Поездка в Карелию (Сортавала) с детьми

Jun 18, 2021 17:29

Как добирались?
Можно, конечно, на машине, но мы не любители, поэтому выбрали поезд. Туда ехали через Питер. Очень неплохой вариант. От Питера до Сортавала (местные говорят, что название не склоняется) ходит Ласточка. Уезжает с Финляндского вокзала в 6.15 утра. Рановато, конечно, зато в 10.20 вы уже в Сортавала. Мы взяли в Ласточке бизнес-класс, 4 места со столом и завтраком, всё было просто чудесно, даже немного поспали.
Обратно ехали прямым поездом из Сортавала до Москвы (поезд из Петрозаводска), он, конечно, не фирменный, но тоже вполне ок.

Городок Сортавала
Городок, конечно, небольшой, мы везде ходили пешком в пределах получаса. У вокзала активно предлагают себя таксисты, но мы не стали брать, вполне нормально дошли (через поля и гаражи, ха-ха, спасибо, Яндекс). От вокзала и по одной из центральных улиц ходит автобус №1, проезд 45 рублей, он едет потом за город.
В городе есть интересные дома (много деревянных и каменных), есть и панельные пятиэтажки, есть «частный сектор». В целом не скажу, что очень красивый. Основные зоны для туристов: 1) набережная возле местного «дома пионеров» Сердоболь (это, кстати, старое русское название Сортавала), там есть детская площадка с покрытием, качели-коконы, лавочки с сувенирами, кафе и, конечно, вид на озеро. 2) местный парк Ваккосалми (там есть тренажёрные площадки, лавочки, но главная - гранитная скала Кухавуори, на вершину которой ведёт оборудованная тропа и с которой открывается отличный вид), всё бесплатно и чисто вполне, единственное, туалет, обозначенный на карте, оказался деревянным домиком с ямой, но кругом был лесок…

Из Сортавала можно (и нужно!) отправляться в путешествие по Ладоге. Есть метеоры, которые идут на Валаам (примерно 1 час по воде), но мы предпочли частный катер и экскурсию по шхерам. Водителя нам посоветовала хозяйка квартиры, где мы останавливались. Приятный парень Дмитрий на своём катере с закрытым верхом довольно шустро провёз нас между многочисленными островами и островками, потом высадил на острове с характерной растительностью (мхи, лишайники, брусника, сосны) и мы там побродили минут 40, дети напрыгались по камням, перекусили. Насколько я поняла, всех на этот и остров привозят, там удобная бухта для небольших катеров и особо не заблудишься. Стоило удовольствие 2 т.р. с человека за 2-2.5 часа. Нам очень понравилось! Захотелось как-нибудь приехать на такой островок с палаткой на несколько дней (кстати, Дмитрий часто завозит и вывозит туристов с палатками тоже).

Ещё очень понравилось старое финское кладбище, которое находится на окраине Сортавала. Гранитные плиты среди травы, хвощей и незабудок в сосновом лесу. Никаких оградок и искусственных цветов, спокойствие и уважение.
Ну и, конечно же, Рускеальский экспресс. Даже если вы собираетесь поехать в горный парк на своей машине, посмотреть на паровоз надо обязательно. Он ходит каждый день утром в 10:00 и в 10:40, вечером в районе 19, точно не помню. Лучше всего смотреть и снимать с деревянной платформы «Сортавала-центр». Предупреждаю, паровоз очень громко гудит и делает это долго и с удовольствием, со спящими в коляске и впечатлительными детьми лучше смотреть издалека.
Общепит в Сортавала представлен несколькими кафешками (в которых в обед в выходные всё занято), макдональдсом, также можно поесть финскую уху в рыбном магазине на набережной. Мы в итоге ели в городе только один раз - зашли в местное заведение Сушиман (в основном работает на вынос и на доставку), заказали вок, было очень вкусно и много! Суши брать не рискнули.

Горный парк Рускеала
Мы ехали туда и обратно на поезде из Сортавала, брали билеты заранее, всё есть на сайте РЖД.

