Передъ нами свидѣтельство о томъ, какъ на землѣ Испанiи истинно русскiе витязи монархисты фонъ Фокъ и Полухинъ отдали жизнь за Алтари и Троны и наше Отечество.
Ихъ доблестный подвигъ удостоился въ частности
высшей воинской награды Испанскаго государства. Это свидѣтельство съ ДРУГОЙ стороны фронта. Этимъ оно по-своему цѣнно.
Вчитаемся же.
Оригиналъ взятъ у
sogenteblx въ
Зарисовки из пустыни или американцы штурмуют Испанию. За последнее время по работе пришлось ознакомиться с целым набором откровений добровольцев левых убеждений, что воевали в Испании. Это, конечно, непривычная перспектива, однако всё же любопытная, т.к. волонтёры всех времён и эпох чем-то похожи.
Из всех национальностей, что воевали на стороне левых, самыми писучими, похоже, были американцы из батальона имени Авраама Линкольна. За 3 года через батальон прошли 3 с лишним тысячи человек, около 700 они потеряли. У формирования было 12 командиров, примерно половина из них погибла в бою. Одним из командиров был чернокожий, что в те времена невозможно было представить.
Ниже я вкратце опишу «бой локального значения» за деревушку Кинто. Почему именно этот бой? В нём с двух сторон участвовали представители нескольких национальностей, в том числе русские. Взятие Кинто было кратким (2 дня), однако напряжённым. Этот маленький пример вобрал в себя всё то, чем «славится» почти любая гражданская война, тем более, тут воевали иностранцы, никакого отношения к стране не имевшие. Плюс, о войне в Испании в России мало кто знает, однако историческое значение её было велико. Всё это показалось интересным мне, возможно, что покажется и читателям.
Итак, конец августа 1937 года. Гражданская война идёт уже год. Испания бурлит и харкает кровью. Со всего мира понаехало разнообразных авантюристов, романтиков, политических фанатиков и просто отбросов, они очень активно включились в борьбу (или «борьбу»).
24 числа республиканские силы (интернационалисты) начали наступление на Сарагосу. На острие шагала XV Интернациональная бригада, которая состояла из четырёх батальонов: британский, батальон Димитрова (болгары), 24-й испанский и батальон Линкольна. Им нужно было взять две деревни, Бельчите и Кинто, что открыло бы путь к основной цели.
Кинто защищали около 1200 человек, в основном участники «Фаланги» (ультраправые) и рекете (монархисты). Националисты оборудовали позиции у деревни, укрепили церковь и поставили в конце единственной улицы, тянувшейся через всё Кинто, 70-мм противотанковое орудие. В километре южнее Кинто был холм, с которого националисты контролировали проходившее мимо шоссе.
24 число. Первая атака американцев была не очень удачной: пошли в лоб, пусть и под прикрытием восьми советских танков, натолкнулись на злой огонь от оборонявшихся. Капитан Ганс Эмли оттянул их назад, по деревне начали насыпать артиллерией.
Танк перед боем, Кинто, август 1937 года
После полудня опять пустили танки, которые перемололи позиции националистов, стоявших на кладбище. Последние, в общем-то, побежали, бросали оружие и снаряжение, пытались сдаваться. Касок у американцев не было: один из них, Франк Бонетти, подобрал шлем, отогнал мух, но внутри только полчерепа нашёл. В это время танки доехали до начала деревни, но дальше не пошли: в узком пространстве советские «коробки» быстро бы загорелись. Теперь пехоте нужно было зачистить деревню, однако солнце садилось, поэтому Эмли разместил своих людей в недавно отбитых траншеях на ночь. Первый день для левых закончился хорошо: потеряли меньше 10 человек, легко взяли позиции. Вроде бы.
