Мы тут давеча, с тов.
uritsk прошли по Памирскому тракту, из Душанбе в Ош. Горным воздухом подышали, да впечатлений набрались, что называется ни на один пост...
01.Памирский тракт проходит в основном по территории Горно-Бадахшанской автономной области на границе Таджикистана и Афганистана. Частично дорога проходит по границе Таджикистана и Китая, и на территории Киргизии. Памир - горная территория, местами высота перевалов зашкаливает за 4600 метров, создавая вокруг себя неповторимую красоту, которую просто надо видеть. Вот как выглядел наш маршрут на карте:
Первый день, Душанбе - Нурек - Куляб - Калаихумб (375 км);
Второй день, Калаихумб - Хорог (265 км, 640 км от Душанбе);
Третий день, Хорог - Ишкашим - Ваханский коридор - Лангар (около 230 км, или 870 от Душанбе);
Четвертый день, Лангар - Харгуш - Мургаб, через высокогорные озера (около 270 км, или 1140 км от Душанбе);
Пятый день, Мургаб - граница Таджикистана / Киргизии - Ош (410 км, или примерно 1550 км от Душанбе).
Ехали по дорогам, о существовании которых Google понятия не имеет. Так что пришлось дорисовывать... )
01. А ради чего собственно стоит ехать на Памир?
02. Во первых ради того, чтобы увидеть невероятную красоту удаленных мест нашей планеты.
03. Во вторых, в труднодоступности здешних мест сохранилась совершенно уникальная субкультура памирцев по обе стороны реки Пяндж.
04. Как я уже упоминал, примерно 650-700 км дорога идет вдоль границы с Афганистаном,
05. часто настолько близко, что становится легко разглядеть быт и образ жизни по ту сторону реки.
06. Каким образом можно путешествовать по Памирскому тракту? На мой взгляд, существует по меньшей мере с десяток вариантов. Отбросим затратные по времени и надо сказать довольно экстремальные варианты (типа пешком, автостопом, на велосипеде, и т.д - такие путешественники тоже встречаются здесь и не редко, но для такого вида путешествия надо по меньше мере владеть неограниченным временем). Общественный транспорт, в привычном нам виде, сюда практически не ходит, самолеты не летают. Что касается автомобилей, остается несколько вариантов: Приехать на собственной машине (честно говоря жалко машины, с дорогами здесь серьезные проблемы); Арендовать автомобиль в аэропорту Ош (вариант не плохой, но надо помнить что дорога здесь не простая, и довольно сложная для опытного водителя, кроме того, существует практически узаконенная система поборов на дорогах, - придется раскошелится, помимо самой аренды в 100$ сутки); Наконец, можно воспользоваться услугами проводника-водителя с собственным транспортом. Таких водителей, как правило памирцев, здесь большинство. На мой взгляд, это оптимальный вариант если вы ограничены во времени, и вам нужен относительный комфорт передвижения. Стоит подобный маршрут примерно 1000-1100$ за машину (за 5-8 дней, в зависимости от условий прохождения маршрута).
07. Насколько безопасно подобное путешествие? Границу разделяет лишь река Пяндж, которую местами легко перейти вброд, настолько она узка. Никаких колючих проволок там нет, и не было с времен СССР. Периодически встречаются таджикские погранзаставы, местами ходит патруль, в некоторых местах нам встречались вертолеты, летевшие по периметру границы. Наши памирские друзья, говорили нам что границу контролирует таджикский КГБ, который консультируют российские спецслужбы (до 2005 года по всей границе стояли российские погранвойска, кроме того,
ходят слухи о возможном их возвращении). Но в целом обстановка здесь совершенно спокойная. За все время нашего путешествия, мы не встретили никаких проблем, или намеков на трудности связанные с нашей безопасностью.
08. Кроме того, туристов здесь много, в основном "наших западных партнеров", в том числе и на собственных автомобилях с европейскими номерами.
09. Встречаются и на велосипедах, и пешком.
10. В Хороге - столице Горного Бадахшана, небольшая гостиница был под завязку заполнена "иностранными коллегами".
11. Реакция на русскоязычных туристов здесь восторжено положительная. Нам искренно радовались, все с кем нам приходилось встречается, высказывались в том духе что побольше бы "соотечественников"! Здесь вообще какая-то открытая ностальгия прослеживается по былым временам Советского Союза. Большинству здесь тогда жилось лучше. Лучше было снабжение, лучше были дороги, была стабильная работа, достойная зарплата (я бы еще добавил - молодость)...
