История рижской фарфоровой фабрики Я. К. Ессена. Часть вторая.

Aug 18, 2009 23:09


Продолжение рассказа о фарфоровой фабрике Я.К. Ессена в Риге. Начало тут:
http://kirils.livejournal.com/14797.html


Великая Отечественная война

Началась война. Все ушли на фронт. Многие работники предприятий погибли на фронтах ВОВ. После небольшого перерыва оба завода снова начали выпускать продукцию, но уже в условиях немецкой оккупации.
На бывшей фабрике Кузнецова выпускались только изделия хозяйственного фарфора. Фаянс вообще не производили. Не лучше обстояло дело и на фабрике Ессена. Для руководства производством в начале 1942 года в Ригу вернулись старые хозяева фабрики. В годы оккупации завод был обречен на жалкое существование. Из 48 формовочных станков работало только 25, из 4 печей работала только одна. Работали только на двух горнах. Всего в это время на фабрике работало 244 человека.13 октября 1944 года Рига была освобождена о немцев Советской армией. На Рижской керамической фабрике М.С.Кузнецова пострадал формовочный цех фаянсового производства. С завода было вывезено большое количество оборудования.

Такая же судьба постигла бы и фарфоровую фабрику Я.К.Ессена, если бы не смелость и изобретательность рабочих. Перед отступлением немцев из Риги администрация завода вызвала к себе нескольких, по её мнению, наиболее надёжных рабочих и дала им срочное задание: демонтировать оборудование, важное для производства, упаковать его и погрузить на пароход для отправки в Германию. В случае невыполнения распоряжения всем грозили казнью. Рабочие решили снять оборудование и спрятать его во дворе завода в ямах под шамотным боем и мусором, а в ящики положить камни. Всё это делалось по вечерам и ночью, украдкой. При проверке груза к отправке ничего подозрительного не обнаружили, ящики погрузили на машины и отправили в порт. Так благодаря находчивости и смелости рабочих завод сохранил всё необходимое для производства оборудование.

Вторая жизнь старой фабрики

Рижский фарфоровый завод (так в 1944 г. после оккупации стали называть бывшую фарфоровую фабрику Я.К.Ессена) сразу после освобождения города от немцев возобновил работу. Приходилось разыскивать старых рабочих и работниц, а также обучать новых. В 1945 году обстановка на заводе значительно улучшилась. Полным ходом шла работа по капитальному ремонту зданий и сооружений фабрики. В 1946 году выпуск продукции значительно увеличился по сравнению с 1945 годом. В 15-м ремесленном училище готовили формовщиц, литейщиц, рисовальщиц и др. За два года коллектив фабрики вырос с 30 человек в 1944 году до 280 в 1947. Итогом самоотверженной работы всего коллектива было выполнение плана 1949 года на 105%. Улучшилось и качество продукции. По решению Министерства местной промышленности в 1953 году на заводе была организована художественная лаборатория, которую возглавила выпускница Академии художеств ЛССР З.Я.Улсте. Основной задачей этой лаборатории было создание новых форм и новых видов росписей. В последующие годы предприятие постоянно реконструировалось, были введены в строй 3 и 4 горны, установлены новые шаровые мельницы, усовершенствованы цеха, лаборатория и системы охлаждения горнов. Был налажен выпуск неординарных изоляторов для высоковольтных линий. Была устроена новая артезианская скважина, которая обеспечивала завод питьевой и технической водой. 8 марта 1959 года был открыт заводской клуб. В клубе был зал на 350 мест, были оборудованы помещения для библиотеки и читального зала. К 1960 году на заводе уже работало 637 человек.

В 1963 году рижские фарфоровые заводы были объединены в одно предприятие. Новый завод стал называться «Рижским фарфорофаянсовым заводом», а прежние отдельные предприятия были названы участком №1 (ул. Маскавас, 257 в Кенгарагсе) и участком №2 (ул. Лиедургас, 3 в Вецмилгрависе). Основное внимание уделялось реконструкции и специализации производства, несмотря на то, что ассортимент продукции был очень разнообразен, он постоянно обновлялся. В 1968 году на участке №1 была освоена технология тонкостенного фарфора, начиная с 1968 года Рижский фарфорофаянсовый завод стал выпускать только фарфоровые изделия. В связи с этими переменами изменилось и название завода. Ныне это Рижский фарфоровый завод. Хотя основное внимание было уделено реконструкции участка №1, ряд мероприятий проводился и на участке №2. Участок номер два со временем получил новую специализацию - деколь. Здесь выпускалась посуда, которую украшали именно этим способом.



Здание фабрики Я.К. Ессена сегодня.

В начале 90-х годов фарфоровое производство в Риге пришло в полный упадок, завод был разворован и закрыт. В 1994 году участок номер два вернул себе название «Ессен» и отделился от первого участка. Было выпущено несколько серий чашек и других мелких изделий с клеймом фабрики Ессена, однако вскоре и этому предприятию пришёл конец.



Последняя продукция фабрики Я.К. Ессена. Середина 1990х годов.