Пулемётная позиция перед Кинто
В тот же день южнее британцы штурмовали холм. Командование бригады в лице хорватского коммуниста, полковника Владимира Чопича решило, что там вообще дел на десять минут. Чопич сказал британцам и испанцам: «Там 13 человек наверху. Давайте вперёд, возьмите холм». Британцы поползли туда ближе к вечеру, получили плотный огонь, сразу потеряли своего командира, ветерана ИРА Питера Дэйли. Если бы националисты открыли огонь попозже, то потери были бы куда серьёзнее. Британцы попытались окопаться: сверху на них посыпались гранаты, а также валуны, которые неслись вниз с дикой скоростью. Кого убило, кто мёртвым притворился и ждал ночи. Любви к командованию это не добавило, во всех почти книгах, посвящённых левым добровольцам, отмечается этот «залёт» Чопича. Судьба его не баловала: «свои» же его через несколько лет расстреляли, как и некоторых других «испанцев», но всё это будет потом.
У националистов дела были плохи. Тяжёлые потери: 2-я рота терсио (батальон) «Дона Мария де Молина», оборонявшаяся в окопах, сократилась до 13 человек. Множество раненых, которых перенесли в церковь. Среди них был и русский эмигрант, штабс-капитан Марковского артиллерийского дивизиона, лейтенант рекете Яков Полухин. Днём он получил ранение в шею, командуя пулемётным взводом.
Яков Полухин
Националисты стянули все силы к церкви и в район ещё нескольких укреплённых домов. Загорелся склад с амуницией, все участники боя за Кинто видели как рвались патроны и заряды. Республиканцы перебили водопровод, снабжавший холм живительной влагой.
25 число. Американцы понеслись «чистить» деревню. Понятия о том, как это делать, у них не было, поэтому они копировали то, что видели в фильмах. Один забежал в дом, через несколько секунд выбежал назад со штыковой раной в ноге. После этого «линкольновцы» решили закидывать все дома гранатами, но умения и тут подвели. Командир отделения вспоминал, что один из новичков взял гранату Миллса, бросил её в окно, но взрыва не последовало. «Ты чеку-то выдернул?» - «Чеку? В смысле, какую чеку?».
Оборонявшиеся дрались упорно, использовали связывавшие многие дома подвалы. Туда тоже американцы швыряли гранаты, а также заливали подвалы нитроглицерином. Оттуда нередко выбегали укрывавшиеся там женщины и дети. Женщины кричали, дети рыдали.
На городской площади разыгралась ожесточённая перестрелка за грузовик с водой, который составлял НЗ гарнизона. Американцы отогнали испанцев, а младший комиссар Дэйв Доран грузовик угнал и привёз на кухню бригады. Вечером американцы ей наслаждались.
Последним оплотом была церковь, однако взять её с налёта не вышло, плюс, у левых была неудобная позиция для атаки. Один волонтёр от досады выстрелил в колокол на башне, раздался звон. Тут же многие повторили его действие. «Фашисты, наверное, подумали, что мы сумасшедшие».
По церкви била артиллерия британцев, однако толстые стены уберегли её от того, чтобы «сложиться». Оборонялись националисты с озверением: стреляли во всё, что движется, из каждого окошка и дырки в стене, нагромоздили баррикады. Пулемётчики строчили с колокольни, хотя её к тому моменту уже в швейцарский сыр превратили. Группа болгар заложили крупный заряд, вынесли западную дверь церкви и начали неприцельный огонь внутрь церкви. Они смогли немного закрепиться в вестибюле, но националисты отстреливались с алтаря и из-за органа, оттуда же швыряли гранаты.
Разрушенная церковь в Кинто
Американцы попутно пытались проникнуть в церковь с другой стороны, потеряли 5 человек. Переводчик крикнул, что если оборонявшиеся сдадутся, с ними ничего не сделают. Около 75 человек, по большей части 18- и 19-летние юноши, поступили так. Они очень боялись, что их убьют, кричали «Да здравствует Республика! Да здравствует Россия!». Некоторым волонтёрам понравилось, что их за советский контингент приняли, а другие наоборот возразили - «Э, мы американцы!». Некоторые из сдавшихся кинулись обниматься. Какую-то часть американцы убили при попытке сдаться.
