На высоком древнем берегу Даугавы, напротив денежного хранилища латвийского банка, спрятавшись за кронами деревьев, стоит нарядный ярко-голубой дом.
Шварцмуйжа
Сегодня это, пожалуй, одно из самых оживлённых мест в Пардаугаве: мимо, по узкой улице Даугавгривас и воздушному пространству моста через Зунд, несётся неиссякаемый поток машин, а ведь когда-то это было тихое романтическое место, где под сенью вековых деревьев вилась аллея философов.
Этот небольшой домик всё, что осталось от некогда огромной усадьбы. Своё первое название Гагенсберг, она получила от имени одного из владельцев владельца Генриха фон Гагена. Позднее это имя перешло и к окрестной местности, которую мы с вами до сих пор зовём Агенскалнсом. У Гагена усадьбу купила семья ратмана Иоганна Кристофа Беренса.
Герб семьи Беренсов
Он - отпрыск одной из самых знатных семей рижских бюргеров, получил блестящее образование в немецком городе Гёттинген, много путешествовал по Европе. Как человек просвещенный он уделял особое внимание таким наукам как литература и философия и был знаком со многими известными просветителями того времени. Вернувшись домой, в Ригу, он целиком посвятил себя службе отечеству. В 1786 году, после того, как по указу Екатерины II был упразднён рижский рат, он, подобно нескольким другим ратманам, ушёл с государственной службы и занялся благоустройством своих имений, в том числе и усадьбой у Даугавы.
Усадьба Хагена приобрела при нём совершенно иной вид. Главное здание усадьбы располагалась на том же месте, где и сейчас, но в усадьбе были еще и другие хозяйственные и жилые постройки. Комплекс зданий усадьбы вытянулся вдоль края древнего берега Даугавы, а у его подножия был разбит великолепный ландшафтный парк. Воспитанный в духе просвещения и романтизма Беренс приказал проложить в парке так называемую «аллею философов». Это была в какой-то мере дань моде. В конце XVIII начале XIX веков в Европе подобные сооружения-аллеи, «хижины философов», павильоны для уединения или эрмитажи были довольно распространены. Просвещённый человек часто размышлял о бытии насущном в уединении, а окружающая природа и романтическая тишина аллей располагала к тому. Но в отличие от схожих аллей, аллея в парке усадьбы Гагена с гордостью носила названия «аллеи философов», ибо по ней действительно прогуливались известные философы: друзья Иоганна Беренса. Одним из них был Иоганн Георг Гаман.
Иоганн Георг Гаман
Гаман родился в Кёнигсберге в 1730 году. После домашнего обучения он поступил в Кёнигсбергский университет, на филологический факультет. Там он познакомился с Беренсом. Молодых людей сближали их схожие воззрения на окружающий мир и увлечение идеями просвещения. Не окончив университет, Гаман отправляется в Курляндию, где работает частным учителем у богатой семьи баронов Будбергов и их родственников. Но крутой нрав домашнего учителя, а также его излишне высокие требования к ученикам не способствовали его карьере и он, практически без гроша в кармане, оказывается в Риге. Несмотря на такое плачевное состояние своих финансов, свои последние деньги он тратил на книги. Не удивительно, что при такой жизни его здоровье пошатнулось. И тут судьба снова сводит его с Беренсом. Во время посещения Пьермонтского источника философ сближается с семьёй Беренса и они приглашают его к себе, в усадьбу Гагена, на берега Даугавы. Позднее в своём автобиографическом очерке «Размышления о моей биографии» (1759) он вспоминал об этом времени: «Я жил в Риге и наслаждался многими прекрасными часами в доме моих друзей, где со мной обращались как с братом, да почти что как со старшим братом». Беренс часто прогуливается по аллее вдоль пруда и древнего берега Даугавы. Чуть поодаль от господского дома стояло ещё одно здание. Двухэтажное, в стиле барокко, с красивым балкончиком, с которого открывалась захватывающая дух панорама водной глади величавой реки и просторов Кипсалы. Это здание получило название Шёнгезихт «красивый вид».
