Писатели и литераторы обратились к Президенту РФ
Ряд отечественных писателей, литераторов и ведущих общественных деятелей составили открытое письмо Президенту РФ Дмитрию Медведеву с просьбой остановить процесс принятия поправок к Гражданскому кодексу.
Прочитать полностью на Почти все, конечно, уже видели письмо литераторов к Медведеву, в котором они призывают остановить процесс "легализации пиратства". Многих позабавило (и совершенно справедливо) сопоставление пассажа о том, что планируемые поправки могут "в буквальном смысле обрушить издательский рынок, особенно учебной и научной литературы", с некоторыми фамилиями подписантов типа А.Макаревича, А.Марининой, Э.Радзинского, Д.Донцовой. Но меня этот пассаж заинтересовал и сам по себе.
Ниже я выскажу тенденциозную точку зрения, т.е. не буду учитывать чужих интересов, о чём честно предупреждаю.
Сразу скажу, что я мало читаю художественную литературу, а уж современную не читаю почти совсем. Например, я не читал ни одного текста Сорокина. И совершенно не страдаю по этому поводу. Если мне хочется почитать "художку", я открываю русскую классику, благо это сокровищница, из которой можно черпать без конца. Впрочем, не брезгую и иностранной литературой: помню, как проводил время в поликлинике за чтением сборника "Утехи и дни" Марселя Пруста, получая немалое удовольствие. Как легко догадаться, это и аналогичные произведения давно находятся в "общественном достоянии". Разумеется, не все они оцифрованы, но постепенно "в цифру" перейдёт вся классика.
Поэтому даже если они, допустим, сумеют куда жёстче оградить свои права на интеллектуальную собственность на современный худлит, мне от этого ни холодно, ни жарко. Хотят - пусть ограждают.
Но вот с научными работами разговор другой. Они пишут: "зачем создавать новые учебные пособия, научные монографии, да и художественную литературу, на которые порой уходят годы, если твой труд моментально и совершенно легально будет растиражирован и представлен в свободном доступе?" Тут неявно предполагается, что авторы научных работ сильно мотивированы денежкой, получаемой за издание этих работ. Не берусь судить о науке в целом, но в отношении, например, книг по истории это просто чушь. Шансы стать бестселлером есть у минимального числа работ. Большинство монографий издаются минимальными тиражами, а авторские гонорары отсутствуют или являются мизерными.
В силу этого интерес авторов как раз заключается в том, чтобы тиражировать результат своего труда и облегчать доступ к нему максимального количества заинтересованных читателей. При этом чем более серьёзной и специальной является работа, тем меньше круг потенциальных читателей, далеко не каждый из которых при этом готов выложить деньги за бумажную книгу или просто столкнётся с ней в магазине. То есть здесь "ограждение прав" явным образом является серьёзным препятствием для встречи автора и заинтересованного читателя. Понятно, что издательское лобби блюдёт свои интересы, непонятно, зачем оно прибегает к настолько беспомощным аргументам.
При этом в нормальной ситуации авторы научных работ вовсе не остаются в накладе. Просто они зарабатывают не на книгах, а на грантах. Например, дельный историк может получить грант на исследование, которое может занять несколько лет. Я лично видел описание текущего проекта на три года (кажется, в Англии), посвящённого истории советской образовательной политики в течение нескольких десятилетий не то в Прибалтике, не то на Украине. Результатом этого исследования вполне может стать книга, но ясно, что мало кто будет её читать. И ясно, что если такая книга окажется "в цифре" и в общем доступе, то автор не пострадает. Очевидно, что издателям на сегодняшний день просто нечего возразить, поэтому они впадают в истерику. Сложно иначе оценить такие пункты разбираемого письма, как ужас от самой возможности немедленной оцифровки только что увидевшей свет диссертации. Что ужасного в том, чтобы любой желающий не ехал в библиотечные фонды и не заказывал диссертацию, а получал доступ к её тексту с любого компьютера, имеющего доступ в Интернет? - Непонятно.
В общем, я за максимальную либерализацию доступа к цифровым копиям книг по гуманитарным дисциплинам, я соответствующие работы скачиваю и намерен делать это и впредь.