По поводу "краснаго знамени надъ дворцомъ" Великаго Князя Кирилла Владимiровича

Jan 10, 2013 19:03

Оригиналъ взятъ у pravoslavnij въ По поводу "красного знамени над дворцом" Великого Князя Кирилла Владимировича
Въ преддверіи празднованія 400-летія Дома Романовыхъ хотѣлось-бы внести нѣкоторую ясность еще въ одну исторію про февраль 1917 года. А именно въ исторію про якобы красное знамя надъ домомъ Великаго Князя Кирилла Владиміровича въ   дни марта 1917 года. Уже много разъ мы слышали возмущенные  голоса горе-ревнителей, которые  обличаютъ Великаго Князя за то, что онъ якобы поднялъ знамя надъ своимъ дворцомъ. Для начала хочется выразить недоумѣніе, что достаточно странно слышать эти обличенія отъ тѣхъ, кто многіе годы состоялъ въ піонеріи, комсомолѣ и даже партіи, клялся на вѣрность Ленину и Революціи. У нѣкоторыхъ сегодняшнихъ обличителей Великаго Князя и Императорскаго Дома собственные  родители и родственники состояли на высокихъ постахъ въ Совѣтскомъ Союзѣ. И ни разу мы не слышали публичное раскаяніе въ клятвенномъ служеніи партіи и революціи отъ вчерашнихъ піонеровъ и комсомольцевъ. Но обличеніе Великаго Князя въ предполагаемомъ грѣхѣ, многократно меньшемъ ихъ собственнаго, мы слышали неоднократно.

Однако скажемъ нѣсколько словъ по существу вопроса. Самое главное свидѣтельство о красномъ знамене мы читаемъ въ воспоминаніяхъ посла Франціи Мориса Палеолога. Вотъ какъ звучатъ его слова: «Возвращаясь съ визита на каналѣ Адмиралтейства, я проѣзжаю улицу Глинки, гдѣ живетъ великій князь Кириллъ Владиміровичъ, и вижу, какъ надъ его дворцомъ развивается красный флагъ!». Вслѣдъ за Морисомъ Палеологомъ тѣ-же  самыя фразы мы слышимъ отъ другихъ людей. Такъ, генералъ Половцевъ позже приписывалъ Великому князю слова, что "надъ его дворцомъ развивается красный флагъ..."
Замѣтимъ общее въ словахъ посла и генерала. Фразы совершенно идентичны. Но одинъ (посолъ) записываетъ увидѣнное своими глазами, а второй (генералъ) черезъ нѣсколько  лѣтъ утверждаетъ, что это было написано въ газетахъ, но той же самой фразой въ точности. Нѣтъ сомнѣнія, что Половцевъ взялъ свои слова отъ Палеолога.

Посмотримъ на фразу изъ воспоминаній Мориса Палеолога. Интересно, что эта фраза переведена здѣсь именно такъ, что складывается впечатлѣніе красиваго дворца съ флагштокомъ и на немъ поднимается якобы по приказу Великаго Князя красный флагъ. Однако это совершенно не соотвѣтствуетъ дѣйствительной картинѣ и архитектурѣ зданія. Фраза совершенно очевидно переведена неточно и мы сейчасъ съ легкостью это докажемъ.

Начнемъ съ того, что Великій Князь Кириллъ Владиміровичъ жилъ отнюдь не во дворцѣ. Слово "дворецъ" чисто французскаго происхожденія здѣсь характеризуетъ весьма скромный двухэтажный домъ по улицѣ Глинки 13. Простого взгляда на фотографію достаточно, чтобы понять, что русскій человѣкъ не могъ назвать это зданіе дворцомъ. Это могъ сдѣлать только французъ, вѣдь во Франціи дворцомъ называется почти любой особнякъ.

Но даже не это главное. Достаточно бѣглаго взгляда на фотографію этого дома, чтобы увидѣть, что посолъ Франціи не могъ съ улицы Глинки видѣть никакого флага НАДЪ домомъ. Онъ могъ увидѣть только флагъ на фасадѣ дома. На крышѣ дома ни сейчасъ, ни въ  прежнія времена не было никакого флагштока, но была и есть лишь глухая крыша. Флагъ надъ домомъ нѣгдѣ было бы прикрѣпить, даже если кому-то очень хотѣлось бы это сдѣлать. И даже если бы его прикрѣпили, онъ не былъ бы виденъ съ улицы. Итакъ, флагъ могъ быть прикрѣпленъ только на фасадѣ. Но вѣдь тогда нѣтъ никакихъ основаній приписывать подъемъ этого флага Велъ.Кнъ.Кириллу. Этотъ флагъ могъ водрузить и привязать любой человѣкъ изъ многотысячныхъ толпъ, что ходили мимо. На фотографіи зданія по адресу Глинки 13 (см. фото ниже) мы видимъ, что любому человѣку достаточно протянуть руку, чтобы установить красное знамя на фасадѣ. И вѣдь все  вокругъ было въ красныхъ флагахъ. Въ воспоминаніяхъ о мартѣ 1917 года мы можемъ встрѣтить неоднократно фразы "лѣсъ знаменъ" или "кругомъ флаги". Посолъ Франціи Морисъ Палеологъ говоритъ въ дневникѣ за 5/18 марта: "Я вхожу въ Преображенскій соборъ, въ церковь святаго  Симеона, въ церковь святаго святого  Пантелеймона. Вездѣ одна и та же картина: публика серьезная, сосредоточенная, обмѣнивается изумленными и грустными взглядами. У нѣкоторыхъ мужиковъ видъ растерянный, удрученный, у многихъ на глазахъ слезы. Однако, даже среди наиболѣе взволнованныхъ я не вижу ни одного, который не былъ бы украшенъ краснымъ бантомъ или красной повязкой. Они  всѣ поработали для Революціи, они   всѣ ей преданы, и все -таки они  оплакиваютъ своего "батюшку-царя". Но здѣсь слѣдуетъ отмѣтить, что красный флагъ на фасадѣ Морисъ Палеологъ видитъ 9/22 марта, то есть черезъ недѣлю послѣ отреченія Государя и на слѣдующій день послѣ ухода Вел.Кн.Кирилла въ отставку.

Такимъ образомъ, слова Мориса Палеолога изъ его воспоминаній не могутъ быть свидѣтельствомъ для упрековъ въ адресъ Великаго Князя. Посолъ не стремится утверждать, что Великій Князь укрѣплялъ или поднималъ этотъ флагъ. Онъ просто виситъ и посолъ это отмѣчаетъ. И лишь позже въ эмиграціи эта переведенная на русскій съ французскаго фраза приняла другой оборотъ.

Эту особенность надо обязательно имѣть въ виду при разсужденіяхъ на тему краснаго флага. Тѣмъ болѣе это надо имѣть въ виду темъ тѣмъ, кто многіе  годы состоялъ въ комсомолѣ и піонеріи и одобрялъ октябрьскую и февральскую революцію, клялся передъ красными знаменами. Христіанину слѣдуетъ смотрѣть на свои грѣхи, а не на грѣхи другихъ.  Тѣмъ болѣе, когда наши грѣхи гораздо больше. Соотвѣтственно и каяться каждому изъ насъ надо искренно.

рекомендую, истина, большевизм, Российский Императорский Дом

Previous post Next post
Up