Св. Христофор

Sep 28, 2008 22:10


О грустном с надеждой...



Рига, Август 1944

Кононада зенитной артилерии и вновь воцарилась тишина. Всего лишь на миг, потом стрельба возобновилась, далёкий глухой отзвук приближающегося фронта, день и ночь, час за часом, не прекращающийся ни на минуту, как предупреждающая мелодия смерти, сопровождающая жизнь в городе. Йоханнес ещё раз посмотрел на улицу, над старым парком медленно растворялось маленькое облачко пулемётного дыма, он сжал в руках маленькую книжечку, что только что чуть не выскочила из его рук. Некоторое время назад его посетила страшная мысль, котороя за это время успела превратиться в реальность: город сдадут, а он, Йоханнес, так же как и другие прибалтийские немцы, уедет и так никогда и не увидит свою родину.

Йоханнес пытался избавиться от этой мысли, но она настойчиво требовала, напоминала о себе. То, что он чуствовал было сродни физической боли. Как это часто бывало в моменты, когда он не мог справится с разрывавшими его чуствами, Йоханнес брал в руки книгу и забывался, он находил утешения в волшебном мире пожелтевших страниц. Но сегодня даже благородный слог рыцарских стихотворений не смог отвлечь его от тяжёлых мыслей. И он уже хотел было нетерпеливо закрыть книжку, когда его взор упал на эту строку:

“…И так шагал он по реке

Мостов отец, что каменно шагают,

И шла молва о нём вблизи и в далеке-

«Он через реку всех переправляет»…”

Йоханнес прочитал эту строку ещё раз, потом всё стихотворение о Св. Христофоре и почувствовал как спокойствие наполняет его душу. Теперь только он мог ему помочь- «Большой Кристап». Так называли рижане большую вырезаную из дерева фигуру, стоявшую у городских ворот - один из символов этого ганзейского города и не понимали о чём речь, если их спрашивали о Св. Христофоре. И только редкий умудрённый годами прохожий мог объяснить спрашивающему, что изначально скульптуру так и звали, но город рано стал протестантскм и католическое имя святого было быстро забыто. Но как Большой Кристап фигура надолго осталась стоять у берега могучей реки и, дабы защитить её от непогоды, над ней возвели небольшой домик. Чисто внешне он, казалось, не заслужил особо причитавшегося ему почтения, ведь он был не чем иным, как грубо вырезаной деревянной фигурой с ребёнком на плече, и веслом и фонариком в руках.



Скульптура Св. Христофора в начале XX. века.

Прародитель переводчиков и носильщиков, а так же покровитель рыбаков и плотогонов, короче говоря вообще всех, кто хоть как то связан с водой. А кто не был связан с ней в городе, где могучая река и близкое море управляли всей жизнью?! Святого окружало почти божественное поклонение и даже одна из легенд приписывает ему основание города.

Давным давно, на берегу Двины, там, где сейчас стоит город Рига, в пещере, жил великан по имени Кристап. Был он так велик, что мог без проблем перейти через самую глубокую и широкую реку, по этому он помогал людям пересечь коварные воды Двины. Однажды, в неспокойную, бурную ночь, когда молнии озаряли безкрайние просторы лесов и отражались в неспокойных водах широкой реки, да гром гулким эхом гремел в дубравах, услышал великан плач ребёнка доносившийся с реки и вышел из пещеры. Он увидел тонущего ребёнка и спас его. Принёс его в свою пещеру, успокоил, согрел, накормил и уложил его спать. А когда на следующее утро великан проснулся, то вместо младенца он нашёл целую груду золотых монет. Он отдал эти деньги людям и на них они начали возводить город Ригу, а когда великан умер, в память о нём рижане установили его статую у ворот города и назвали её «Большой Кристап». Особенно эту скульптуру почитали моряки.

