царевич Димитрий

Jan 17, 2012 20:14

Сначала я хотела написать про первый вечер каникул, но потом решила, что напишу про это потом, отдельным постом. А сейчас - крик души. Поняла, что дальше не писать об этом не могу.
Волею судьбы (и по собственному искреннему желанию) я учусь в Историко-архивном институте. А историки - они умные люди, много что наисследовали за всё время существования этой науки и её выхода на современный уровень. Поэтому у них есть такие вещи, которые они давно признали фактами и даже не обсуждают. В частности, история с царевичем Димитрием. От многих своих преподавателей (да что преуменьшать, почти от всех) я слышала ставшую уже почти стандартной версию о том, что царевича Димитрия никакой Борис Годунов не убивал, а он сам упал на нож в приступе эпилепсии. Что ж, может, оно и так, в заключении следственной комиссии написано, что "царевичу смерть учинилася Божьим судом".
Но (к чему я, собственно, и начала сейчас об этом писать) вчера услышала (тоже уже не в первый раз), что якобы царевич Димитрий был характером в отца - жестокий мальчик, отрывавший головы птицам и так далее. И вот тут, извините, не верю. Потому что про отца большинство историков пишут, что он изначально был очень чуткий, добрый и набожный, а Грозным стал, когда умерла его любимая первая жена, Анастасия Романова Захарьина-Юрьева. Это во-первых. Во-вторых (и в-главных), даже если Годунов и не убивал царевича, Димитрий всё равно святой (а в фальсификацию чудес при Василии Шуйском я не верила яростно и никогда, и это был единственный день, когда я не любила Андрея Львовича Юрганова - когда он нам об этом рассказывал с какой-то даже усмешкой, ещё в 8 классе. Помню, я тогда вышла в коридор и молилась царевичу Димитрию, чтобы он меня простил за то, что я всё это слушаю и не ухожу хлопнув дверью. И очень хотелось плакать). И я это чувствовала, была одна история курсе на 1, наверное, или на 2. Про мощи царевича Димитрия в Архангельском соборе и про меня-грешную.
Так вот, что я сказать-то пытаюсь - какая, собственно, разница, Годунов или не Годунов, эпилепсия или не эпилепсия? Главное - совсем другое - "Царевич я Димитрий. Царь Небесный приял меня в лик ангелов Своих, и я теперь великий чудотворец" (А. С. Пушкин).
В Угличе (один из любимейших городов, кстати), в церкви царевича Димитрия на Крови, которая сейчас, к сожалению, музей, на западной стене есть дивная фреска - царевич Димитрий в житии. И там по краям маленькими фигурками изображено убиение царевича, и расследование этого дела, и чудеса от мощей, и их перенесение в Москву - а посередине - большая икона царевича. И он стоит и улыбается. Живой, святой и добрый. И это правда. А всё остальное - мелочи жизни.

крик души, история, credo

Previous post Next post
Up