Сразу главное предупреждение: если хотите попасть на экскурсию в пещеры «Подземная Рускеала», нужно приезжать как можно раньше и сразу бегом бежать за билетами (муж прямо с поезда помчался к кассам, потому что я до того читала, что сложно попасть). Нам чудом удалось в 11 утра взять билеты на 17:20. Думаю, большую часть билетов раскупают приезжающие ещё раньше на машинах. При это никакой возможности купить билеты заранее или онлайн мы не нашли. О самой экскурсии расскажу ниже.
Парк очень понравился. Хорошие широкие дорожки и дороги, очень красивая природа, сочетания цветов. Просто бомба! Тут проще фотки показать:

Нам не очень повезло с погодой, после обеда пошёл дождь, но всё равно было здорово.
Есть там пешеходная экскурсия по парку, мы её не брали. Есть Троллей над озером, дети не захотели, очередь стояла приличная, несмотря на дождь. Также можно кататься по озеру на лодках и платформе (тоже, насколько я поняла, мест не так уж много, надо покупать сразу). В общем, народу реально много, но если гулять, то территория позволяет не скапливаться. Площадка про Калевалу по сути ни о чём, за вход отдельная плата, в принципе, можно и не ходить. Мы не так давно читали этот эпос, поэтому зашли просто чтобы вспомнить.
Из общепита на территории: пирожковая с калитками и прочей вкусной выпечкой, бургерная (скорее фаст-фуд, без претензий), гриль-кафе (там есть форель на гриле, шашлык, колбаски) и кафе-столовая с нереально вкусными сырниками, но и остальная еда тоже очень даже, нормальные супы, гарниры, морсы). Всё это по сути на одной площади, так что можно походить-повыбирать. Строят ещё какой-то ресторан, но пока не открыт.
Теперь про подземную экскурсию. По времени она минут на 40, но больше и не надо, потому что там довольно холодно внутри, мы надели все куртки, которые у нас был, но с мокрыми ногами это не сильно спасало. Всем выдали каски (а могли бы ещё какие-нибудь пледы выдавать), потом повели в штольню. Двигались не быстро, экскурсовод рассказывала о том, как и что добывали, как строили шахты, об истории карьера и вообще этих мест, в принципе, довольно интересно. Но гвоздь программы, конечно, - подземное озеро, на котором и в июне был лёд и даже остатки ледяных скульптур. Очень красивое, по озеру проложена тропа на понтонах, включают музыку и подсветку. При этом там большое отверстие в своде пещеры в этом месте, там снаружи ходят люди на высоте нескольких метров над тобой. Экскурсия не дешёвая. Взрослые 2000, дети по 750 р. Но, я считаю, без неё впечатления были бы неполными. Когда вышли «из подземелья», несмотря на дождь, на улице показалось очень жарко.

Водопады Рускеалы
Туда ходит трансфер из горного парка, но мы в тот день не поехали из-за погоды. Если, к примеру, вы не попали на подземную экскурсию, а весь парк уже обошли, можно податься на водопады. Мы в итоге ехали на такси из Сортавала (900-1000 рублей в один конец). Вход платный, на четверых 1000 рублей. Там вокруг водопадов (их заявлено 3, но красивых более-менее 2) проложен деревянный настил-тропа, щедро украшенный довольно аляповатыми деревянными фигурами насекомых. Мы в какой-то момент сошли с тропы и побродили по лесу (очень уж там привлекательные леса со скалами и мхами), хотя потом увидели табличку, что сходить с тропы нельзя. Саму тропу можно очень неспешно за 20 минут обойти, там ещё подвесные мостики над водопадами, на которые пускают не более 5 человек. В общем, место, чтобы заскочить ненадолго по дороге в зоопарк или в горный парк. Важно! Билайн там не ловит почти совсем, не могли вызвать такси обратно, пришлось на месте ловить тех, кто привёз кого-то.