Усадьба Шёнгезихт. Рисунок И. Бротце
В этом самом доме и поселился в своё время философ Гаман.
Но Рига - прагматичный, торговый город, со славным ганзейским прошлым - не мог не оставить в чуткой душе философа следов. Гаман отходит от своего увлечения филологией и, под влиянием Беренса, увлекается «более прагматичными» науками: торговлей, экономикой и политикой. Стоя на балконе Шёнгезихта, он видит, как корабли каждый день уходят из Риги в далёкий неведомый и манящий мир. Гаман начинает мечтать о путешествиях и «заморских странах». Беренс поощряет его стремления. Владея торговой фирмой, он часто посылает своих людей в европейские города, однажды он предлагает Гаману возглавить одну из таких экспедиций. Но Гаман, не уверенный в своих силах, отказывается от предложения. Чтобы избежать ненужных обязательств, он, по приглашению своих бывших работодателей, снова уезжает в Курляндию. Поначалу всё идёт замечательно, но вскоре судьба отворачивается от него. В самом начале 1756 года он получает известие о тяжёлой болезни своей матери, но денег на далёкую дорогу в Кёнигсберг у него нет.
Иоганн Беренс снова начинает уговаривать друга стать служащим своей компании и отправиться по делам фирмы в Лондон. Теперь у Гамана не оставалось другого выбора. Он принимает предложение и отправляется сначала в Кёнигсберг, где застаёт ещё свою мать, и, после её смерти едет дальшё через Данциг, Берлин и Роттердамм в Лондон. В Лондоне Гаман не смог показать себя талантливым бизнесменом, его бездарные действия приводят к краху миссии. Несмотря на это, Гаман остаётся в Лондоне почти целый год. Ситуация сильно угнетает его и из глубокой депрессии ему помогает выйти Библия. Священное писание переворачивает внутренний мир философа. Для него всегда главным было самопознание и познание, и знание как таковое имело для него, как и для всех просветителей, центральное значение. Но теперь он отвергает знание, по его мнению, в самопознании знание бессильно, и помочь может только вера, основанная на глубоком внутреннем чувстве. Таким образом, он отходит от постулатов просвещения.
После его возвращения в Ригу отношения с Беренсом портятся. Причиной тому служит не столько неудавшаяся сделка в Лондоне, но поменявшееся мировоззрение философа. Из-за натянутых отношений не ладится сватовство Гамана к сестре Беренса Катарине. Несмотря на это, Катарина Беренс навсегда осталась для Гамана его «невестой из Божьих рук». После очередной ссоры в 1759 году философ покидает Ригу, чтобы больше уже никогда сюда не вернуться. Позднее Беренс предпримет ещё одну попытку переубедить своего друга. Он отправляется в Кёнигсберг и даже прибегает к помощи их общего друга Иммануила Канта, но всё напрасно. Там же, в Кёнигсберге, Беренс знакомится с молодым и многообещающим юношей, который учится на теологическим факультете. Имя ему - Иоганн Готтфрид Гердер, великий немецкий философ и просветитель.
Иоганн Готтфрид Гердер
Сразу после окончания университета, в 1764 году, Гердер приезжает в Ригу. Здесь он работает в Рижской домской школе, как талантливый проповедник он так же служил в церкви святой Гертруды и церкви Иисуса в Московском форштадте. Бывал он и в усадьбе Беренсов. Вместе с хозяином усадьбы он наверняка прогуливались по аллее вдоль высокого древнего берега Даугавы и доходили они до её конца, у усадьбы Дрездена. Дрезден так же был рижским ратманом, но в отличие от Беренса он приехал в Ригу из Цесиса. Дом, где жил Дрезден, сохранился до сих пор. Это красивое барочное здание на ул.Даугавгривас 37.
Усадьба Дрездена. Фасадный рисунок 1824 года.
Усадебные парки находились у подножия древнего берега Даугавы и были соединены в один.
