Искусство ради искусства

May 05, 2017 07:45

Каждый раз, бывая по работе в типографиях, искренне восхищаюсь чуду переноса изображения на бумагу и другие материалы. Сейчас многие процессы автоматизированы и сильно упрощены. Но как оно было раньше???? И есть ли у этих технологий применение ныне?


Если вы что-то слышали о термине "глубокая печать", и при этом еще и представляете, как происходит данный процесс, то офорт - наглядный пример той самой глубокой печати. Удивительно, но термин "офорт" известен намного меньше, нежели, к примеру, литография. Хотя именно офорт позволяет создать произведение с наиболее точным воспроизведением деталей, и при этом офорт - техника, позволяющая произведения тиражировать.


Это разновидность гравюры на металле, когда оттиск делается с печатной формы из металла. Главная особенность всех технологий глубокой печати и офорта в частности - краска набивается внутрь формы, в углубленные элементы, а не наносится на внешнюю сторону (как у самых обычных печатей, где использована по сути технология высокой печати).


Но сначала надо эту самую форму создать. Что есть самое сложное и трудоемкое. И невероятно творческое. У истоков технологии стояли Альбрехт Дюрер и Рембранд. А такие художники как Гойя, Дали и Пикассо обращались к этой технике не случайно - по сути это высший пилотаж в искусстве и тем паче - в его тиражировании. Появившись в 1500-х г.г., с развитием печатных технологий офорт как способ тиражирования отмирает - сложно и дорого. И сейчас существует в чистом виде как искусство.
Сначала надо отрисовать будущее произведение как обычно - на бумаге. Но соблюсти определенные правила. И перенести его на заранее подготовленные печатные формы с помощью обычного зеркала и специальных игл.






При изготовлении печатных форм металлическая пластина шлифуется (и как! блестит!) и покрывается специальным кислоупорным лаком. Сейчас уже используются другие материалы, менее токсичные, но смысл остается тот же.


А после нанесения рисунка пластина отправляется в кислоту, где и происходит процесс травления в освободившихся от лака областях.




И только после этого наносится краска, и стирается лишняя.


На одной форме можно опечатать до 1000 экземпляров.




При этом требования к бумаге особые - не любая подойдет, да и намочить ее надо предварительно.


А краска ложится на лист так, что ее можно почувствовать на ощупь - очень приятные тактильные ощущения от рельефности изображения. Подобный рельеф вы можете встретить на самых обычных денежных купюрах.




Можно ли напечатать офортом привычный нам полноцвет? Вряд ли. Но совместить несколько цветов вполне реально - для этого изготавливается несколько форм, отдельная под каждый цвет.








Честно? с трудом представляю какое же это надо иметь мастерство, что бы их состыковать на подобном довольно кустарном станке.


Ну а у меня дома теперь живет вот такой олень.



С личной подписью мастера Анны:


Об этом и не только рассказали нам в Мастерской офорта при школе Сергея Андрияки, где посчастливилось недавно побывать. Что меня искренне удивило - детей тут учат бесплатно. Платные мастер-классы только для взрослых, но цена вполне адекватна.
Ну а я в очередной раз благодарю за интереснейшую экскурсию mosblog и лично _twin_
Больше фото есть вот в этой папочке на ФБ

мосблог, мастер-класс, mosblog, отзывы

Previous post Next post
Up