Летит дорога, унося нас со Смоленской земли на Белорусскую. В окошко залетает горячий воздух. И в какое-то мгновение краем глаза замечаешь уже исчезающую, наклонившуюся в зелень листвы, маковку церкви. Каждый раз такой съезд с дороги - отправление в путешествие по времени. Так в итоге и случилось.
Полуденная жара заставила окружающий мир притихнуть. Но от стен огромного храма, который, как корабль, шёл только ему ведомым путём, веяло прохладой.
Чуть поодаль паслась лошадка. С вниманием стала разглядывать новых людей. А вдруг что перепадёт от незнакомцев?
Ну что, посмотрели, ощутили прикосновение былого... Пора ехать дальше. Но нам была послана встреча с человеком, который мог рассказать более кого-либо другого об этом месте. Елена Алексеевна, местная жительница, подошла к нам и завязался разговор. Оказалось, что церковь, которая выглядит как костёл, - церковь святого Онуфрия. А рядом находящееся почти разрушенное здание раньше было монашеским жильём, а в советское время в нём была школа. В ней Елена Алексеевна и училась. А в храме был спортзал. Вся её жизнь связана с этим местом.
Добрая наша рассказчица показывает нам бывший класс, в котором тёмный контуром выделяется сохранившаяся на стене школьная доска...
Вход на колокольню. Даже сейчас можно взобраться на верх.
Красивейшее гнёздышко было найдено у входа в храм.
Несколько аистиных гнёзд на церкви святого Онуфрия.
В доме мамы Елены Алексеевны стоит икона святого Онуфрия. Нам была подарена его иконка. И был рассказ, были показаны вырезки из газет о этом месте, о его истории.
Когда-то тут были непроходимые леса, там было много зверей, любил в эти леса ходить на охоту и Мстиславский князь Логвин. Всегда брал на охоту своего сына Юрия. Однажды сын побежал за кабаном или лосем и заблудился в лесу. Не мог выйти к людям, ходил неделю и где-то на этом месте Юрию явился сам Святой Онуфрий и вывел его к людям. Отец обрадовался возвращению сына и приказал на том месте, где явился Святой, основать монастырь. А вокруг монастыря появилась деревня Онуфриево. Описанный случай произошел в 1407 году, как раз перед битвой под Грундавльдом. Кстати, в этой битве князь Логвин сыграл большую роль, он командовал тремя полками. Поставил свои полки в центре битвы и эти полки удержали атаку крестоносцев. Так что благодаря князю Логвину и его трем полкам была одержана победа над крестоносцами.
Вернувшись после битвы под Грундвальдом, Логвин приехал в этот монастырь, помолился Богу. Не забывал про этот монастырь, про свое спасение и Юрий. Он также в 1453 году, вместе со своей женой Софьей, подарил монастырю три деревни. И его сын Иван тоже старался для этого монастыря. Он также увеличил монастырские земли. Все эти князи от монастыря просили только одного: чтобы монахи молились Богу за их княжескую Мстиславскую династию.
В XVI веке вокруг монастыря разгорелась интересная история. Был тогда князь Богдан Озерецкий-Друцкий. Он решил в монастыре принять духовный сан, стать монахом. Об этом узнал король Жигимонт 3 Ваза. Он поддержал Богдана и сказал, что если тот примет духовный сан, то он отдаст ему весь монастырь со всеми деревнями навсегда. Богдан пошел подписывать бумаги, король бумаги подписал и монастырь стал владением Богдана Озерецкого-Друцкого. Но как только монастырь стал его, то он передумал принимать духовный сан. Сказал, что уже не хочет быть монахом. Тогда Жигимонт Ваза отобрал все бумаги, выкинул их, а монастырь забрал. Монастырь передали униатам.
Каменная церковь была достроена в 1825 году. А 25 августа эта церковь была освещена в честь Святого Онуфрия. Сюда были перенесены все монастырские святыни со старой деревянной церкви.
Главные святыни, которые были перенесены, - это икона Божьей Матери, подаренная монастырю еще в 1407 году князем Логвиным Альгердовичем. А также икона Святого Онуфрия. Святой был изображен в образе старца с длинной бородой. А рядом с ним, на коленях, молился князь Юрий. Но куда делись эти святыни - никто не знает. В советское время тут был спортзал, а потом разобрали крышу и дождь сделал свое.
На монастырском дворе было много хозяйственных построек. А также была открыта криница с минеральной водой. Все это было обнесено стеной, а на стене висела дощечка. Каждый, кто покидал монастырь, должен был написать на ней свое имя. За это богатство и начали ссориться между собой образовательная комиссия и военные. Руководитель образовательной комиссии предлагал монастырь убрать, а все монастырские доходы пустить на образование, дать денег Виленскому университету. А военные захотели разместить в монастыре военную часть. В этой ссоре победили военные. Было решено на монастырских землях разместить 11 пехотную военную дивизию. Военные приехали и решили снести монастырское кладбище и на его месте построить военную казарму. Для этого они отобрали у униатов всю глину, которую привезли для строительства новой церкви. В это дело вмешался тогдашний униатский митрополит. Он пошел к военному министру и тот помог. Военные свернулись и уехали с монастырских земель. А в 1839 году, когда была отменена уния, монастырь стал православным. В 1960-х годах местный житель рылся возле церкви - искал камни себе на фундамент. Он нашел возле церкви склеп, где был похоронен Патриарх Смоленский. Вот каких высоких особ хоронили в этом монастыре.
Эта липа - последняя из сохранившихся лип. Её Елена Алексеевна специально оставила в память о былых временах. А рядом баловались Мухтар и Трёхцветный.
Нам рассказали ещё одну историю. На горизонте виднеется лес. Там уже Россия. Наши оттуда отправили группу солдат на разведку. Во главе неё был Дубеларь Юрий Андреевич. Он был родом из Молдавии. В деревне Онуфриево у проходящей мимо женщины он спросил, есть ли тут фашисты. Она ответила, что их нет, и он безбоязненно вошёл в её избу. Женщина обманула. Его пытали, выжгли звезду на груди и убили. Ему было всего 20 лет.
"Во главе группы разведчиков ‘23.9.1943 перешёл р. Сож севернее г. Кричев Могилёвской обл., собирал и передавал важные сведения о противнике. 27.9.1943, отправив разведчиков с донесением в воинскую часть, остался в ближнем тылу гитлеровцев, продолжая разведывательную работу. Схвачен гитлеровцами. На допросах вёл себя стойко, отказавшись разговаривать с врагом. Умер от жестоких пыток, не выдав военной тайны; ножом ему разрезали грудь до самого сердца."
Его могилку мы и посетили. Чёрную мраморную плиту привезли его земляки из Молдавии. "Упокой, Господи, душу раба твоего Юрия и даруй ему Царствие небесное."
А это бабушка Настя. Баба Настя, так она назвала себя.
Так бывает, что абсолютно незнакомое место становится близким сердцу... Ты уезжаешь, а на глазах слёзы. Храни, Господи, деревушку Онуфриево, которая стала теперь простой улицей в агрогородке Сельцо. Добрых и приветливых людей!..