В самом сердце Пардаугавы, на улице Маза Нометню, недалеко от Агенскалнского рынка, есть маленький, ныне совершено запущенный сад. Сегодня он доживает свои последние дни: на исходе 2008 года, в разгар финансового кризиса было принято решение о благоустройстве этого уголка города. Здесь должен появится сад имени города- побратима Риги Кобе. Однако многим рижанам он будет ещё долго известен как сад Метеора.
Фабрика Мюнделя
В 1864 году торговец Я.В. Мюндель, которому принадлежала основанная в 1849 году табачная фабрика в Петербургском предместье Риги, задумал основать в Риге ещё до тех пор небывалую фабрику по производству товаров из резины. Место для неё он выбрал в самом сердце Пардаугавы, на краю улицы Лагерной (сегодня Нометню), на большом не застроенном участке. Сегодня в сетке пардаугавских улиц, возле улицы Талсу, есть слепая уличка Гуммия (Резиновая, своё название улица получила в 1880 году). Здесь, до начала ХХ. века находился вход на территорию фабрики Мюнделя. Это потом, когда активно развивалась застройка кварталов вокруг Агенскалнского рынка, вход перенесли на другое место и фабрика получила свой теперешний адрес: Маза Нометню 59. На фабрике из импортного каучука производили резиновую обувь, водонепроницаемые ткани и различные изделия из резины для технических и хирургических нужд. В 1909 году на фабрике уже работало 335 рабочих, которые в день изготавливали до 2000 пар различной резиновой обуви и другие товары.
Реклама продукции фабрики Мюнделя. Начало ХХ. Века
Практически всю продукцию реализовывали на обширном внутреннем рынке Российской империи. С развитием фабрики развивалась и её территория. Строились новые многоэтажные корпуса и склады. Производство покрышек и других изделий из резины и их реализация на российском рынке оказалось настолько выгодным, что вскоре в Риге появились ещё два. предприятия этой отрасли- акционерные общества «Проводник» (1888) и «Россия» (1896). Ну а к 1913 году резиновая промышленность стала одной из главных отраслей рижской промышленности.
Вплоть до Первой мировой войны фабрика на Маза Нометню 59 принадлежала семье Мюнделя. 19 июля 1914 году 480 рабочих фабрики Я. Мюнделя, вместе с рабочими других рижских заводов, объявили, что они прекращают работу в знак протеста участию России в войне, однако войну это не остановило.
В 1923 году, оправившись после ужасов войны производство восстановили. Однако теперь фабрику перекупил один из её конкурентов- акционерное общество «Проводник». Правда вскоре нашлась латышская группа предпринимателей, которая решила возобновить рабу фабрики, как самостоятельного предприятия. Было образовано акционерное общество «Континент» с уставным капиталом в 10 миллионов рублей. После долгих переговоров «Проводник» решил всётаки продать фабрику. Одним из совладельцев а/о «Континент» был и один из потомков первого владельца фабрики Эрих Мюндель. После войны семья Мюндель потеряла резиновую фабрику, но табачная фабрика всё ещё принадлежала им.
Вид фабрики «Континент». 30е годы ХХ. века
После тяжёлых потрясений экономического кризиса 30х годов фабрика поменяла владельцев и с 1938 года носит название «Метеор». После национализации, по окончании Второй мировой войны, фабрика продолжала свою работу под тем же названием. В 1963 году производство становится первым филиалом завода «Сарканайс Квадратс» (Красный квадрат). После 1991 года какое-то время работала под старым названием «Метеор».
Здание фабрики Мюнделя в наши дни.
Сегодня фабрика прекратила свою работу, на её территории находится торговый центр, автосервис, несколько контор и госучереждений. О названии фабрики ещё хранит память улица Метеора, что ведёт к старым корпусам на улице Маза Нометню.
