Как известно, во времена СССР города, численность населения которых превышает 1 млн жителей, имели право построить у себя метрополитен. Первые планы по строительству метро в городе Екатеринбурге появились в 1960-х годах. Система метро должна была состоять из двух линий, широтного и меридионального направления. Началось сооружение метрополитена в 1980 году. По условиям сооружения он стал одним из самых трудных: неровный рельеф города потребовал сооружения станций как мелкого, так и глубокого заложения, а твердые уральские грунты очень тяжелы для проходки.
Сейчас екатеринбургское метро представляет собой единственную линию, состоящую из 9 станций. Но, несмотря на это, оно играет весьма важную роль в городской транспортной системе. Оно соединяет с центром города обособленный район Уралмаш, а также (с августа 2012 г.) железнодорожный вокзал и оба городских автовокзала.
Наша экскурсия начинается на станции "Динамо", расположенной в самом центре города.
Открытие первой очереди много раз переносилось и состоялось 27 апреля 1991 года. Тогда оно состояло всего из трех (!) станций, расположенных на окраине города, между которыми курсировали два поезда-челнока, каждый по своему пути, без оборота на конечных станциях. Метро являлось тогда скорее аттракционом, чем транспортом. Из-за чрезвычайно низкого пассажиропотока в четырехвагонных составах работали только два крайних вагона, а в двух средних не горел свет и не открывались двери (экономили). После открытия станции "Уральская", расположенной около железнодорожного вокзала и Северного автовокзала, пассажиропоток кратно возрос, но все равно оставался очень низким. Вся "игрушечность" исчезла в 1994 году, когда были открыты две станции в центре ("Динамо" и "Площадь 1905 года"). Пассажиропоток, напротив, стал одним из самых высоких среди метрополитенов России (после Московского, Петербургского и Новосибирского). С открытием каждой станции после этого ("Геологическая" в 2002 году, "Ботаническая" в 2011 году, "Чкаловская" в 2012 году) он продолжал сильно увеличиваться. Нужно сказать, что все станции непохожи друг на друга и оформлены оригинально.
Теперь спускаемся, покупаем жетоны (не билеты!). На станции всего две кассы.
Жетон выглядит так:
Да-да, здесь уже много лет используют старые жетоны Московского метрополитена, оказавшиеся ненужными в Москве после перехода на билеты, и таким образом сэкономили на выпуске собственных. Здесь на это никто не обращает внимания.
Станция "Динамо" является станцией "петербургского типа" (односводчатой, глубокого заложения). Оформлена в спортивной тематике. Общий вид от выхода:
Выход один, в противоположном торце расположена бронзовая скульптура атлета.
Интервалы движения поездов здесь намного больше, чем московские. В часы-пик он составляет 4-5 минут, в остальное время ждать следующего поезда нужно 6-8 минут.
Поедем в сторону конечной станции "Проспект Космонавтов". Следующая станция - "Уральская".
Как уже было сказано, она расположена у главного городского транспортного узла. Но при этом она не является самой загруженной.
Станция пилонного типа, глубокого заложения.
Станция отделана различными уральскими камнями.
Люстры:
И светильники-бра:
Кстати, скамейки почему-то расположены не на платформах, а в центральном зале.
Далее следует станция "Машиностроителей", одна из трех станций первой очереди. Типовая "сороконожка" (колонная мелкого заложения).
Здесь также интересны светильники.
Станция "Уралмаш" с художественной точки зрения совсем не интересная, в духе московского "Люблино". Эта станция является самой загруженной. Односводчатая, мелкого заложения.
И конечная, "Проспект Космонавтов". За ней расположено депо, которое соединено с железнодорожной сетью посредством ведомственной железнодорожной ветки завода Уралмаш (которой будет посвящен следующий рассказ).
Название станции на путевой стене:
Мы ждем подачи поезда на посадку и едем до противоположного конца линии, станции "Ботаническая". Это занимает чуть меньше 20 минут.
Станция открыта в 2011 году.
Название на путевой стене:
Самая новая станция - "Чкаловская", открытая 28 июля 2012 года на действующем перегоне. Выход к Южному автовокзалу. После ее открытия пассажиропоток в метро увеличился вчетверо. Оформление станции посвящено беспосадочному полёту Москва - Северный полюс - Ванкувер, совершённому на самолёте АНТ-25 В.П. Чкаловым, Г.Ф. Байдуковым и А.В. Беляковым в июне 1937 года.
Конструкция станции - односводчатая, глубокого заложения, а колонны декоративные.
На боковых стенах (с обеих сторон) размещены портреты героев - членов экипажа АНТ-25.
Карта перелета, материалы из газет:
Часы, показывающие текущее время в основных точках перелета (Москва, Архангельск, Ванкувер, Сан-Франциско):
"Чкаловская" и "Ботаническая" считаются самыми красивыми станциями Екатеринбургской подземки, и на них часто можно видеть туристов с фотоаппаратами, несмотря на запрет на фотосъемку (правда, за этим почти не следят и считают нормальным, но я, все же, старался снимать как можно незаметнее).
Нам осталось посмотреть еще две станции.
Станция "Геологическая" представляет интерес с технической точки зрения. В России аналогов нет.
На первый взгляд, это станция "колонного типа без колонн" (с плоским перекрытием). На самом деле она трехъярусная. Платформа находится на среднем ярусе, на верхнем - технические помещения, а на нижнем - построенная в конструкциях станция третьей линии (планируется и такая). Переход между ними тоже построен; разумеется, он закрыт.
Основной зал имеет полукруглую форму, а его верхнюю часть перекрывает навесной потолок.
На боковых стенах - мозаика, изображающая срез земной коры. Кстати, дальние части центрального зала почти не освещены.
И, наконец, "Площадь 1905 года". Построена в традициях петербургского метростроения (вспоминаются "Выборгская", "Пролетарская" и "Улица Дыбенко").
И, наконец, несколько слов о других особенностях. В метро очень много рекламы:на путевых стенах, в подземных вестибюлях, в вагонах. Это объясняется тем, что метро, несмотря ни на что, работает в убыток. Эскалаторы на станциях движутся заметно быстрее, чем в других метрополитенах. На схемах метро станции пронумерованы от 1 ("Проспект Космонавтов") до 9 ("Ботаническая"), при этом до открытия "Чкаловской" цифры 8 не было. Интересно, что будет, когда откроется вторая линия. Наконец, жителям Москвы и Санкт-Петербурга непривычно, что линия метро не охватывает большую часть районов города. Но планы весьма обширны...
На этом наша экскурсия заканчивается. Спасибо за внимание.