Внутри церкви оставались, в основном, офицеры. Их отстреливали по одному и пытались выкурить. С разных сторон внутрь церкви левые закидывали охапки соломы и пытались её поджечь с помощью гранат. Однако взрыв лишь разносил ту солому в клочья. В итоге, внутрь церкви вкатили здоровую бочку бензина и, как сказано в отчёте бригады, «это положило конец работе». Последних снайперов убили по той же методе, влив канистры с бензином в их лёжки. После полудня деревня была взята. Церковь полыхала всю ночь. Некоторые американцы пустились грабить деревню, один из них сообщал в письме о сотнях куриц, которых они захватили.
Холм, однако, держался.
Ночью британцы взяли в плен группу бойцов с этого холма, которые сделали вылазку за водой. Во время допроса выяснилось, что там наверху 500 человек, а не 13. Оборудованы хорошие позиции, налаживать оборону помогли два офицера-иностранца - немец и русский эмигрант. Последним был генерал-майор
Анатолий Фок, один из героев Белой армии, также служивший в чине лейтенанта рекете. Упомянутый Полухин к тому моменту уже погиб в церкви, когда внутрь попал снаряд.
Позиция на холме у Кинто
26 число. Ранним утром британская артиллерия обстреляла холм. Затем начался штурм. Какие-то националисты пытались сдаться, выбросив белые носовые платки, по ним сверху стреляли свои же. По холму по ошибке отбомбилась своя же авиация. Позиции были быстро взяты, некоторые сдавались с криками «Воды! Воды!». Наверху холма везде валялись ошмётки человеческих тел. Офицеры, как и ранее в Кинто, сдаваться не желали, отбегая по линии траншей на север, к штабу. За ними охотились по отдельности.
Одним из самых последних погиб русский эмигрант Фок. Увидев двух американцев, он достал пистолет, приложил к виску и закричал по-русски: «Красные свиньи! Красные свиньи!». Затем по-испански: «Если приблизитесь, я выстрелю!». Американец ответил: «Давай стреляй, ублюдок, а не то я это сделаю». Фок покончил с собой. Интернационалисты обыскали тело, забрав Евангелие, георгиевское оружие и револьвер, произведённый ещё в царской России. Документы Фока получил советский журналист Михаил Кольцов.
На холме было взято в плен несколько сотен испанцев. Американцы сразу стали искать среди них офицеров и отделять их от общей массы. Получилось около 30 человек, их казнили на месте. По-видимому, Фок и немецкий офицер, которые застрелились, знали, что делали.
Кинто пал, и холм тоже. Интернационалисты из бригады потеряли около 30 человек. Им дали трёхдневный отдых.
Список источников:
Madrid 1937: Letters of the Abraham Lincoln Brigade from the Spanish Civil War, ed. Cary Nelson & Jefferson Hendricks (N.Y.: Routledge, 1996);
Arthur H. Landis, The Abraham Lincoln Brigade (N.Y.: Citadel Press, 1967);
Cecil D. Eby, Comrades and Commissars: the Lincoln Battalion in the Spanish Civil War (University Park, PA: Pennsylvania State University Press, 2007);
Peter N. Carroll, The Odyssey of the Abraham Lincoln Brigade: Americans in the Spanish Civil War (Stanford: Stanford University Press, 1994);
Richard Baxell, Unlikely Warriors: The British in the Spanish Civil War and the Struggle Against Fascism (London: Aurum Press, 2012);
Victor Howard, The Mackenzie-Papineau Battalion: The Canadian Contingent in the Spanish Civil War (Ottawa: Carleton University Press, 1986);
Антон Яремчук 2-й, Русские добровольцы в Испании (Сан Франциско: Издательство «Глобус», 1983);
Harry Randall: Fifteenth International Brigade Films and Photographs
http://dlib.nyu.edu/