Начну с того, что всю дорогу нам дико везет с погодой. В Юрмале валялись на пляже неделю, хотя до этого был дубак и дожди. В Швеции под дождь так и не попали, хотя по прогнозам должен был быть. Вот и в Таллине обещали дождь всю неделю. Но днем было солнце, а ливень припустил только тогда, когда мы шли к машине, чтобы уезжать.
День 18 Таллин
Город совершенно не похож на соседние столицы. Вообще Литву, Латвию и Эстонию не так много объединяет между собой. Вильнюс показался эклектичным городом, где все в разные периоды что-то строили и сносили. Рига очень большая и похожа на настоящую европейскую столицу. А Таллинн (с двумя Н требуют его называть местные законы) - настоящий средневековый город, с крепостными стенами из серого камня и домами с узкими фасадами, прилипшими друг к другу. Новодела советского какого-то в старом городе нет. Все чистенькое и в идеальном состоянии. Только машины на улицах все портят. Очень зря их пускают в старый город.
Интересным еще показалось деление города на верхний и нижний. В верхнем жили то датчане, то немецкие рыцари, то шведы... В общем те, кто их захватывал. А в нижнем собственно местные. При этом у них были независимые стены, башни и они друг от друга закрывались на ночь. Удивительное сосуществование.
В верхнем городе (что не удивительно) стоит и православный храм Александра невского. Сам храм может быть и хорош. Но настолько неуместен в средневековой строгой стилистике серого камня крепостных стен, что выглядит как нечто абсолютно чужеродное.
И в Таллине была обнаружена «самая старая аптека Европы». В кавычках, так как я вроде уже в нескольких других странах такую встречал. Но тем не менее аптеке явно лет 400 и она до сих пор работает как аптека, а не превращена в музей. Приятно, что дом аптекаря был очень большим и прямо напротив ратуши. Сейчас, кроме аптеки, туда влезли несколько магазинов антиквариата и огромный ресторан со средневековыми блюдами и интерьерами.
Жизнь в старом городе бурлит с 11 до 17, именно на эти часы высаживают туристов круизные корабли. Мы приплыли вместе с ними и только после отплытия увидели более менее пустые улицы. Туристов очень много. Причем в основном европейцы. Русских почти не замечаешь.
День 19 Эстония, море и СПА
Отель у нас был на лоне природы на мысе Лауласмаа. Удивительное место. От Таллина ехать минут 30, при этом бухта с шикарным пляжем совершенно не застроена. Один отель и пара домиков на горизонте. Отдыхающие растворяются среди камней и совсем не заметны. Погода, конечно, была не самая жаркая, но полдня было солнце и можно купаться.
Вторую половину дня мы провели в СПА, за которым в этот отель, как я понял, все и едут. Несколько бассейнов, «ленивая река» как в аквапарке, для детей и куча саун для взрослых. Вроде простые вещи, но пойди найди такое в Подмосковье. Точно будет сильно дороже, все забито на месяцы вперед, если вообще будет. В общем, ради такого отеля можно и еще раз в Эстонию приехать.
День 20 Граница
Нам так понравилось в отеле, что мы пошли в бассейны еще и с утра, после завтрака. Благо, чек-аут в 12. Обратный путь у нас очень комфортный, без супер долгих перегонов, так что цели выехать рано с утра не было.
Дорога по Эстонии особо не запомнилась. Были и хорошие участки и все в заплатках. Периодически дорога становилась то 4х полосной, то 2х. Это особо не мешало, так как там очень много камер и все едут с одной скоростью (90км/ч) никого особо не обгоняя. Машин очень мало. Львиная доля автопоилка российские автовозы с новенькими мерседесами в чехлах. Даже не занаю что думать. То ли завод в Эстонии их на Россию делает, то ли с паромов их везут. Ясно одно, на мерседесы в России сейчас явно спрос есть )
Границу переходили в странном месте, Койдула. Я знал, что для перехода эстонской границы нужно как-то электронно регистрироваться. Через интернет не получилось. В живую это выглядит так: на подъезде к посту висит знак «кирпич». Под ним что-то по эстонски написано. Никаких указателей нет, что делать не ясно. Потупив минут 10 нашел каких-то мужичков таскающих через границу запчасти в авоськах и они мне подсказали, что надо было на парковку заехать, где грузовики стоят ждут и там в будку зайти. В этой будке обстановка один в один как в России в госучреждениях. Какие-то ходоки бродят с бумажками и недовольные тетка в окошечке сидит что-то сосредоточенно в компьютер долбит. Оказалось, что ее услуги по записи в очередь стоят 3 евро, но рядом есть терминал, где можно зарегистрироваться бесплатно. При этом в итернете можно было только за деньги регистрироваться. 5 минут возьми с терминалом, и мой номер авто на табло. Очереди для легковушек нет.
