Мои либерализмы (54): О руссификацiи рынка.

Sep 07, 2015 16:48

Оригинал взят у 17ur в О русификации рынка.

Недавно проклюнулась инициатива в Общественной палате №6 объявить упоминание иностранных валют чиновными лицами неприличным. Чтоб, понимаешь, сорвались с языка "доллар" или "евро" - и тут же изящная ручка в лайковой перчатке хлещет хама по мордасам, а собравшиеся брезгливо отворачиваются, делая вид, что заняты фин-шампанем, и прикидывают, как бы вернуть обратно свои визитные карточки у этого типа.

Тут, в общем-то, надо понимать, что подобного рода фиктивные проблемы считаются фиктивными по одной из двух причин - либо проблема слишком мала, и ею затеняют проблемы более важные, либо предлагаемое решение предельно убого - только чтобы системочка соблюла лицо перед проблемой в порядке отправки её, проблемы, в долгий ящик.

Имхо, здесь второй случай. Проблема-то есть.

С чем у Вас ассоциируются нерусские надписи и нерусски звучащие слова? Вещи, фирмы, произведения искусства (фильмы, компьютерные игры и прочее). Продукты и те, кто их создаёт и поставляет. Я всё перечислил? Сюда входит хоть одна проблема, не завязанная на Вашу узкопрофессиональную деятельность; проблема, которой Вы бы могли поделиться, сумев объяснить её окружающим вне работы, и с которой Вам могли бы помочь?

Прикиньте ту же ситуацию в масштабах страны. Короче, у нас если не всё потребление, то очень большая часть его ассоциируется с иностранным алфавитом и словами вне русских корнесловий, зачастую не имеющими смысла или прямого отношения к предоставляемой возможности потребления. Которое потребление, как ни крути, считается чем-то приятным. Против чего я не имею особых возражений, ибо ем каждый день и каждый же день пользуюсь сравнительно сложными артефактами.

Да, конечно, единственный взгляд, брошенный на лейбл, вывеску и прочее - многого не сделает. А сто взглядов? А миллион? Если один человек миллион секунд будет смотреть на некую вывеску, он её успеет полюбить, возненавидеть, постичь смысл изображённого на ней, потом постичь ещё раз, сочинить трактат о вывесках, зарифмовать его, пропеть с аккомпанементом или без... или просто охренеть со скуки. Но миллиону людей, видевших эту вывеску одну секунду, будет быстро и мелко насрано в мозги, причём гарантированно под порогом рефлексии. И в первом случае, и во втором - миллион человекосекунд, но какие разные результаты, ага. Умножить на количество вывесок, фирм, продуктов и взглядов.

То же касается услышанных слов: нерусские слова, они для большинства, с иностранными языками знакомого шапочно, не имеют связи ни с чем, кроме обозначаемого предмета продукта. Между нами, девочками - обязательным свойством языка является возможность найти синоним. Брэнды уничтожают язык. В данном случае наш, чего бы мне не хотелось. Остальные-то хрен с ними.

Так что пересчёт на "доллары" и "евро" - это только вершина айсберга. Речь идёт об а) несбалансированном доверии к чужим вещам и смыслам (пользуемую вещь купил - надпись на ней латиницей, а уведомления о плате по ЖКХ нам не на иврите английском присылают, верно?), б) утере связности соответствия нашего языка повседневной реальности, когда иностранные "слова и знаки" прочно отождествляют себя с каким-то смыслом, при этом оставаясь несвязанными с родными корнесловиями в смыслах соседних.

Мне сейчас скажут, что и раньше русский язык принимал иностранные слова, и вроде обошлось... Положим, не совсем обошлось. Но, главное - эти слова приходили в значительно меньшем количестве за равный промежуток времени, то есть было время на адаптацию и отторжение (кто знает, что имел в виду Пётр Первый в распоряжении "добрый анштальт завести"?), а во-вторых, никто не был заинтересован в их систематическом и настойчивом внедрении методами пропаганды - я про рекламу говорю.

Понятно, что идеальное решение - самим делать все вещи и продукты, подписывать их кириллицей, запрещать всё иностранное, декламировать "сегодня носит "Адидас", а завтра Родину продаст" (что статистически оказалось не вовсе бессмысленно) - нам, увы, не по силам. В лучшем случае получим ту же советскую ситуацию с нездоровым восхищением перед заграничными лейблами, которые станут редки. Просто потому, что удовлетворить потребности так, как их закрывает весь Запад, нам не по силам, непременно начнутся ограничение этих потребностей - "борьба с вещизмом", ага - или создание откровенно плохих субститутов. Плавали, знаем.

