За Мургабом картина в целом меняется не значительно. Высокогорная долина, перевал, высокогорная долина, и так до самой Киргизии. Разве только граница теперь вдоль дороги не афганская, а китайская.
01.В Мургабе мы пересели в новую машину. Теперь нашего водителя-проводника зовут Жаникул (представился он мне как Женя). Приятный, общительный и обходительный в общении киргиз (с таджикским гражданством). В прошлом служил по контракту в пограничных войсках РФ, был депутатом районном масштаба, теперь же работает водителем на маршруте Мургаб-Ош. Одним словом, с ним было не менее интересно, чем и с Эргашем. Почему поменяли машину? По просьбе Эргаша собственно. Он объяснил это проблемами, с которыми неизменно сталкивается машина с таджикскими номерами на дорогах Киргизии (наша новая машина была с киргизскими номерами). Позже мы, увидели еще одну очевидную причину, но об этом я еще расскажу.
02. За Мургабом, населенных пунктов вдоль дороги, практически нет до самой границы.
03. Лишь изредка мы видели проселочные тропы к становищам чабанов, и второстепенную дорогу на пограничный поселок Рангкуль.
04. Ну и конечно же погранзаставы. При этом увы, чаще покинутые, нежели действующие.
05. Китайская граница - не чета афганской. Вдоль всей условной границы, с времен СССР протянут забор с колючей проволокой. Правда все это остатки былого прошлого (весьма любопытный факт, учитывая что граница СССР с Афганистаном никогда не была разделена забором с колючей проволокой). Сама граница расположена значительно дальше от забора, за горами, за холмами, и ее соответственно.
06. Между тем, мы поднимаемся на самый высокий перевал на нашем пути Ак-Байтал, высота 4655 метров.
07. Дорога здесь не простая. Как я уже рассказывал дорожные работы практически не ведутся даже зимой. Бывает что дорога не проходимая неделями, особенно в долинах, где сугробы достигают метровых высот.
08. В интернете легко найти зимние фотографии Памирского тракта. Без комментариев...
© Nub1an.livejournal.com
09. Одноименная гора Ак-Байтал находится еще выше 5102,6 метров над уровнем моря.
10.Немного поднимемся и мы, чтобы посмотреть на окрестности с высоты.
11. Внизу нашу машину видите?
12. В эту сторону мы сейчас поедем. Тяжело ли дышать? Тяжело. Еще тяжелее подниматься... )
13. Спустившись тысячи до 4000 метров, мы казалось достигли какого-то невероятно красивого, хотя и замерзшего озера.
14. Но на самом деле, это просто не растаявший снег в долине. Здесь же находятся развалины бывшей николаевской, дореволюционной заставы. Развалины, честно говоря, мало чем примечательные.
15. Советские таджикские заставы, тоже встречаются, вдалеке слева видете?
16. Поближе. Со слов Жаникула, в подобных заставах может служить до 10 человек, в очень не простых условиях. Заболеешь - помощь прийдет не скоро.
17. Забор условной китайская границы то удаляется от дороги, то наоборот в плотную приближается.
18. А мы опять поднимаемся на очередной перевал,
19. и спускаемся в очередную долину.
20. Встречный транспорт крайне редок. Фуры здесь уже не ездят, максимум десятитонные зилы, или военные уралы.
21.
22. Должен сказать что мы уже привыкли к горам, и особого восхищения они не вызывают.
23. Но все же, в этой части маршрута они отличаются от того, что мы видели раньше.
24. Приближаемся в величественному озеру Каракуль, расположенному на самой границе Таджикистана и Киргизии.
25. Высота 3900 метров, площадь зеркала почти 380 км2!
26. Глубина доходит до 236 метров! Обычно в мае озеро стоит уже безо льда, но в этом году, как я уже упоминал, весна задерживается не только в Москве... )
27. Дорога идет вдоль озера, огибая его.
28. Здесь расположено одноименное село (пожалуй единственное на тракте от Мургаба до границы), чуть в стороне от него заброшенная погранзастава.
29.
30. Ветра в горной котловине дуют серьезные, а учитывая высоту, еще и холодные, морозные.
31. Какая-то народная тропа в Китай... ) Шучу конечно. Но, Китай-то рядом, за горой.
32. Специфическое сочетание: Как будто песчаные барханы и снег.
33. По другую сторону все еще видно озеро Каракуль. Для оценки масштаба, мы объезжаем его где-то около получаса.
34. Некоторые ученые - геологи, изучающие котловину озера, диагностируют его происхождение как возможную астроблему. Можете себе представить размер космического тела, столкновение с которым, могло привести к такому масштабному? Впрочем, диаметр крупнейшего (из числа изученных) на земле
кратера Vredefort в ЮАР, достигает 300 километров!
35. Между тем, мы начинаем подъем на перевал Кызыл-Арт, последний на территории Таджикистана.
36. Красноватые горы, со снежными пиками - это Заалайский хребет.
37. Высота перевала 4280 метров над уровнем моря.
38. Здесь мы прощаемся с Таджикистаном, Горным Бадахшаном, и по сути с Памиром.
Впереди нас ждет, простой пограничный переход на таджикский границе, чуть более сложный на киргизской стороне, и порядка 250 км по Киргизии, до самого Оша. Об этом я коротко расскажу в последней части памирской серии. А пока, пока! )
СОДЕРЖАНИЕ
Как по попасть на Памирский тракт? Зачем? И сколько это стоит? Про Душанбе Памирский тракт | Душанбе - Куляб Памирский тракт | Калайхум - Хорог Чем опасен Хорог? Памирский тракт | Хорог - Ишкашим Памирский тракт | Ваханский коридор Памирский тракт | Лангар - Харгуш Памирский тракт | Харгуш - Аличур Памирский тракт | Аличур - Мургаб Про Мургаб