Эстонские пограничницы с очень суровым видом все посмотрели минут за 5, поставили штампики и отпустили. А у нас как всегда, развели какую-то тягомотину. Первая тетушка посмотрела паспорта, пустила на пункт, вторая посмотрела на нас, открыла двери, забрала паспорта. Унесла их в домик. Третья тетушка в домике с паспортами поковырялась на компьютере и поставила отметки о въезде. Это был паспортный контроль. Четвертая и пятая тетушки с таможенного контроля решили оптимизировать работу и смотрят машины не по одной, а собирая штук 5. Четвертая идет собирает у всех документы (заново) , несет их в будочку. Потом пятая идет все машины обыскивать у которых документы забрали. У всех заставляют вынимать вещи и открывать все емкости для хрнения, какие в машине предусмотрены. Все это действо заняло минут 30. Потом надо идти в будочку забирать документы и ехать к шестой тетушке, которой надо отдать талончик. В общем, я так понимаю, у нас без работы не останется никто. То что у эстонцев делает 2 человека, у нас выполняет шестеро. Жаль, что делают это в 5 раз медленнее, а то я бы без претензий был.
Дальше тоже весело, сразу за шлагбаумом с погранпункта еще один шлагбаум. Я думал это у них еще один сотрудник будет документы смотреть (я уже привык, мне не жалко). Нет, оказалось, что это платная дорога. Безальтернативная, как мне сказала кассирша. Чтобы понять, что для дальнейшей поездки мне надо выйти из машины и заплатить, я потратил минут 5. Думал, наверно им должны с пункта добро дать, что я все прошел и меня можно выпускать. Пункт оплаты никак не похож на обычные платники. Тупо будка как у сторожа в гараже и шлагбаум. Никаких объявлений, что надо заплатить, чтобы пустили на родину. Ладно, 150р мне не жалко, но по моему это были какие-то жулики. Отличный бизнес, сразу за переходом границы сделать платный участок дороги в пару метров, который не возможно не проехать. Что-то в этом есть средневековое.
Как только переехали границу, небо заволокло сплошной серой тучей и пошел мерзкий ноябрьский затяжной дождь. Дорога стала вся в колдобинах. На дороге стали постоянно попадаться убитые грузовики и уазики, которые больше 60 км/ч не едут физически и их надо обгонять. В общем, российский колорит мы показываем с первых метров.
Псков удивил тем, что до отеля в центре по нему ехали минут 30. Почему-то кажется, что он должен быть маленьким. Впервые за 20 дней постояли в пробке. Впервые увидели аварию на дороге. Раньше после поездок за границу, мне такая различия в галаза не бросались почему-то. Может все это кажется естественным, когда климат другой. А тут уже на климат не спишешь, проблема в чем-то другом. Такое ощущение, что все вокруг люди делают без души, не для себя, а для чужих людей, благополучие которых для того кто делает на последнем месте в жизненных интересах. Это печально. Думаю, что пока у нас отношение людей друг к другу не изменится, все остальное лучше не станет. Да, можно вбухать огромные деньги и сделать вроде как хорошо, но отсутствие души в результате все равно будет заметно.
Ладно, не буду о грустном. В Пскове мы заселились в отель Покровский, который на удивление хорош. Выглядит все по европейски, даже второй раз за день сходили в СПА. Там в подвале бассейн и сауна с хамамом.
День 21 Псков и дорога в Москву
На самом деле в историческом центре Пскова довольно симпатично. Есть рестораны в старинных зданиях. Тут и там попадаются участки стен, доступные для прогулок. Думаю, что еще лет 5 и наведут там марафет, что туристам не стыдно показать будет.
Очень заметна разница была в Кремле по сравнению, например с крепостью Тракай недалеко от Вильнюса. Там вокруг стен никаких ларьков с сувенирами нет, они заканчиваются метров за 100. Как заходишь в крепость, сразу касса, отоваривают евро на 20. Внутри сцена, на которой проводят концерты, стоят средневековые колодки, клети, в общем, какие-то элементы создающие антураж. Внутри куча музеев. В Пскове шикарная крепость. Но внутри уныние и тоска. Маленький музей в одной из башен и храм, куда идут тетушки в платочках вереницей. В остальном пустырь и голые стены. Даже туристов особо нет. В общем, организации не хватает.