Вилла Мюндель
Следует отметить, что место, в котором находится фабрика издавна было районом дач богатых рижан, недалеко расположен пруд Марас, с другой стороны район дач у улицы Калнциема. Вот и Мюндель решил переехать в это место. На приобретённом им для фабрики месте оставалась ещё не застроенная часть. Здесь он и решил возвести себе резиденцию. В 1887 году по проекту модного тогда архитектора Эдмунда фон Тромповского на свободном участке появилась красивая вилла. В то время это было одно из первых каменных жилых зданий рижского задвинья. Здание отличается очень сложной структурой: здесь много террас, эркеров, балконов и ризалитов. Крышу украшают фигурные печные трубы. Интересна внутренняя планировка здания: внизу находились репрезентативные помещения, а на бельэтаже были расположены спальни и помещения для прислуги. Хотя здание декорировано в лучших традициях эклектики- в то время у фабрикантов был в моде эклектический стиль неоренессанс- композиция здания уже отвечает принципам модерна. По внешней структуре здания можно определить его внутреннее устройство. Так, например, комнаты для прислуги, расположенные со стороны
Вилла Мюндель и Эдмунд фон Тромповский
фабрики имеют более мелкие окна, нежели спальни хозяев с противоположной стороны. Здание походило на прекрасный белый замок с башенкой-бельведером, которую венчала изящная балюстрада. Фасад, обращённый в сад завершал аттик, на котором была выбита дата постройки здания «1887» и инициалы владельца. После Первой мировой войны здание превратилось в пансион. Его новый вледелец по фамилии Морр сдавал здесь комнаты с полным пансионом. Сюда ходил трамвай и это было замечательное место для отдыха. Здание оставалось жилым вплоть до 90х годов ХХ. века. В советское время здесь находилось одно из общежитий медицинской академии. К сожалению в 90х годах здание слишком долго простояло без хозяина. За это время отсюда внесли всё, что только можно было вынести к 1999 году от особняка остались лишь стены.
В начале ХХI. века виллу купили и сделали здесь отель «Park Hotel OK». Здание подросло- застроили балюстраду, надстроили чердак, из аттика исчезли цифры и монограмма владельца. Над окнами эркеров треугольные фронтоны заменили на более простые прямоугольные карнизы. Но в целом общий облик особняка сохранился. Теперь внутри расположены роскошные номера и апартаменты президентского класса. В декоре угадываются и мотивы югендстиля и строгие линии классики и даже восточные мотивы дворцов Альгамбры, однако, ничего исторического в них больше нет.
Здание виллы сегодня и интерьеры отеля
Отел этот славился ещё и тем, что здесь, во время конкурса «Евровидение» 2003 года, которое проходило в Риге, жили Филип Киркоров и группа «Тату». В настоящее время эксклюзивный отель закрылся и здание находится в стадии постоянного ремонта.
Сад Метеора
При вилле Мюнделя был разбит красивый сад с извилистыми дорожками. Дом стоит на широкой террасе, по этому создавалось впечатление итальянского сада. Прямо перед домом, со стороны улицы Маза Нометню был разбит красивый партер в французском стиле с декоративной изгородью и куртинами. Изначально сад был доступен работникам фабрики. Позднее на месте партера был оборудован красивый искусственный пруд, который омывает небольшой полуостров. В советское время ходила легенда, что когда-то этот полуостров имел контуры Латвии. Якобы таким его сделали во времена акционерного общества «Континет». Однако, теперь полуостров имеет круглую форму и никак не напоминает Латвию. Берега пруда были укреплены при помощи досок на железных столбиках. До недавних пор пруд в парке был местом «птичьего базара» диких уток, но теперь птицы редко сюда заглядывают. Со старинных времён сохранились многие деревья, клён, чёрная ольха, берёзы.
Пруд сада Метеора в советское время
В советское время было принято решение сделать сад открытым. Интересно, что своё название сад получил от названия фабрики, которая к тому времени его уже потеряла. Проект реконструкции сада разработал Карлис Баронс. Согласно направлениям основных пешеходных потоков были проложены и заасфальтированы дорожки. Установлены скамейки, что интересно, эти самые скамейки сохранились в саду до сих пор. В советское время территория сада расширилась за счёт прилегающих частных садов и по периметру сада посадили голландские липы- типичные для рижских парков. Теперь общая площадь сада 2 гектара.
Карлис Баронс
В 2004 году появилась идея возродить запущенный сад. К тому времени в стенах виллы Мюнделя уже открылся отель и вид на мелеющий пруд постояльцев не привлекает. Восстановлением парка заинтересовались и японские ландшафтные архитекторы из японского города Кобе. Они предложили разбить на полуострове террасы в традиционно японском стиле, а неприглядный бетонный забор расписать в японском стиле. И вот, 4 года спустя предприятия «Ригас дарзи ун парки» собирается воплотить этот замысел в жизнь. Правда при этом сад сменит своё историческое название и станет садом Кобе.
Пруд парка до и после реконструкции.
Весной 2009 года были проведены масштабные работы по реконструкции водоёма, теперь он принял ухоженный вид, правда, дальше этого дело пока не дошло. Хочется надеятся, что парком ещё займутся, не хочется, чтобы ещё одним историческим свидетельством стало меньше. Звезда "Метеора" закатилась и в будущее смотрит уже "Сад Кобе".