Однако неидеальное решение есть. Русификация рынка. И, хвала Мелькору, бюрократия просто обязана это полюбить - бурная нетрудная деятельность, прекрасно смотрящаяся в отчётах... Если не возражаете (а куда вы денетесь?), по пунктам:

1. Полный запрет на трансляцию иностранных рекламных текстов и любых их составляющих - например, брэндов - латинским шрифтом. Будьте любезны в любой рекламе - бумажной или телевизионной - писать Самсунг вместо Samsung. Сложно? За нарушение штраф, половину в казну - половину доносчику. :-) Исполнить всё просто, дав срок на перестройку - в полгода, скажем.

2. Создать комиссию из лингвистов и учёных родственных им амплуа, чтобы те определили "русскость" (или, если хотите, "россиянскость") звучания тех или иных слов и отдельных фонем. После чего получившиеся рамки оформить законодательно, дав российским фирмам год-два на приведение названий в соответствие. Хотите - делайте смысловой перевод, "Билайн" превращая в "Пчелинию", и год моратория называясь "Билайн-Пчелиния"; хотите - выдумывайте нечто, красиво звучащее, но по-русски. Естественно, работа комиссии и применение наработанных ею рамок к ситуации будет неидеальным (кто попробует "Мегафон" тронуть?), но хоть каким-то оно будет, и сонму языковых уродцев, порождению "портных Иванов Фёдоровых из Лондону и Парижу", придётся сдохнуть. Опять же штрафы, причём вовсе не сопряжённые с какими-то проверками - тут-то всё наружу, на вывеске; внутри не придётся искать "пожарную безопасность".

3. Начать переговоры с крупными и не очень брэндами о создании их приемлемых субститутов на территории РФ. То бишь чтобы тот же "Самсунг", например, на территории РФ назывался "Красный треугольник". Посмеялись? А теперь вспоминаем, как называются фирмы, которые держат производство пива у нас в стране, и какие названия пива мы на этикетках в киосках видим. И ничего странного в этом нет. Дополнительными пунктами можно поставить налепление соответствующих наклеек, раскраску корпусов и упаковок, и всё такое. Переходный период замутить лет на пять, чтобы население успело привыкнуть и не путалось в соответствиях. Переговоры об условиях пребывания на крупном рынке, ведомые в конкурентной среде, вполне могут достичь поставленных целей. Если уж на то пошло, можно даже в ООН устроить по этому поводу бучу, взяв в союзники таких же слаборазвитых, которые уважения хотят. В конце концов, в ООН тоже бюрократы сидят, так что "споёмся". Это выльется в повышение цен на соответствующие товары, однако, учитывая объём поставок, повышение будет копеечным.

4. Как цыкнуть зубом на челноков, а равно заставить писать на куртках и футболках всякую херню по-русски, вместо того, чтобы писать её же на иностранном - думаю, объяснять не надо. Поставщики и изготовители сориентируются быстро, им даже покочевряжиться, как крупным фирмам, не удастся.

Произведения искусства, конечно, суть отдельный вопрос, и он сюда не помещается - однако и тут можно добиться известного прогресса, особенно если перестрелять нынешних деятелей культуры.

Желательный результат - оброднение среды обитания при сохранении того же уровня потребления. Миллионы взглядов на миллионы вывесок и лейблов, не забывайте. А если у кого-то возникает очень большая нужда полюбоваться именно на иностранные буквы, к его услугам целый Интернет (стремление любоваться именно иностранными буквами на некотором изделии, идентичном по характеристикам изделию, помеченному кириллицей, для русскоязычного гуманоида я не считаю рациональным, нормальным и потому не обсуждаю - это к терапевту). Возможность повыёживаться перед соседом своим лучшим потреблением тоже никуда не исчезает.

Суверенитет - как и разруха - в мозгах, а не в клозетах (в клозетах у нас в основном террористы). И русификация рынка немалую долю самооценки русских и, как следствие, суверенитета России может вернуть.

Если, конечно, кому-то это надо.

либерализмы, семантика, экономика, периферийная экономика, смыслы, технологическое сознание

Previous post Next post
Up