Гора Паасо
От Сортавала примерно в 2 км по дороге (на въезде в Хелюля). Указатель говорит о том, что там древнее городище, но от городища там ничего не осталось, хотя когда-то там действительно было древнее поселение. У подножия горы в лесу начинается тропа, обозначенная верёвками по бокам, идти минут 15. С вершины потрясающий вид на озёра и леса, есть пара лавочек, растёт земляника. Очень приятное и живописное место. Можно также доехать на автобусе №1 из Сортавала (ходит каждые полчаса), от центра минут 15 от силы.

Парк Бастионъ
Это место приятно удивило. До поездки я читала отзывы и решила, что туда идти необязательно, подумала, что это стандартная «клюква» типа Измайловского кремля, только про викингов, где за каждый чих надо доплачивать. Но всё оказалось совсем не так! В парке работают очень вовлечённые ребята: в основном реставраторы. Все экскурсии очень живые, содержательные, с юмором, всё можно потрогать, примерить, везде залезть, дают попробовать медовуху (детям сбитень), пострелять из катапульт и из маленькой пушки. И всё входит в цену входного билета (700 рублей, многодетным есть скидки, вроде)! В парке несколько основных локаций:
1. История игр. Небольшой павильон, где собраны самые разные настольные игры разных народов, видно, что коллекцию старались наполнить как можно разнообразнее, специально закупали многое, а не просто собрали по чердакам. Экскурсовод рассказывает про разные страны и игры, после экскурсии можно остаться поиграть.
2. Крепость викингов. За частоколом несколько строений и пристань с ладьёй. Экскурсии каждые 30-45 минут по расписанию. Сначала на лавках под навесом рассказывают о викингах, о том, как воевали, как строили, без попсы, с вниманием к историческим фактам. Потом можно пройти на дегустацию, наливают совсем чуть-чуть, так что можно и водителям. Там тоже рассказывают, в том числе про традиции викингов, про тосты, про ярлов и т.д. И третье здание - оружейная, где собраны оружие и доспехи, творения реконструкторов. Всё можно брать, примерять, фотографироваться. Параллельно можно спросить о чём-то конкретном или послушать рассказ в общем. Сами ребята одеты довольно аутентично: шерсть, лён, самодельная кожаная обувь, длинные волосы.

3. Площадка артиллерии. Небольшая площадка с навесом, где сначала дают развлечься и пострелять теннисными мячиками из небольших катапульт по деревянным врагам на ладье, а потом проводят экскурсию по экспонатам и тоже объясняют принцип действия и дают пострелять. В конце стреляем из небольшой пушки: дети заряжают (теннисным мячиком) с соломой и шомполом, потом внутрь кладут большую петарду и она стреляет. Восторг!

4. Павильон, посвящённый русско-финским военным конфликтам (гражданская война, когда были белофинны и русско-финская, перетекшая во Вторую мировую). Здесь очень много экспонатов, найденных в Карелии. Видимо, павильон организован местными поисковиками и военно-патриотическими обществами. Сначала девушка рассказывает о медицине на войне и о быте людей 40-х годов, потом мужчина проводит экскурсию в другой части, где собрано самое разное оружие, в том числе уникальные кустарные образцы тех времён. Говорят «не по книжке», видно, что много знают и с удовольствием расскажут больше, если спросить. Здесь же можно при желании пострелять из разных видов оружия (это за отдельную плату).
5. Каменный век. Тут мы особо не поняли. Там просто очень красивые массивные гранитные скалы и валуны, возможно, ещё недоделано.
В целом очень хорошее впечатление, с удовольствием провели там часа 4, хотели бы и подольше, но это был день отъезда и надо было бежать на поезд. На территории есть небольшое кафе, где можно поесть шашлык, уху. Всё было вкусное.

Резюме:

Единственное, о чём жалею, что ягод и грибов к нашему приезду ещё не было. Но это отличный повод вернуться!
Зато очень приятно было видеть, что в этом регионе активно растёт современный туризм, с удобствами, а не только для энтузиастов-походников.