На базе фабрики было основано SIA «Dekol Serviss». Правда, теперь это совершенно иное предприятие, которое связано с фабрикой лишь формой деятельности: декорирование посуды деколью. Правда, теперь это уже не рижский фарфор.

Оформление фарфора на фабрике Ессена

В росписи фарфора существовали определённые виды декора, которые различались по композиции и характеру исполнения. Чаще всего применялись так называемые «агашка» (роспись букетов на внешней стороне изделия яркими красками: зелёными, синими, красными), «прозолоть» (роспись более нежными, светлыми тонами - жёлтым, голубым, фиолетовым - с изображением цветов и лепестков. Обязательной для этого вида росписи была прорисовка веточек золотом, отсюда и название росписи) и «мушель» (всё изделие покрывалось одним цветом, а в центре оставалось круглое или овальное пространство, в которое вписывали букет или другие сюжеты. Так расписывали продукцию: чашки, блюдца, чайники, которые экспортировали в Среднюю Азию и Индию). Изделия фабрики Ессена отличались высоким техничным исполнением, а формы продукции и манера художественного исполнения зачастую заимствовалось у немецких мастеров.

Трудности сбыта продукции во времена первой республики требовали от владельцев фабрик высокого художественного качества выпускаемой продукции. На фабрику Ессена на должность художественного руководителя был приглашён Никлавс Струнке. Для его произведений характерны лёгкие, плавные рисунки и приглушённые тона. По его эскизам были так же созданы знаменитые графины для ликёра в виде девушек и юношей в национальных костюмах Латвии Литвы и Эстонии.



Графин в виде девушки и юноши, разработаный для фабрики Я.К. Ессена Никлавом Струнке в 1936 году. Различные варианты росписи.

Специальностью фабрики были кобальтовая и многоцветная глазурь, подглазурный декор, и, с 1937 года, роспись «под слоновую кость». После Второй мировой войны  в лаборатории фарфорового завода (бывшей фабрики Ессена) были разработаны небольшие фарфоровые статуэтки. Именно здесь была создана знаменитая статуэтка «Народный танец».


 

З. Улсте. Фарфоровая скульптура "Народный танец". Рижский фарфоровый завод (бывшая фабрика Я.К. Ессена). 1950-е годы.

Марки фабрики Ессена

До Первой мировой войны основная продукция фирмы выпускалась без фабричной марки. Очень скромная подглазурная марка красного цвета ставилась лишь на изделиях, которые предназначались для выставок. Первая настоящая фабричная марка появилась в 1933 году, когда фабрика возобновила работу после длительного перерыва, вызванного Первой мировой войной. Эта марка представляла собой круг с надписью «Ессен в Риге». Её центральная часть состоит из букв «C.J.P.F.» которые расшифровываются как «Фарфоровая фабрика Карла Якоба Ессена». В 1935 году разработали новую марку с изображением в центре стилизованного лепестка клевера. Эта марка использовалась также и во время германской оккупации.


 
 

Фабричные марки Я.К. Ессена. Слева направо: до 1915 года; 1933-1935 годов (с 1936 года использовалась для фаянса); 1936-1945 годов.

Завод Ессена в отдельных случаях пользовался и особыми марками. Так, некоторое время фабрика выпускала фарфоровые изделия высокого качества, покрытые специальной глазурью цвета слоновой кости. В этом случае пользовались специальными марками.


 

Марки фабрики Я.К.Ессена дляизделий с глазурью под слоновую кость. 1936-1939 годы.

Перед началом Второй мировой войны фабрика Ессена так же, как и завод Кузнецова, экспортировала свою продукцию в США. На этот товар ставилась надглазурная марка красного цвета, похожая по рисунку на марку экспортных изделий фабрики Кузнецова, только вместо надписи «Кузнецов», была надпись «Ессен».

Во время немецкой оккупации из соображений экономики использовали грязные отходы фарфоровой массы. Чтобы скрыть грязный оттенок изделий (скульптур, мелких ваз и т.п.), их покрывали цветной глазурью или подглазурными красками. Для обеспечения сбыта этих изделий на них ставилась специальная марка в рекламных целях.


 

Особые марки фабрики Я.К. Ессена. Слева- марка экспортной продукции. 1938-1939 года. Справа- продукции из отходов фарфоровой массы. 1940-1944 года.

После освобождения Латвии от немецких оккупантов и нормализации работы завода изменилось название завода, а значит и его марка. Сначала это быта простая надпись «Рижский фарфоровый завод». В 1953 году изменили рисунок марки, оставив лишь инициалы завода. Она была трёх цветов: красного, для продукции первого сорта, синего, для изделий второго сорта и зелёной, для изделий третьего сорта. После объединения заводов было разработано новое клеймо.

В 1994 году вместе с названием фабрика вернула себе и свою марку - стилизованный лепесток клевера и надпись «Jesens 1886 Rīga». Это была последняя марка завода Ессена.




В основу материала легли сведения из книги З.А. Константа “Рижский фарфор. История рижского фарфорового завода”. Рига. Издательство “Зинатне”. 1975 г. Фотографии частично заимствованы с форума http://www.antique-salon.ru/forum/

Рижские предприятия

Previous post Next post
Up