое целое с филиалами в виде приходов, но как надприходская бюрократическая надстройка - здесь одним дроблением вопрос не решить) в общеепархиальный котёл поступает, строго и фиксированно, десятая часть от приходского сбора. Десятая часть от него - в формируемые нынче митропольные округа, от них пятая часть - в патриархию. При таком раскладе может не хватить на имиджевые Лексусы? Не хватит - значит, они вам и не нужны, ездите, как лохи, на Мерсах...

Если бы удалось перестроить систему сверху, если бы этот принцип стал общераспространённым и общеизвестным, если бы финансовая отчётность была доступна каждому члену прихода (если бы ещё понятие члена прихода не существовало для половины из них только на бумаге... хотя в нынешнем уставе умудрились потерять даже на бумаге, даже в виде паллиативной "двадцатки"), то заработал бы тот же принцип, о котором говорилось в первом абзаце, и процентную ставку приходских и епархиальных отчислений, каждый прихожанин считал бы минимумом, который требует жертвовать христианская совесть. У баптистов это работает, у католиков работает, у православных в США работает - почему оно должно не работать для МП? Миф о принудительно-контролируемой десятине у протестантов придуман в начале 90-х как бы не Кураевым в порядке контрмиссии и апологии "православной практики" платы за требы. На самом деле понятие десятин "по закону" и доброхотных приношений по усердию размежовываются только адвентистами и большинством харизматов, для остальных это синонимы. Но и у тех это никем не контролируется, предоставляясь христианской совести (подкрепляемой, впрочем, промыванием мозгов на эту тему в каждой проповеди), никакие казначеи не фиксируют, кто сколько внёс и не сверяют эту сумму с декларациями о доходах. Если есть исключения (как правило, в сектах с "ячеечной" структурой, где касса организуется не по приходскому принципу, а по принципу "братств") то это именно исключения.

Но мы не вчерашние и прекрасно знаем, почему в МП на территории постсовка это не работает. Потому что сформированный в результате советских гонений, делавших невозможной нормальную приходскую жизнь, уродливый феномен "предприятий культово-ритуальных услуг" в девяностые годы был развит как принцип и положен в основу создаваемой системы, названной на новоязе "возрождением православия". Только в последние годы декларируется отход от неё, и то в основном для формы. Вот если бы развязанная нынче Кремлём травля РПЦ имела целью не просто поставить на место, а вылилась бы в урезание дотаций, а главное, в создании для чиновников и братков на местах имиджа недружественной организации, которую правильным пацанам поддерживать западло, то систему ещё удалось бы перетраяхнуть, а так нет.

Не менее важен вопрос не только как платить десятину (контролировать или нет, насколько буквально понимать "десятую часть и т.д.), но и когда. Всё взаимосвязано: "церковный налог", с которым обычно ассоциируются разговоры о "десятинах" в нынешних реалиях "предприятий культово-ритуальных услуг" соответствует статусу церкви как госдепартамента или (что то же самое в новых условиях - например, сегодняшней протестантской Европе) вымирающего и потому охраняемого государством национально-культурного наследия. Сбор "десятин" во время приходских собраний, а тем паче, частных сборищ отдельных групп, братств, сестричеств и общин - пламенный превед "общинно-братской экклезиологии", а равно и всем тусням духовных чад™ всех духоносных батюшек™.

Возвращение "десятинам" церковного, сакраментального статуса с необходимостью предполагает интеграцию их приношения в богослужение - прежде всего, в Божественную Литургию. Здесь не надо изобретать никаких новых форм - достаточно правильно осмыслить и привести в порядок то, что есть. Да, именно свечи и именно тарелочный сбор. Вот, кстати, начать с замены тарелок закрытыми копилками и мешочками, чтобы и народ не отвлекать медитацией над тем, кто сколько положил, и не светить "кесаревыми иконами и надписями" (особенно уместно выглядят червонцы с Мазепой - прямо-таки историческая компенсация за провозглашение ему политической анафемы в построенных им храмах). А в маленьких протестантских общинах видел совсем замечательную практику: во время пения гимна, под который объявлен сбор, каждый желающий поучаствовать отрывает задницу от скамейки и, как в первохристианских церквах, сам приносит "дар к жертвеннику", кладя в денежку в "газофилакию". Или с детьми передаёт.

Принципиальней, однако, момент такого приношения. У католиков оно происходит во время оффертория, знаменуя начало евхаристической литургии верных и составляя как бы единое целое с приготовлением у алтаря Даров к освящению. Трудно предложить более уместный момент как с оглядкой на историческую практику, так и чисто функционально. Проблема в том, что в РПЦ сложилось особо благоговейное отношение к Великому входу и Херувимской (хотя характерная для советских лет ситуация, когда малосведущие прихожане воспринимали его даже более значимым моментом, чем Евхаристический канон, кажется, благополучно ушла в прошлое), с которым для большинства, наверное, туго совместима возня с купюрами. Потребуются многие годы для утверждения такой практики и мудрость, чтобы она стала не профанацией Великого входа, а сакрализацией пожертвований.

Прот. А. Шмеман для возвращения в сознании верующих правильного понимания Великого входа предлагал приурочить к нему подачу просфор с поминальными записками. Думается, здесь не только не снимается проблема нарушенного благоговения, но и осложняется проблемой должного отношения к просфоркам как своему приношению к общей евхаристической Трапезе, а не частного бонуса на общем богослужении. Простой сбор пожертвований приурочить к Великому входу проще. Кстати, ардовская байка про "отложим по печению" в оригинале отнюдь не о проблеме понимания церковнославянского, а о литургическом творчестве - своеобразной деформации шмемановской идеи, с печенюшками, откладываемыми на канунник. Смешно, конечно - но направление мысли, в принципе, верное.

Λειτουργική, православизм на марше, севооборот

Previous post Next post
Up