И все-таки записать впечатления.
Чуть меньше недели назад смотрели оперу "Кардильяк". Ждала я ее очень долго - она ставится на эстонской сцене впервые, анонсирована была еще в прошлом году. Не то, чтоб я такой знаток и профессионал, отслеживала все новые постановки, но "Кардильяк" написан Паулем Хиндемитом на основе гофманской новеллы "Мадемуазель де Скюдери". И поэтому мне сразу стало очень интересно: во-первых, Гофман - один из моих самых любимых писателей; а во-вторых, эта новелла была темой моего диплома.
Новелла сама по себе - маленькое чудо. В ней есть все самое интересное в литературе, даже с современной точки зрения: немного сказки, детектив, историчность, драма. Для своего же времени она была безусловно новаторской. Например, хоть она и не соответсвует абсолютно всем признакам классического детектива, ее вполне можно назвать одним из самых первых детективов в европейской литературе. Гофман, вообще, новатор во многом, иногда создается впечатление, что ему было неинтересно делать что-либо в том же стиле, в котором он уже работал. Поэтому неоклассическая опера по Гофману - звучит логично.
И не могу сказать, что мне совсем не понравилась постановка. Пели отлично!
Интересно сработали декоратор и художник по костюмам. Опера оформлена в красном, черном, белом и золотом - очень яркий, запоминающийся контраст. Немного удивило, конечно, как меняют декорации во время первого действия. Дважды на некоторое время опускается занавес, и публика с одухотворенными щами слушает стук перетаскиваемой мебели (этот Василий Алибабаевич, этот нехороший человек!...). Как-то, наверное, можно было бы иначе решить эту проблему. Но в общем, удовольствию от оперы это не помешало.
В целом, у меня оказалась одна претензия: очень недоставало действующего лица по имени Гофман с арией "Руки прочь от Кардильяка". Потому что я, конечно, все понимаю, Хиндемит принес в гофманскую историю свое видение и переписал сюжет в угоду своей идее, противостояние творца и толпы, все дела, но все же. Есть же грани!
У Гофмана Кардильяк - гениальный ювелир, маниакально привязанный к созданным им украшениям. Не в силах расстаться с ними, ночами он выслеживает покупателей и убивает их. Так продолжается до тех пор, пока однажды он не нападает на офицера королевской гвардии, который, защищаясь, закалывает Кардильяка его же кинжалом.
У Хиндемита Кардильяк убит пьяной толпой, перед которой сам сознается в убийствах. Противостояние Творца и Толпы, понимаете ли. Художника обидеть может каждый. Кого волнует, что художник до этого терроризировал весь город. Он же гений! Ему можно.
Сам Хиндемит, кстати, в 30-х годах покинул Германию, не поладив с одним таким художником. Как-то мне ближе Гофман с его в чем-то более простой историей о талантливом человеке, который губит сам себя. Безо всякой пьяной толпы.
Но музыка все равно отличная. Настоящее удовольствие. И вообще, хороший сезон.