Aug 01, 2022 01:22
Замечательная методика Люси Калкинз, о которой я услышала от Оксаны Агеевой, и сразу загорелась. А вебинар последней настолько меня вдохновил, что мне тутже захотелось попробовать. И летом в деревне я организовала группу для занятий мастерской письма.
Чем мне понравился подход Люси Калкинз:
Акцент переносится на умение владеть языком, умение сформулировать и выразить свои мысли, передать чувства, настроение, изобразить живого, правдивого героя, заставить читателя переживать то, что задумал автор, а умение грамотно писать осваивается постольку, поскольку каждый автор хочет, чтобы его произведение было понятно читателю, точно передавало то, что он задумал, а потому для него важно, чтобы текст был написан грамотно.
Каждый ученик - творец своего произведения, в полном смысле автор и он же оценивает работу. Сам решает, о чем и в каком стиле будет писать. Какое начало выбрать и как закончить историю, какие добавить детали, а что вычеркнуть. Он решает, готова ли его работа или что-то надо ещё исправить, улучшить, дополнить.
Но учитель даёт детям конкретные инструменты. На каждом занятии есть мини-урок, на котором он знакомит их с каким-то приёмом, показывает, как его можно использовать и предлагает потренироваться.
Преподаватель никогда не "проверяющий" Максимум - доброжелательный читатель с конструктивной критикой. И если бы вы видели, с какой благодарностью дети принимают эту критику, и как эффективно используют!
Вообще прогресс ребёнка оценивается в сравнении с ним самим, а не с кем-то придуманной школой. Но учитель, конечно, имеет в голове некоторые ориентиры и в некоторой степени преподносит их ученикам.
Правила и приёмы преподносятся не как ограничения и предписания, а как возможности. Давайте посмотрим, как делают это авторы! Мы можем составлять временную шкалу своей истории, а составив, посмотреть на неë внимательно и решить, какой пункт обозначает самый важный момент. Если мы попробуем вспомнить и представить себе в голове этот момент во всех подробностях, как фильм, с красками, звуками, запахами и чувствами, мы сможем написать отдельную временную шкалу к этому моменту истории.
Вы замечали, что тексты в книгах написаны абзацами?...
Иногда автор не знает, как правильно написать слово, тогда на помощь ему приходят правила...
Методика предполагает довольно много работы в парах или мини-группах. Дети рассказывают друг другу, слушают, задают вопросы, вместе решают какие-то задачи, выдвигают предложения, обсуждают, помогают.
Ну и совершенно замечательно, что каждый цикл занятий кончается праздником публикации, на котором каждый зачитывает свою работу, одну из своих работ, которую он выбрал, чтобы доработать и подготовить к этому празднику. А значит, вся работа имеет для детей вполне определëнные и значимые для них цель и смысл.
Вся работа делается не для оценки, не "чтобы не наделать ошибок", а для того, чтобы сделать свою историю такой хорошей, какой только они хотят её видеть.
Также мне очень понравилась идея, что на празднике дети представляют друг друга. Перед выступлением товарища говорят о нём несколько добрых слов, как о писателе, что у него хорошо получается, в чем он мастер. Это важно и для говорящих и для готовящихся читать свой рассказ и, конечно, волнующихся, авторов.
Самой большой радостью для меня было то, насколько дети откликнулись, с каким увлечением и усердием они работали, как они на каждом занятии сосредоточено писали по 30-40 минут, и как хотели улучшить свои рассказы. И не только хотели - невероятно, несколько они действительно сумели доработать, оживить их, наполнить красками, чувствами, юмором и смыслом. И я никогда не говорила, что надо исправить, что написать, как лучше сформулировать, лишь высказывала предположения, что вот в этом эпизоде, возможно, получится более живо, если добавить диалог, а здесь хочется увидеть чуть больше индивидуальности у каждого героя, не стоит ли тебе описать, что в это время делали, видели и чувствовали другие участники истории и через это передать их характеры? Попробуй вспомнить этот момент подробнее, что происходило вокруг? Что ты почувствовала? Что подумала? В какой последовательности развивались действия?
Отдельное удовольствие работать с увлечеными, заинтересованными детьми. Я изначально предложила занятия для желающих и несколько человек по ходу дела "отвалилось". И я очередной раз думаю, что только такими и должны быть групповые занятия - с увлеченым педагогом и увлечеными учениками.
Мне очень-очень хочется продолжить вести такие занятия. Есть задумка программы для первоклашек, включающая все необходимые по программе темы (их там совсем немного). Можно было бы попробовать организовать, как кружок у нас дома для небольшой группы.
Наташа просит продолжить занятия для её возраста, например, как кружок в воскресной школе. Умом понимаю, что оба варианта - выше сил, учитывая все обстоятельства. Но одновременно очень хочется продолжить. И видится очень логичным именно сейчас разработать и провести курс для первоклашек. Но останавливает опасение, что снова придётся отказаться в середине пути, потому что не потяну.
мастерская письма,
СО