При возможности хожу в командировках на мероприятия замечательного проекта Эшколот. http://eshkolot.ru/ Про "Войну Анны" и лекцию Амоса Оза я уже рассказывала - https://kislaya.livejournal.com/339936.html В марте мы с Анютой adesigna приобщились к очередному смыслу - сходили на лекцию австралийского философа Эндрю Бенджамина IMAGO DEI - Иудаизм и философская антропология.
Бенджамин говорил очень сложно, синхронного перевода не было. Он говорил мысль - а куратор проекта Семен Парижский переводил, и это отдельно было так круто! Это был уровень высокой философской науки. Мои мозги заскрипели. А самое прикольное, что вместе Образа божьего мы говорили о Законе, что нам с Анютой как юристам особенно зашло.
Я жажду изложить и ещё раз продумать мысли Бенджамина про Закон, Бога и Человека - основываясь на текстах Торы. [День первый. Бытие] День первый День первый я сидела с Анютой на первой парте, неотрывно слушала и думала, делала конспект ручкой , и ( тк писала и думала одновременно) смогла вытащить главные мысли. Вот обсуждаемый кусок текста Торы: Книга Бытия 2:4-8 Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо, и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли, но пар поднимался с земли и орошал все лице земли. И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.
1. Древний текст отмечает двойственность человека, его неравенство физическому телу. Дыхание жизни, дух, душа - важно! - отличает человека от просто тела. 2. Человек подобен богу. Чем? тем, что он может как Бог пользоваться Мудростью и Законом. Он помещен перед законом изначально, не приходит к нему, не ищет его- а сразу находится ПЕРЕД Законом. ( тут юристы зааплодировали! мысленно). Бытие человека в иудаизме - всегда перед Законом. Религия - то самый закон, свод правил, договор между богом и человеком. 3. Понятие места, куда Бог помещает, вписывает человека. Место является такой характеристикой, которая дает определенность и конечность. 4. Адам и Ева, вкусив с древа добра и зла, осознают добро и зло и понимают конечность своего бытия. Только будучи помещенным во что-то на какое-то место - человек может Быть.
[День Второй. Исход]День второй Я сидела на самой задней парте, записывала в заметки на телефоне, набирая текст - и даже не могу сформулировать основных мыслей! Поэтому изложу всё записанное:
1. Повторяем пройденное - в том что невозможно свести человека к его телу. Мы должны постулировать что то ещё. И то что не даёт нам свести человека к природе - это Закон. 2. Источником закона является не внешнее ограничение, а имманентное свойство человека. Бытие человека, выражаемое в законе, - постоянно соотносится с подобием человека богу 3. Нам надо отказаться от сведения человека к телу, и от сведения закона к чему -то свойственному только человеку
4. Вопрос в Торе "Где место справедливости ?" Ответ - здесь и сейчас. Справедливость это не свойство идеального или будущего.
Анализируем Текст книги Исхода 32:15-20. Важный момент слушания и слышания Моисеем слова божьего и трансляции его людям через запись!. И обратился и сошел Моисей с горы ( Синай - прим. моё); в руке его были две скрижали откровения [каменные], на которых написано было с обеих сторон: и на той и на другой стороне написано было;
Даже если мы считаем что Моисей записал слова божьи, а не сам Бог написал их на скрижалях - все равно это слово божье
Скрижали были дело Божие, и письмена, начертанные на скрижалях, были письмена Божии.
Моисей приходил с Записанным текстом. Другая герменевтика - это уже не не просто Слово , это Письменный текст. Это Опосредованно, Интерпретированное. Этот стих подчёркивает опосредованность - и характеризует текст Не может быть непосредственного отношения с богом, оно всегда опосредованно
И услышал Иисус ( Навин- прим. моё) голос народа шумящего и сказал Моисею: военный крик в стане. Но Моисей сказал: это не крик побеждающих и не вопль поражаемых; я слышу голос поющих.
Иисус Навин услышал гомон. И этот гомон, шум народа связан с символом Народа
Когда же он приблизился к стану и увидел тельца и пляски, тогда он воспламенился гневом и бросил из рук своих скрижали и разбил их под горою;
КОгда Моисей уходит на гору Символа нет - и вот он возникает, его изготавливают- отливаю Золотого тельца. Символ требует реакции. Золотой телец создаёт общество объединённое символом. Символ а)требует непосредственной реакции, б)но он при этом неоднозначен и взял тельца, которого они сделали, и сжег его в огне, и стер в прах, и рассыпал по воде, и дал ее пить сынам Израилевым
Моисей разбивает перводанные скрижали. Бог заставляет Моисея выточить вторую пару. А тот же там текст ? Зачем эта Вторая пара скрижалей? Может разрушение первых скрижалей Завета означает разрушение символической непосредственности?
Если мы воспринимаем текст как письмо - надо помнить что это рамки интерпретации. Если закон это текст-в-котором-закон-даётся-нам-как-нечто-безусловное - он не может быть непосредственным А если закон безусловен, если нет ситуации когда он Неприменим То возникает вопрос - каким образом закон применим здесь и сейчас? Как надо применять справедливость?
Важно! христианский Апостол Павел вместо Закона предлагает Веру, что сводит бога к личным верованиям человека. Это противоречит иудаизму, где Безусловное ( Закон) является имманентным для любого обусловленного действия
[День третий . Псалом 118]В третий день - когда меня уже не было в Москве - обсуждался длиннющий и сложный псалом 118 (Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем. Блаженны хранящие откровения Его, всем сердцем ищущие Его. Они не делают беззакония, ходят путями Его...) О чем говорил Бенджамин я не знаю, но псалом этот сам по себе уникален ( перепою Википедию): Это молитва человека, находящего главное жизненное благо в словах Господа, то есть в Торе. Божий закон совершенен, его исполнение обязательно. В каждом стихе псалма (кроме 122-го) присутствует одно из следующих слов: закон, откровение, путь, повеление, заповедь, устав, суд, слово. Все эти слова в оригинале являются синонимами слова «Тора».
Словом «Блаженны» по традиции начинал наиболее важные псалмы царь Давид ( около 1000 году до н.э.) Этот псалом мог быть назиданием сыну Соломону. Вторая версия - тк в псалме говорится о нарушителях закона и о сложившейся вокруг псалмопевца враждебной обстановке - возможно VI-V вв. до н. э., во время вавилонского пленения или сразу после него при великом иудейском священнике Ездре и Неемии.
Псалом разбит на двадцать два восьмистишия, в которых каждый стих начинается с соответствующей буквы еврейского алфавита: в первом восьмистишии все стихи начинаются с алеф, во втором - с бет и т. д., его именуют «великим алфавитом». В переводе алфавитное построение псалма передать невозможно; однако в ряде переводов сохраняют разбивку на строфы, и каждую из них озаглавливают соответствующей буквой. Имя Бога (тетраграмматон, Яхве) появляется в псалме двадцать два раза. Каждое восьмистишие имеет свою особую тему. В первых двух строфах поэт говорит о принятой им на себя обязанности исполнять законы Бога и благословляет Господа за них. С третьей строфы («гимель») начинается собственно молитва, в которой присутствуют общие для всей книги псалмов мотивы: плачевная песнь (строфа 11, «каф»), радостная хвала (строфа 6, «вав»), молитва о помощи (строфа 17, «пе»); все эти темы нанизываются на основную идею псалма - о благе, заключённом в словах закона Божьего.