"Не сошёлся у меня один чертёжик..."
С этой фразы нашего главного специалиста по ДОТам Александра Григорьевича в своё время начиналось немало вылазок в КИУР, когда очередной "бетонный пазл" не поддавался уверенной реконструкции в виде чертежа. Хорошее было время. :) С тех пор почти все ДОТы, которые было возможно "сложить" заново, "легли на бумагу" в
нашей книге про КИУР. Но фраза остаётся актуальной - кроме ДОТов в наших лесах хватает всяких милитарных няшек интересностей, стоящих того, чтобы взять их "на карандаш" в назидание потомкам. Например, "полёвка", т.е. всякие окопы да траншеи, благо леса под Киевом перекопали сначала вдоль, потом поперек, а в некоторых местах ещё и по диагонали. Первая мировая, потом Гражданская, 1941-й и 43-й, 1960-70-е... каждый раз добавляли что-то новое. Так что есть чем заняться в свободное время.
В общем, "не сошёлся у меня один чертёжик..." по второму батрайону КИУРа.
Рисунки эти в недалёком будущем посмотрите в новой книге про оборону Киева, а пока ряд путевых заметок по ходу рейда батрайоном. 23км согласно ГПС - обычное дело, наматывать круги на стадионе - не наш метод.
ДОТ №434, тип М2. Памятный для меня - , его первым увидел в детстве, с него всё и началось...
ДОТ №435, тоже М2.
ДОТ №432, тоже М2. Внутри свалка... местные "помнят, гордяцца".
Рама бронедвери.
ДОТ №427, тип М1.
ДОТ №431, тип М2, +автор.
Недолюбливаю камуфляж, честно говоря, но с лесом надо "сливаться". Тогда и на глаза, кому не надо, не лезешь, и живность всякая подпускает поближе. Плюс "на всякий случай, а случаи бывают
разные", так что тестирую британский "вудланд". Ничё так...удобненько.
Всякие местные разности.
"Шёл тыща девятсот лохматый год, в приирпенских лесах строили железную дорогу."
От станции Беличи куда-то в сторону Белогородки, то ли узкоколейную, то ли пошире.
Судя по тому, как подозрительно точно построенные участки повторяют передний край - планировали то ли подвоз материалов, то ли рокаду. Строили степенно - сначала казармы для строителей и прочие нужные домики, водоснабжение наладили, и лишь потом, поплевав на ладони, принялись за работу. А вот когда строили - пока непонятно. То ли во время ПМВ, то ли в ранние 20-е, а может и в 1928-29, когда началось строительство КИУРа. Во всяком случае, на картах 30-х эти казармы и фрагменты трассы уже нарисованы.
В общем, когда бы это ни было и как бы они ни работали, в итоге железку так и не построили, оставив на память и в назидание потомкам лишь фрагментарную трассировку будущего полотна. А революция приключилась, или по делу "Промпартии" пошло руководство - это совсем другая история.
Трассировка будущего несостоявшегося железнодорожного пути.
В 1941 году отвалы этой трассы активно приспосабливали под житейские нужды солдаты РККА, нарыв в них и по соседству землянки, траншеи и прочие нужные штуки.
Землянка, одна из 22, вырытых в отвалах трассы и рядом с ними на одном из участков.
А это - миномётный окоп прямо на "трассе".
Тут когда-то стояла казарма строителей.
А это - основание насоса, снабжавшего водой жилой городок. Не был в этом месте несколько лет, за это время пытливые раскопологи дорылись до трубы скважины.
Просто траншея.
Под этим камнем лежит 240 солдат РККА, причём 190 из них погибли ещё до войны. Артиллерийский склад взорвался - бывает,
знакомо, но количество жертв впечатляет.
Если внимательно смотреть под ноги, можно увидеть вот такого "йожэга". Подобная "хрень" однажды неслабо порвала мне кроссовок.
Также стоит посматривать и вверх - бывают сюрпризы.
И напоследок - вот такой вид приобретают всё большие площади лесов под Киевом.
Помню это место ещё с вековыми соснами. Сейчас, если сильно присмотреться, в этой поросли черёмухи и прочей лиственной растительности можно заметить молодые сосны. Пока ещё можно - если не вырезать под ноль лиственные, соснам кранты.
На этом - всё, до следующих встреч.