Мглинский большак. На пути в Корсики.

Sep 22, 2021 17:26

Вторая история о Мглинском большаке - это опять история о дороге, на которую как жемчужины нанизаны деревушки. Никак не смог обойтись без рассказа о том, какие же были дороги в России. Огромные пространства и малая плотность населения России, а в итоге дороги были просто накатанной колеёй. Осень с дождями эти дороги делала непригодными для движения. Недаром Екатерина Вторая так и сказала крестьянам, жаловавшимся на плохие дороги, указав им на реку: "Вот вам и путь." С тех пор река, по легенде, так и называется: Ипуть. Она "сопровождает" Мглинский большак на всём его протяжении. Конечно, были дороги из булыжника, но были они такими тряскими, что отбивали охоту путешествовать на длинные расстояния.
    В первой половине 1830-х годов Василий Петрович Гурьев, действительный статский советник, инженер путей сообщения, разработал проект постройки сети мощеных дорог. Сеть должна была связать Петербург с Москвой, Вологдой, Киевом, Одессой и другими главными экономическими районами страны. Согласно разработанному проекту, дороги покрывались деревянной торцевой мостовой. По оснащенным таким образом дорогам должны были ходить «сухопутные пароходы», то есть - паровые автомобили. Должное внимание в проекте было уделено и безопасности пассажиров и сохранности грузов. Гурьев настаивал на необходимости снабдить сухопутные пароходы пневматическими сцепками и тормозами.


  Василий Петрович Гурьев был влиятельным человеком, которому удалось добиться рассмотрения проекта на заседании Комитета Министров. Заседание состоялось 19 марта 1835 года, но проект не был принят. Гурьеву удалось добиться лишь ссуды на издание книги. В 1836-1837 гг. была опубликована монография «Об учреждении торцевых дорог и сухопутных пароходов в России посредством компаний». Практически сразу же после появления книги, её перевел на немецкий язык и издал некто по фамилии Шмидт. По прошествии двух лет, в 1839 году в Париже, инженер Жерри опубликовал работу под названием «Деревянные дороги, заменяющие железные дороги».
    Гурьев ориентировался на паровые автомобили, которые он называл «сухопутными пароходами». В междугородном сообщении он предусматривал широкое применение грузовых и пассажирских автопоездов. Построенная им карта транспортных связей России отличалась удивительно точным предвидением дальнейшего промышленного развития страны. Однако, единственное, что удалось осуществить Гурьеву из своих проектов, так это построить торцовую мостовую в Петербурге на Невском проспекте, Дворцовой набережной и некоторых других улицах (1820 г.).






Разрушенная наводнением торцевая дорога на Невском проспекте в 1929 году.




Ничего не поделаешь, но её пришлось разобрать.


Ну а мы по асфальтовому покрытию едем по бывшему Мглинскому большаку.




В Ершичах. Весь наш путь вдоль реки Ипуть.




Высокая Слобода.
















Село Рухань. Так его назвала императрица Екатерина Вторая. Интересный факт, который узнал, изучая карту этого села. У него два кладбища. Одно называется Берёзовым, другое Дубовым.






Ещё немного - и вот он, самый южный населенный пункт Смоленской области. Корсики.


Корсики - одно из древнейших поселений нашего края. О многовековой истории деревни говорят многочисленные исторические памятники. Южнее деревни, на правом берегу Ипути, у старого русла реки расположено городище размером 27 на 15 метров. На этом же берегу, но южнее, по дороге в Семиричи находится поселение бронзовой эпохи. Здесь встречаются обработанный камень и фрагменты сосудов бронзового века. В начале 20-го века курганов было 115. В 1918 году 16 из них были раскопаны археологом С. М. Соколовским: в одном из них найдены бронзовая витая гривна и бусы, в других - обломки гончарных сосудов. Сейчас сохранилось только 82 кургана, но часть из них повреждена пашней. Професссор В. П. Голубовский в монографии "История Смоленской земли до 15 века", изданной в Киеве в 1895 году, писал, что на месте нынешнего села Корсики (Разрытое) располагался древний город Зарой-на-Ипути - последний город на юге Смоленской земли. Здесь в 1154 году встретились шедшие с войсками навстречу друг другу князья смоленский Ростислав Мстиславич (внук Владимира Мономаха) и московский Юрий Долгорукий, стремившийся расширить свои владения. Встреча завершилась заключением мирного договора, и князья разъехались - один в Смоленск, другой в Москву.






Название свое Корсики получили от фамилии местных землевладельцев, дворян шляхетского происхождения Римских-Корсаковых, а до середины прошлого века село именовалось Разрытое. По преданию, вдали от речного водного пути селились племена кривичей. Из-за заболоченности мест, малопроходимости окрестностей кривичам приходилось передвигаться водным путем. За это с них взимали высокие подати племена радимичей. Если же кривичи отказывались платить, их топили в реке. Постепенно разрасталась вражда между этими племенами, которая выросла в открытую борьбу. Победив, кривичи всё разрушили, сожгли, уничтожили. Так село и стало именоваться после разорения - Разрытое.