Йоханнес и сам нередко наблюдал как бородатые плотогоны или просто моряки стояли около статуи Большого Кристапа и бормотали в свои развевающиеся на ветру бороды последние молитвы или даже заклинания, и клали к ногам святого цветы и мелкие монеты, а затем, полные уверенности в удачном возвращении, бодро шли к реке. И когда начались перепитии первой мировой войны, и Йоханнес был вынужден покинуть Ригу вместе со своей семьёй, он, незадолго до отъезда, подошёл к Большому Кристапу и положил к его ногам пару найденых дома монеток, он горячё помолился о возвращении домой. И Кристап услышал его молитву, хотя этого возвращения пришлось ждать несколько лет.

И что же, теперь Большой Кристап должен ему снова помочь?! Йоханнес немного стыдился это своего совершенно детского и суеверного желания, но глубоко в душе он понимал, что попросит у Кристапа именно этого. Понимал он так же и то, что должен отправится на поиски, ибо в это современное, избавленное от суеверий время своеобразный святой был основательно забыт и в конце концов рассматривался как некое чучело, с которым могли играть уличные мальчишки. Хотя некоторые жители города всё ещё оказывали ему своё почтение. Но когда однажды мальчишки основательно повредили скульптуру, отцы города вдруг вспомнили о своих обязанностях и убрали статую в музей. И вот здесь и стоял Бльшой Кристап, униженный и ограбленный, в тёмном зале между старыми шкафами и сундуками, и мечтал о тех временах, когда он, почитаемый и разряженый, мог спокойно смотреть на любимую его сердце реку.



Статуя Св. Христофора в домском музее в середине 30х годов XX.века

Йоханнес нашёл его не сразу, вокруг бегали шумные мужики, тащившие по лестницам коробки с музейными реликвиями, которые предполагалось где-то спрятать. О Кристапе как всегда забыли, или может быть его не нашли достаточно ценным, чтобы эвакуировать?

Йоханнесу пришлось долго ждать, пока поток людей вокруг не стих. За это время стемнело и всё, что он видел- это были лишь очертания огромной скульптуры. И вдруг яркий лучь заходящего солнца пробился сквозь облака и сводчатое окно, и озарил лицо старого рижского святого, Йоханнесу даже показалось, что он видит улыбку на грубо вырезанном лице великана. Он положил монетку к ногам статуи и прошептал: «Святой Христофор, помоги».

Когда Йоханнес шёл домой по узким улочкам старого города он чуствовал как его сердце благоговейно стучит в его груди и безконечное чуство счастья наполняет его душу. Он знал, что Большой Кристап, слуга ГОСПОДА, его услышал, и как когда-то, пообещал ему счастливое возвращение.

Маленькая справка

Скульптуру великана под названием "Большой Кристап" вытесал в 1682 (по другим данным в 1863) году скульптор Михэль Бринкман из соснового дерева. Высота скульптуры 2,36 м. Святой Христофор считался одним из покровителей Риги. Изначально скулптура стояла у Карловых ворот, недалеко от перекрёстка улиц Кунгу и 13 января. В 1862 году ворота были ликвидированы и скульптуру поставили возле будущего Центрального рынка. Там для него был выстроен специальный навес из дерева. Скульптуру, однако, постоянно обижали хулиганы, например, как-то раз в 20х годах ХХ века его увезли на извозчике в Пардаугаву и бросили возле публичного дома. А один раз, во время бури домик рухнул на проходившего мимо и зашиб его насмерть. В 1923 году, после очередного происшествия Большого Кристапа разместили в Музее истории Риги. Увы, но фигура ребёнка,находившееся на плече великана, не сохранилась. Позднее, в советское время скульптуру реставрировали и реконструировали недостающие части (руки, фигурка младенца). В 1997 году была выполнена копия скульптуры, которая была установлена на набережной Даугавы в 2001 году. Оригинал скульптуры находится в музее истории Риги и мореходства.

Большой Кристап (копия) сегодня




Прогулки по времени

Previous post Next post
Up