Мальме - третий по величине город в Швеции. Город интересный многими аспектами. Культурный центр Швеции, много различных достопримечательностей, крепость XV века, крупный порт. Пожалуй, самое характерное - это превращение одного из крупнейших промышленных центров в комфортный, удобный для жизни город. Там, где раньше стояли цеха автомобильного завода Saab, сегодня достраивается целый жилой район. На месте крупнейшей в Швеции верфи - современный жилой комплекс и красивый парк. И т.д.
01.Стокгольм сравнительно далеко, более 600 км, а Копенгаген близко, всего полчаса на поезде, который приходит на Центральный железнодорожный вокзал.
02. По обыкновению, осмотревшись по сторонам, иду интуитивно туда, где интересней, и где по внешним приметам должен быть центр города. Кстати, сразу же чувствуется едва заметное различие между Данией и Швецией. И дело не только в разных флагах, в разной валюте, в разных языках (это как и не заметно). Чувствуется влияние истории отраженной в архитектуре, например. Как бы это объяснить, здесь больше далекого Стокгольма все же, чем близкого Копенгагена. Однако хватит разглагольствовать, смотрим на город.
Центральная площадь города - Сторторгет, в центре которой, стоит памятник неизвестному королю. Позже я выяснил, что это Карл X Густав - король Швеции в 1654-1660гг. Несмотря на короткие годы жизни, любил повоевать. Воевал и с Польшей, и с Россией, и с Данией, конечно же. При нем был заключен Роскилльский мир в 1658 году, по которому, современный Мальме вошел в состав Швеции. Кстати, король стоит на месте средневекового колодца, который был вырыт еще в 1536 году, когда была спроектирована площадь. Культурные слои так сказать.
03. Взгляд короля падает прямо на здание Ратуши. Говорят в подвале ратуши находится почетный ресторан. Может он туда и смотрит?
04. А за Ратушей прячется лютеранская церковь Святого Петра, заложенная в 1319 году. В те времена огромное влияние на Мальме оказывали ганзейские купцы, и особенно усердствовали товарищи из немецкого Любека. Вот они то и построили церковь по образцу Мариенкирхе в Любеке. Так и стоят обе церкви до сего дня. Впрочем, внешне они все же, отличаются друг от друга, две башни против одной.
05.На фасадных улицах проглядывают совсем уж современные здания.
06. Но стоит свернуть в сторону, и заглянуть во двор...
07. как открываются любопытному взгляду интересные образцы средневековья! До 1658 года, Мальме был крупнейшим городом Дании после Копенгагена. Возможно эти здания - остатки совсем другой истории Мальме.
08.Чувствую как проникаюсь все больше симпатией к городу.
09. Каждый третий житель Мальме - иммигрант. Насколько я понял, в город привлекаются иммигранты широким набором социальных льгот (из серии как сохранить ВВП при сокращении населения). Преобладают иммигранты из бывшей Югославии, Польши и Ирака.
10. Площадь Лилла Торг была заложен в 1592 году, естественно как торговая площадь. Здесь всегда царил порядок! Мясники торговали на восточной стороне, рыботорговцы на северной, продавцы съестных припасов на восточной, пекари - на южной.
11. Их лавки со временем стали постоянными, и только в конце XX века стали потихоньку вытесняться ресторанно - пивными заведениями, расположенными сразу на всех четырех сторонах.
12. Стоит отойти чуть в сторону от центральных площадей, - попадаешь в удивительный уголок жилых старинных улиц,
13. красивых, изящных. Улиц на которых - хочеться жить!
14. Есть еще одна знаменитость Мальме - крепость XIV века Мальмехус. Конечно сегодня она не в лучшем состоянии, тонет, и некому ее спасти. Шучу конечно, крепость будет дальше, а вот тонущая сторожка безусловно вызывает интерес. Кто знает почему она тонет?
15. А вот и фрагмент крепости Мальмехус. История королевского замка берет свое начало в 1434 году, когда Эрик Померанский, король объединенной Скандинавии построил на месте крепость, намереваясь обложить налогом все суда проходящие через эти воды. Контроль над проливом, давал возможность составить конкуренцию Ганзе, завладевшей южным побережьем Балтийского моря. Здесь по-крупному чеканили монеты, в производстве было занято до 100 человек. Вплоть до Роскилльского мира, когда сюда пришли шведы, крепость расширялась, укреплялась, перестраивалась...