12. Я не рассказываю подробно о местах представленных на фото (международный переход в Ишкашиме, по которому войска СССР заходили (и выходили) в (из) Афганистан в 1979-1989 годах), так как все еще впереди. В этом же посте пытаюсь поднять основные практические вопросы касающиеся прохождения по Памирскому тракту. Нужны ли какие-либо разрешения или спец. пропуска? Да, безусловно, это пограничная территория и нужны спец-пропуска для посещения ГБАО (Горно-Бадахшанской автономной области). Оформляются они заранее, как правило без каких либо проблем, и вашего участия. Стоит дело в среднем 25$ за пропуск (все что надо для оформления - ксерокопия паспорта и период пребывания, куда обращаться я расскажу ниже). Кроме того, гражданам РФ, Украины, Белоруссии необходима регистрация по месту пребывания (например при гостинице). Регистрацию (ровно как и пропуск в ГБАО) можно оформить и самостоятельно. Но если Вы не хотите стоять в очередях в ОВИРе например, то за Вас все сделают посредники, стоимость может колебаться от 15$ до 40$ за паспорт, как договоришься. Например в нашем случае все организовал проводник-водитель, буквально встретил в аэропорту Душанбе, отвез в гостиницу, организовал пропуска, и пока мы гуляли по Душанбе зарегистрировал нас в местном ОВИРе.
13. Как обстоят дела с комфортом? Где жить? Где питаться? Сколько стоит и то, и другое? Сразу хочется отметить, что путешествие по памирскому тракту - это не отдых на Мальдивах, в плане комфорта. Это скорее экспедиционный, видовой вариант путешествия. Большую часть времени Вы проводите в машине, трясясь по не очень хорошим дорогам (чаще по очень плохим, или просто по бездорожью), при этом наслаждаясь потрясающими видами открывающимися из окна автомобиля. Естественно, периодически останавливаясь на фото паузы. Хорошие гостиницы есть только в Душанбе и Оше (60-80$ за двухместный номер 4-5 звезд). Относительный комфорт можно встретить в Калаихумбе (мы видели вполне приличную с виду современную гостиницу, но не останавливались в ней) и Хороге (номер с привычным для европейца уровнем комфорта на 2-3 звезды но с удобствами в коридоре, стоит от 25$ за место).
14. Более экономичный, но менее комфортный вариант, останавливаться при гостинных дворах. Это такие домашние постоялые дворы, где за 5-7$ с человека вам предоставят отдельную комнату, покормят ужином и завтраком (но как правило без выбора). Такой вариант вполне не плох для экспедиционного формата путешествия. Но надо учитывать тот факт, что душа может не быть, полотенец скорее всего не будет, туалетной бумаги и подавно... В общем Вы поняли к чему я клоню? Имеет смысл все брать с собой, если Вы хотите сэкономить. Кроме того, у Вас появится уникальная возможность познакомиться с гостеприимными хозяевами, поговорить с ними о жизни, вникнуть в их быт... И это интересно!
15. Обед на трассе обычно обходится в 2,5-4$ на персону. Что входит? Как правило лагман (или шурпа), плов или манты, лепешка, чай. Порции большие.
Некоторые компании предлагают варианты путешествия где все включено, и жилье и питание. На мой взгляд, не стоит покупать тур где все включено, зачем лишать себя выбора?
16. Есть ли на трассе исторические достопримечательности, музеи? Сколько стоит их посещение? Безусловно есть, хотя здешний край, с европейской точки зрения, не богат на подобные достопримечательности. Большинство подобных мест - бесплатны для посещения, что называется приходи - смотри. В некоторых случаях, стоит оставить благодарность экскурсоводу, смотрителю (если такие есть) в пределах 10-15 сомони (1-1,5$). Горячие минеральные источники, в которых можно искупаться, стоят те же 10-15 сомони с человека.
17. Что со связью на маршруте? Связь есть во всех городах и кишлаках в том числе и на высокогорье. Между кишлаками на Памире - естественно отсутствует. Интернетом я не пользовался (за исключением Душанбе и Оша), поэтому ничего не могу сказать. На границе между Таджикистаном и Афганистаном периодически приходили привычные смс от мтса, с приветствием меня на территории Афганистана... Забавно.
18. Говорят ли на маршруте по-русски? Безусловно, старшее поколение свободно говорит по-русски. Те кто помладше, зависит от месторасположения. В некоторых кишлаках дети спокойно изъяснялись с нами по русски, в других местах двадцатилетние прибегали к языку жестов, или к международному набору распространенных слов, понятных большинству.