В 1907 году в селе проживало до 800 человек, имелось 6 лавок, ежегодно проводились трёхдневная Покровская ярмарка, в Корсиковской волости работали хрустальный и стекольный заводы. В Ершичском районе до наших дней сохранились всего два памятника архитектуры: церковь Вознесения в селе Кузьмичи и церковь Рождества Богородицы в Корсиках. До 90-х годов 19 века в с. Корсики был старый деревянный храм, простоявший более 150 лет. Был он уже ветхим, да и малой вместительности, а село росло. В 1885 году на сборе прихожан было решено построить новый, каменный.




Сначала решили строить деревянный двухпрестольный храм в честь Рождества Богородицы и святителя Николая. Но случилось крушение царского поезда 17 октября 1888 г., вся царская семья осталась жива. В память этого чудесного спасения крестьяне решили возвести каменный трехпрестольный храм - третий придел посвятить небесному покровителю Александра III, святому князю Александру Невскому. О таком желании прихожан членами попечительства был подан адрес на имя императора. На нем царь написал: «Благодарю». Такое внимание государя побудило прихожан как можно скорее начать работу. На земле помещика Василия Римского-Корсакова устроили кирпичный завод, а на земле крестьян - известковый. К 1982 г. накопленные деньги закончились и строительство церкви было под угрозой остановки. Тогда решили подать прошение на имя наследника царя, Николая Александровича, о пособии на возведение храма. В ответ поступило 3000 рублей из капитала Медынцевой. От губернатора В. О. Сосновского получено еще 2000 рублей, от протоиерея Иоанна Сергиева (Кронштадтского) - 100 рублей. Иван Яковлевич Загорский (управляющий имением Римского-Корсакова) пожертвовал 1000 рублей. Из собственных средств Николая Александровича выделено 2000 рублей. В 1894 г. храм был изнутри оштукатурен, выложены мозаичные полы, а в 1895-1896 гг. установлен иконостас, сделаны крыльца и в подвале устроена печь для отопления, что в то время являлось редкостью не только для села, но и для города. С помощью теплого воздуха обогревался весь храм, несмотря на его значительную высоту и объем. В отчёте по строительству сказано: "Храм построен в строго византийском стиле, вмещающий до тысячи человек; купол в нём зиждется на четырёх массивных столбах; как снаружи, так и внутри отличается своею оригинальностью, фигурами и лепными работами, престолы все три устроены в ряд, иконостас дубовый с умеренною золочёною работой, иконы на иконостасе писаны все золотом. утварь вся новая, большой колокол - тоже новый, отлитый в Москве на заводе Самгина, весом в 110 пудов". Храм возведён на ровном и красивом месте в стороне от дороги, идущей из Рославля на Мглин, на земле, пожертвованной Римским-Корсаковым (дядей композитора). 17 октября 1896 года состоялось освещение и открытие храма.


В 1947 г. местный священник Александр Козловский обратился в облисполком с заявлением о завышении взимаемых с его семьи государственных налогов и просил разобраться в этом. Обложение непосильным налогом в то время широко применялось на практике по отношению к священнослужителям. Видимо, преследовалась определенная цель: обложить священника таким налогом, чтобы он не смог его заплатить и был вынужден покинуть приход, либо отказаться от сана и вступить в колхоз. Также практиковалось высокое денежное обложение храмов, чтобы община, не сумев рассчитаться с государством, заявила о самоликвидации. Как бы там ни было, в результате страдали храмы. Вследствие вышеописанной политики налогообложения в Корсиках с 1947 по 1962 гг. сменилось несколько священников. А с 1962 г. в связи с недостатком кадров смоленские архиереи совсем не присылали сюда священника. Храм был полностью разграблен в 1964-1965 гг. И лишь в 1974 г. церковь была взята на государственную охрану.




В церковном здании размещалось картофелехранилище, проводились танцы. Доски, брус, часть мозаичной плитки растащены. Неудачей варваров закончились лишь попытки отбить кирпичи - раствор XIX в. оказался крепче самих кирпичей. В конце 90-х годов XX века группа верующих деревни Корсики стала хлопотать перед местными и областными властями о выделении средств и материалов на восстановление храма. По благословению митрополита Кирилла в 2000 г. были возрождены приход и церковный совет.




1978 год (Смоленская область. Краеведческий словарь) - деревня Корсики, Руханского сельсовета, центральная усадьба колхоза имени Карла Маркса. Численность населения 286 человек, восьмилетняя школа.
   1987 год (анкета “Смоленская деревня”, составленная студентами пединститута в ходе экспедиции, проводимой под руководством профессора Г. Т. Рябкова) - д. Корсики, центральная усадьба колхоза имени Карла Маркса, 84 двора, 235 жителей, имеются школа с 33 учащимися, почта, Дом культуры, магазин, медпункт. Сохраняется старинный парк.
   2007 год - (Википедия) д. Корсики входит в состав Руханского сельского поселения, 221 житель, действует Дом культуры, магазин, Корсиковская основная общеобразовательная школа.
   Путешествие по Мглинскому большаку будет продолжено. И конечно, мы вернёмся в Корсики...

река, Смоленщина, память, Ипуть, история

Previous post Next post
Up