16. К XVIII веку, когда страсти улеглись, и шведы потеряли интерес, крепость сделали тюрьмой для военнопленных, просуществовавшей до 1909 года! Теперь - это территория музеев. Художественный и Городской, Музей науки и техники, Музей естествознания, и др.
17. А за пределами замка были уничтожены все военные укрепления и бастионы, на месте которых был разбит парк. И только вот мельница, видавшая на своем веку много войн, сохранила свое историческое место.
18.Отсюда начинается так называемый Ribersborg beach. Пляж Риберсборг растянулся вдоль пролива Эресунн на 2,5 км. Здесь оборудованы зоны для семей с детьми, инвалидов, нудистов и даже для собак. На фото как раз - собачник. )
19. Отсюда открывается прекрасный вид на доминанту Мальме - 190 метровую башню Turning Torso (подробной о ней еще расскажу).
20. С другой стороны "собачника" жилой район - Риберсборг.
21. До 2001 года на этом месте была промзона, портовые сооружения и верфь. А теперь элитный жилой комплекс Västra Hamnen (западная гавань, швед).
22. Комплекс строился к Национальной выставки жилья 2001 года. Предполагалось в корне изменить эту территорию, более 250 лет занятую промышленным освоением.
Выглядит неплохо!
23.
24. Башня Turing Torso построенная в 2005 году испанским архитектором Сантьяго Калатрава - самый высокий небоскреб в Скандинавии. Башня состоит из девяти кубов образующих 54 этажа жилых и частично офисных помещений. Очевидно, что необычность башни состоит в том, что его корпус имеет форму разворота, достигающего к вершине 90 градусов. Складывается впечатление, что здание закручивается вокруг своей оси.
25. По замыслу башня должна была стать главным ориентиром в Мальме - вместо демонтированного в 2002 году 138-метрового портового крана, служившего помимо всего прочего, естественным ориентиром с момента своего возведения в 1973 году. Кран был продан корейцам за 1$ в связи с банкротством датской компании, которой он принадлежал.
Площадь башни около 15 000 квадратных метров: 147 квартир и 4 200 квадратных метров офисного пространства. Жаль, что доступ к нему закрыт, и что на вершине не оборудована смотровая площадка. Прекрасный вид открывался бы тогда в ясную погоду на недалекий Копенгаген стоящий прямо напротив башни, через пролив Эресунн.
26. Для каких целей?
27.
28. Портовый терминал, и паром финской компании Finnlines, m/s Finneagle, работающий на регулярной линии Мальме - Травемюнде (все тот же Любек, Германия).
29. А это грузовая посудина (17673 тонн), хоть и имеет сугубо американское название Michigan Highway, ходит под японским флагом, и насколько я понял, обслуживает линию связывающую Тайваньский Цзилун (такой дословный ужас не по силам англоязычному произношению, поэтому - Keelung :)) с европейскими портами. Редкий гость в здешних местах.
30. А мы тем временем возвращаемся в историческую часть города.
31.Здание симпатичное, но понятия не имею что оно из себя представляет. Находится прямо напротив университетского здания. Кто в курсе, поделитесь?
32. Университет, открывшийся в 1998 году, по всей видимости, в другом "историческом здании" - поскольку современное - достраивается (или реставрируется).
33.
34. Однако время подгоняет меня, пора обратно "домой" в Копенгаген.
35. Здание железнодорожного вокзала - фасад.
36. И современная часть в стиле хай-тек.
37. Это мой поезд. )) Шучу. Эта старая электричка выполняет пригородные рейсы.
Мальме - интересный город. И заслуживает более детального изучения. Много интересных парков, и промышленных артефактов (типа почти закрытой фабрики субмарин), и просто замечательных уголков города я не посмотрел, из-за ограниченности по времени. Сюда стоит вернуться.
ДАТСКИЙ СТИЛЬ ЖИЗНИ ОКРЕСТНОСТИ ЧЕРНОГО АЛМАЗА ДРЕВНИЙ ГОРОД РОСКИЛЛЕ