19. К счастью, последнее скорее исключение из правил.
20. Когда лучше всего ехать на Памир? На мой взгляд, лучший период конец мая-начало июня, когда можно застать приятную для глаз зеленую сочную картину.
21. В начале мая, в высокогорье (там где выше примерно 3200 метров) еще много снега. Местами дорога превращается в сплошное болото (особенно драматично это выглядит на крутых перевалах). Да и прохладно еще в ночи. С другой стороны, летом невыносимо жарко, вся местность в низовьях превращается в выгоревшую пустыню. Возможно подходящее время и осень, когда спадает жара. Слышали мы и о некоторых экстремалах, предпочитающих проходить маршрут зимой, но я бы не рекомендовал. Очень холодно и очень сложно. Дорога на территории Таджикистана практически не чиститься, движение по колее, пока стужа не занесет колею. Бывает невозможно пройти неделями, дорога закрыта. В общем можно конкретно застрять.
22. Что насчет горной болезни? В высокогорье может возникать так называемая
горная болезнь, вызванная недостатком кислорода. Проявляется это дело у всех по разному, пока организм не приспособится к соответствующему режиму. Что тут сказать? Я почувствовал легкую усталость, и одышку при активном движении, где-то на высоте от 3000 метров. Но как-то это все проходит. При увеличении высоты симптомы повторялись, но в течении часа-двух организм привыкал, не доставляя мне никаких проблем. При спуске с 4600 метров до примерно 900 метров в Оше, за 3-4 часа, какое-то время болела голова. Но опять же, организм приспосабливается, не доставляя серьезных хлопот.
23. Чтобы бы я посоветовал? На высоте рекомендуется много пить простую воду, поддерживая максимальное количество жидкости в организме. На фото афганские караваны, - много чего любопытного нам удалось увидеть в этом путешествии, но подробно я еще расскажу.
24. И все же каков примерный бюджет поездки? Все люди разные, и потребности у нас разные. Скажу по себе. Мы с Андреем путешествовали вдвоем, поэтому затраты делились пополам:
- Авиа перелет Москва-Душанбе / Ош- Москве 240$ (билеты покупались естественно заранее)
- Машина с проводником + оформление пропусков и прописки где-то 565$
- Жилье и питание за 7 полных дней (учитывая что мы жили в гостиницах 4 звезды в Душанбе и Оше, и 2 звезды в Хороге) примерно 150-180$
25.Сколько дней занимает поездка? 7-8 дней оптимально. День в Душанбе, где-то полдня в Оше (не знаю что там делать больше, особенно после Памира). Все остальное на маршрут. Можно доехать и за 5 дней не торопясь, если не будет проблем на трассе. Стоит учитывать горный рельеф, например камень упал - дорогу в узком месте перекрыл, пока не уберут дорожные работнички, все стоят ждут. Кроме того, возможны очереди на погран. переходе Таджикистан - Киргизия. Там как правило никто не торопится. Нам повезло мы нигде не стояли. Но все же, запасной день имеет смысл закладывать. Хорошо если тариф авиабилетов, позволяет переносить обратный вылет скажем на день раньше.
Подчеркиваю, я выражаю свое собственное мнение, оно может отличаться от Вашего. Я буду уважать Ваше мнение, прошу уважать и мое.
26. Допустим я решил проехать по Памирскому тракту, с чего начать? Куда обращаться? 1. Выберите удобный для Вас период, посмотрите стоимость авиабилетов. 2. Созвонитесь с одним из контактов организовывающих подобные маршруты, обговорите с ними все нюансы на выбранные даты (конкретный маршрут, стоимость поездки, стоимость оформления пропуска, регистрации, что входит в стоимость и т.д.) 3. Найдите себе спутников 2-3 человека, и разделите с ними затраты (стоимость машины фиксирована). И вперед! )
На фото наш проводник-водитель Эргаш, с котором за 6 дней мы успели подружиться. Как я понимаю, он может самостоятельно все организовать. Вот его
сайт (eng). Там же координаты.
Другие варианты:
Компания
ПАМИР ТУР Их услугами не пользовался, но они предлагают схожий маршрут, правда уж через чур растягивают его по времени.
Существует масса других источников в интернете предлагающих подобные услуги. Маршрут и основные детали Вам теперь известны. Дерзайте!
Что касается меня, то завтра я начну с Душанбе.