Девушка в золотом одеянии медленно шла у подножия Медного всадника и тихо пела. Пела, улыбаясь про себя. Может быть тому, кто очень далеко. И Он слышал ее слова и улыбался в ответ. Необъяснимо и таинственно. По другому быть и не могло, ведь вальс был Фантастический...
Click to view
На Сенатской площади в Санкт-Петербурге находится, наверное, одна из самых легендарных достопримечательностей города. Это скульптура, изображающая Петра Великого верхом на коне. Памятник был установлен императрицей Екатериной Великой.
Величественная статуя великого императора всероссийского Петра I принадлежит работе знаменитого скульптора Этьена Фальконе. Он был выписан специально для этой цели из самой Франции. В Санкт-Петербург Фальконе прибыл со своей семнадцатилетней помощницей Мари-Анн Колло. Колло лепила голову с посмертной маски царя работы Растрелли. Гипсовый оригинал хранится в Русском музее. Мари-Анна сказала, что сделала зрачки в виде сердец, потому что Император смотрел на свой город влюбленными глазами. На самом деле Мари-Анна таким образом увековечила свои чувства к Фальконе, от которого потеряла голову в 15 лет, когда стала ученицей 48-летнего мастера. Роман ученицы и учителя продолжался до смерти Фальконе. Мари-Анна не бросила любимого, даже когда его разбил инсульт. Колло восемь лет ухаживала за парализованным скульптором. После кончины мастера замуж не вышла.
Скульптор приехал в Россию и сразу приступил к работе. Он сделал эскиз, где на высоком пьедестале из гранита величественно возвышается, сидя на коне, Пётр Великий. Он гордо взирает на основанный им город. Вместо седла у всадника шкура медведя - символ того, что государь очень близок к своему народу. Лошадь под Петром встала на дыбы, под её копытами затоптанная змея. Она должна была символизировать поверженных врагов императора. Голову правителя венчает лавровый венок, как ещё одна деталь, дополняющая образ победоносного военачальника и великого полководца.
Название величественной скульптуре подарил Александр Сергеевич Пушкин в своей одноимённой поэме.
Медный всадник стоит на огромном валуне. Как раз история этого пьедестала и является одной из самых любопытных деталей в эпопее создания статуи. Для постамента было решено использовать природный камень. Подходящую по масштабам гранитную глыбу нашёл некий крестьянин по имени Семён Вишняков. Камень оказался непростым, а с историей. Согласно легенде в него ударила молния и образовала трещину. В народе его стали именовать с тех пор «Гром-камень». Находился валун далеко за пределами Санкт-Петербурга, по дороге в деревню Конная Лахта. Он был невероятно огромным и перевезти его на первый взгляд не представлялось возможным. Фальконе стал ломать голову над тем, как же доставить эту громадину в город. Камень сидел наполовину в земле. Местность вокруг была болотистой. Было решено вытащить его для начала. Для этой цели наняли греческого инженера Мариноса Карбуриса. Тот предложил такой план: дождаться зимы, чтобы земля замёрзла и потом перетащить валун до моря. Инженер сконструировал металлические сани, которые скользили по гусеницам. В конструкции Карбурис использовал бронзовые сферы для уменьшения трения. Официально шарикоподшипник был изобретён лишь два десятилетия спустя Филипом Воаном.
Пока камень перевозили, Екатерина периодически приезжала к месту работ, чтобы посмотреть, как идёт дело. Чтобы обеспечить передвижение валуна, шпиль вращало больше трёх десятков человек. Камень двигался с черепашьей скоростью. По ровной местности в день удавалось пройти 150 метров. Когда же дорога была не очень ровной, то конструкцию приходилось периодически разбирать и собирать заново. После того как громовой камень был доставлен к морю, для него построили специальный причал и огромную баржу. Когда валун водрузили на судно, его поддерживали с обеих сторон по два полноразмерных боевых корабля. К счастью, путешествие было коротким и гром-камень, наконец, доставили в Санкт-Петербург. В доках собралась огромная толпа, чтобы поглазеть на его разгрузку. Доставка груза таких размеров и веса стала настоящим подвигом.
Для этого грандиозного дела понадобились усилия четырёх сотен человек, в числе которых каменотёсы, трудившиеся над формированием пьедестала. Целых девять месяцев длилась эта эпопея с камнем. Вес полуторатонного валуна после обтёски составил 1,25 тонны. Наконец, работа по возведению монумента была окончена. К сожалению, создатель Медного всадника не смог присутствовать на церемонии открытия. К этому времени он уже успел поссориться с императрицей и не жил в России.
После себя громовой камень оставил в земле гигантских размеров яму. Она была в несколько раз больше самого валуна. По сей день на этом месте существует пруд размером в полгектара. Его окружает вал из земляных камней. Называют это место Петровский пруд. Он является заповедной зоной.
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой её гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.
Люблю зимы твоей жестокой
Недвижный воздух и мороз,
Бег санок вдоль Невы широкой,
Девичьи лица ярче роз,
И блеск, и шум, и говор балов,
А в час пирушки холостой
Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой.
Люблю воинственную живость
Потешных Марсовых полей,
Пехотных ратей и коней
Однообразную красивость,
В их стройно зыблемом строю
Лоскутья сих знамён победных,
Сиянье шапок этих медных,
Насквозь простреленных в бою.
Люблю, военная столица,
Твоей твердыни дым и гром,
Когда полнощная царица
Дарует сына в царской дом,
Или победу над врагом
Россия снова торжествует,
Или, взломав свой синий лёд,
Нева к морям его несёт
И, чуя вешни дни, ликует.
Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия,
Да умирится же с тобой
И побеждённая стихия;
Вражду и плен старинный свой
Пусть волны финские забудут
И тщетной злобою не будут
Тревожить вечный сон Петра!
Пушкин А.С.