Читаю у
avva про то, как российский музыковед, переехав на Запад, перешла от исследования великих композиторов, создавших бессмертные музыкальные шедевры, к тому, чтобы изучать, цитирую, «феминистское музыковедение, гендерное музыковедение, пост-колониальное музыковедение» и т.п. Я совсем не музыковед, но тут ухвачен феномен, далеко выходящий за пределы данного предмета. Эта мода нынче воистину имеет междисциплинарный характер. Почему она меня так раздражает, задумался я сегодня. И в общем-то ответ у меня вполне себе появился.
Раздражает прежде всего то, что штудии соответствующие суют куда ни попадя; размывая в результате целостность и связность дисциплин, прекрасно без этих штудий обходившихся. Приведу конкретный пример того, как это работает на практике. Буду оперировать сферой, которая мне предельно близка, - историографией Великой Французской революции. Всем более-менее понятно, что такое научная статья. Статьям нужна аудитория; иногда более широкая, чем круг читателей специализированных научных изданий. Отсюда возникает идея сборников статей, которые публикуются в расчёте на возможное расширение (или, как минимум, смещение) аудитории. В конце концов книжку можно купить из любопытства, не подписываясь на целый научный журнал (впрочем, сейчас нередко можно купить отдельные статьи на сайтах разнообразных университетов и иже с ними, но стоят они зачастую очень больших денег, так что покупать книжку нередко оказывается ещё и выгоднее).
И вот выходит сборник с многообещающим названием: «От дефицита к потопу: истоки Французской революции». Вполне респектабельно и весьма интересно. Тема задаётся первой же (очень хорошей) статьёй Боссенги о финансовых истоках революции (что и логично, принимая во внимание важность дефицита и финансового кризиса в генезисе революционных событий). Собственно, название сборника указывает именно на это направление научных разработок. И дальше попадаются любопытные работы в том же духе (например, статья Кайзера «От фискального кризиса к революции: двор и французская внешняя политика 1787-1789 гг.»). И после всего этого внезапно Д.Меррик «Гендер в дореволюционной политической культуре», а потом Д.Попкин «Сан-Доминго, рабство и истоки Французской революции». То есть, буквально оно самое и есть - гендерные дела, а потом и колониальные подтянулись. И совершенно не удивлюсь, если в каком-нибудь очередном сборнике нарисуется что-нибудь про какие-нибудь проблемы гомосексуалистов и (обязательно!) истоки Французской революции. Потому как - а какие же у этой самой революции причины, ежели упустить из рассмотрения геев и кучу другого всякого?
Здесь нужно оговориться. Я не имею ничего против гендерных исследований как таковых - мне это просто не интересно. Я против того, что всё валят в одну кучу. Вот приходит человек в книжный магазин. И видит большой раздел, например, «История». И другой большой раздел - скажем, эти самые «Гендерные исследования». Тебе нужны гендерные исследования - вот как раз секция специально для тебя. А я пойду в историю. И всем хорошо. Ну или, если так уж прямо нужно, ок, допустим, есть подсекция по истории ВФР. Ну если вам так не имётся, сделайте подраздел про этот самый ваш гендер. И пусть все видят - что в этой части полки шкафа про ВФР работы по «гендеру». Отлично, я туда даже заглядывать не стану. Но ведь нет. Вместо этого нас заставляют поглощать это всё в одном наборе. Примерно как в советском магазине, где покупателям давали совершенно ненужные товары «в нагрузку». То есть получается, что, покупая вышеупомянутый сборник, я ещё и платил авторам вот таких вот работ, к теме, в сущности, отношения совершенно не имеющих.
Причём ведь это всё именно что мода. Исследования экономической политики, внешней политики, религиозной политики - никуда не денутся. Они так и будут появляться, а место «гендера» займёт ещё какой-нибудь нетривиальный конструкт, который вызовет бурный фурор и породит на свет несколько конкурирующих школ. Опять же, ничего не имею против, только дайте людям возможность заниматься интересующей их научной дисциплиной без этого всего (если они сами не хотят).