Гердер же задержался в Риге ненадолго, в 1769 году он покидает наш город, но прагматичная Рига навсегда оставила след в душе философа. Здесь Гердера едва не захватил тот же дух прагматики и расчёта, что в своё время так дорого обошёлся Гаману. Но более счастливая судьба и его инстинкт уберегли молодого философа. Однако именно здесь, в Риге, он стал тем Гердером, которого мы знаем. Так в Риге Гердер начал интересоваться народным творчеством, которое выросло затем в его увлечение народной поэзией европейских стран. В историю Гердер вошёл и как основоположник термина «народная песня». Курт Ставенхаген в своей книге «Гердер в Риге» пишет: «Рига, которую он называл «северной Женевой», стала для Гердера его архимедовой точкой опоры, с которой он начал переворачивать свой мир».
Вот и мир усадеб вдоль улицы Даугавгривас перевернулся, но, увы, не в лучшую сторону. Дом Шёнгезихт, после смерти его последнего владельца Карла Беренса перешёл к английскому купцу Джону Хейу и в историю эта усадебка войдёт как Хейя муйжа. А последняя представительница рода Беренсов вышла замуж за представителя другой древнейшей фамилии рижских патрициев бургомистра Адама Генриха Шварца, и с тех пор за усадьбой сохранилось современное название Шварцмуйжа.
Эпитафия Адама Генриха Шварца в рижской церкви Св. Петра
Их потомки и построили тот нарядный домик на холме, у улицы Даугавгривас. Парк усадьбы с прудом и «аллей философов» долгое время оставался излюбленным местом прогулок жителей Риги. Сегодня усадьба и вековые деревья единственное, что сохранило память о Беренсах и их учёных гостях. Усадьба Хейя, бывший дом Гамана с романтическим названием Шёнгезихт, сгорела в 1985 году. Несмотря на то, что за здание несколько раз вступались - нашлись люди, готовые восстановить усадьбу и даже был разработан проект - здание было снесено в начале 90-х годов XХ века.
Усадьба Хейя (Шёнгезихт) незадолго до сноса.
Вскоре после этого засыпали и прекрасный пруд в парке, где когда-то начиналась «аллея философов». Сама аллея заросла, и её следы теряются в густых ивовых зарослях между высоким древним берегом Даугавы и улицей Буллю. А вот её конец всё ещё можно найти, ведь здание усадьбы Дрездена ещё цело.
Усадьба Дрездена сегодня
Недавно в прессе появилось печальное известие о том, что усадьбу будут сносить. Вместе с этим домом уйдёт ещё одна страница из истории Риги. Неужели память о двух философах уже ничего не стоит?!
Но и память о Гамане ещё жива в Риге. Недалеко от усадьбы Дрездена есть небольшая улочка имени философа - Хаманю. По одной из версий эта улочка тоже была частью «аллеи философов», но это не так. До начала XX. века этой улицы вообще не было на карте Риги. В 1950 году улицу переименовали в Нарофоминскас, в честь города в Московской области. Прямой связи с Ригой не просматривалось и улице вернули прежнее название. Что интересно имя философа перекочевало также и к усадебке в конце этой улицы, на Слокас 41. Недавно красивое здание сгорело. Остаётся надеяться, что его восстановят.
Но ни улица, ни усадебка не имеют к Гаману прямого отношения.
Возможно, не всё ещё потеряно. В 2005 году была разработана детальная планировка территории, прилегающей к Зунду, и там говорилось о возможности восстановления части «философской аллеи». На место усадьбы Хейя можно было бы перенести здание усадьбы Дрездена и тогда аллея, как и в старые добрые времена выходила бы к ступеням этого прекрасного строения. Вот это было бы истинным напоминанием о Гамане и Гердере! Найдутся ли сегодня Беренсы, способные воплотить этот проект в жизнь?! Хочется верить, что да и, как знать, возможно, в будущем наш город прославится продолжателями дел Гердера и Гамана!