Обратная дорога далась гораздо хуже, чем мы ехали из Москвы. Из Пскова в Москву 2 пути, через Ленинградское шоссе или через Новорижское. Выбрали последнее. Я устал уже ехать на этапе подъезда к шоссе. Заняло это 2 часа из общих 8 до Москвы. Дорога от Пскова идет по населенным пунктам, а под конец упирается в стройку, где машины по одной полосе по очереди пускают то в одну сторону, то в другую.
От Новорижского шоссе я ожидал, что оно будет не хуже Минского. На деле это оказалась дорога по 1 полосе в каждую сторону, хотя полотно позволило бы разметить 3 полосы поочередно меняя 2 полосы то в одну, то в другую сторону. Там было периодически в прибалтике организовано. На Новорижском полно грузовиков, едущих 80 и через один они съезжают на обочину одним колесом, чтобы их могли обгонять. Но все это очень опасно происходит. Несколько раз в меня упирался грузовик обгоняющий другой грузовик и не успевающих закончить маневр до встречи со мной. Приходилось оттормаживать, съезжать на обочину, чтобы их пропустить.
Вообще дорога поразила своей безлюдностью. такие там дикие места, даже жутко немного. Если проколоть колесо, до ближайшего шиномонтажа часа 3 добираться. Эвакуартор, я думаю, вообще пару дней искать бы пришлось.
Цивилизация началась только после Ржева. А нормальная дорога только после Волоколамска.
Как подъехали к МКАДу, начал задыхаться. Очень сильно чувствуется разница в воздухе. Теперь придется обратно адаптироваться...
Выводы
Каждая страна, безусловно, по своему прекрасна и стоит отдельной поездки. Мы старались не ехать «галопом по европам» и везде останавливаться дней на пять. Но на самом деле и этого мало. Совершенно спокойно можно в каждую ехать недели на две по отдельности. В Швецию, наверно, лучше плыть на пароме из Питера и без машины, ну или самолетом. Ехать там везде довольно далеко от Стокгольма и с машиной в городе очень дорого. В Литве шикарное соотношение цена/качество. Наш средний обед в ресторане в Литве стоил 30 евро, в Латвии 50, в Швеции даже не рискнули, в Эстонии 50 евро. И так во всем. Латвия, наверно, за счет Юрмалы, показалась совершенно русской страной, такое ощущение, что местные между собой по русски говорят в основном. Это и не удивительно, для сравнения, в Литве русских 5%, а в Латвии было больше 30 раньше. По отношению к русским, она самая приветливая, как мне кажется, из прибалтийских. Эстония из них самая малонаселенная и меньше всего пострадавшая от «дружбы» с советским союзом.
В Прибалтике очень наглядно видно, негативное влияние советского периода. Вот идут средневековые симпатичные домики или деревянные избушки, или аккуратные поля, и тут неожиданно появляется панельный облезлый кубик, который безошибочно выдает нашу хрущевку. Наверно, когда их строили, намерения были самые благие, быстро обеспечить жильем или рабочей площадью бедных прибалтов. Но лучше бы не строили. Они там как-то без помощи сотни лет выживали и отлично себя чувствовали. Насильная помощь - это всегда зло. Интересно, какой процент населения действительно поддерживал советский режим там. Такое ощущение, что вообще никто не поддерживал. Как минимум сейчас из общественного сознания такая информация полностью удалена. Отношение к советскому периоду однозначное, как к оккупации.
С формальной точки зрения, было бы правильно Советский Союз называть не Союзом, а Империей.
Импе́рия (от
лат. imperium - власть) -
монархическое государство во главе с
императором или
колониальная, либо международно значимая
держава, опирающаяся в своей внутренней и внешней политике на военные сословия (организованную армию) и действующая в интересах военных сословий. Как правило, империя объединяет разные народы и территории в единое
государство с единым политическим центром, играющее заметную роль в регионе или даже во всем мире.
Продолжение:
На машине по Прибалтике: Литва На машине по Прибалтике: Латвия На машине по Прибалтике: Швеция На машине по Прибалтике: Эстония