Железнодорожная линия Зеленогорск - Приморск - Выборг

Feb 24, 2022 12:39

Из Санкт-Петербурга в известный исторический город Выборг можно добраться разными путями. Можно доехать на автомобиле или автобусе по трассе "Скандинавия", можно сесть на Финляндском вокзале на электричку или скоростной поезд "Ласточка", который домчит всего за час с небольшим. Но есть и нетривиальный способ, которым почти никто не пользуется, - это поездка на дизель-поезде по малодеятельной ветке Зеленогорск - Выборг, которая проходит по довольно глухим местам Карельского перешейка. Такое путешествие займёт много времени, по сравнению с предыдущими вариантами, но зато из окна поезда открываются по-настоящему живописные виды.



История железной дороги Зеленогорск - Выборг неразрывно связана с историей Карельского перешейка, который всегда занимал стратегическое пограничное положение. В 1913 году, когда стала понятна неизбежность грядущей Первой Мировой войны, командование Петербургского военного округа приняло решение о строительстве железнодорожной ветки широкой колеи от Выборгской магистрали до местечка Койвисто (нынешний г. Приморск). Эта ветка имела военно-стратегическое значение, поскольку берег пролива Бьёркзунд рядом с Койвисто был незащищённым местом, однако, очень удобным для высадки морского десанта вероятного противника для дальнейшего наступления на Петербург. Российской армии был необходим подъездной путь к Койвисто. Финансирование этого проекта нашлось быстро, в том же 1913 году началось сооружение, а в 1916 году вся линия длиной 71,3 километра была готова. До начала войны в окрестностях линии были популярные дачные места, но в 1914 петербуржцы стали спешно их покидать, и пассажирские поезда здесь почти не успели поработать. А в 1917 году дорога до Койвисто оказалась уже за пределами страны, которая её построила, на территории независимой Финляндии. Граница проходила между Петроградом и Зеленогорском (Терийоки).
Неочевидно, что в составе Финляндии Выборг (Виипури) был вторым по величине городом страны и центром губернии, ему подчинялась вся финская территория Карельского перешейка. В 1920-х годах было решено соединить Койвисто с Выборгским железнодорожным узлом. Линия Терийоки - Койвисто, хотя и находилась целиком на финской территории, начиналась совсем рядом с границей и шла в обратную сторону, что было неудобно. В 1925 году строительство участка Виипури - Койвисто было закончено, и таким образом железная дорога вдоль северного побережья Финского залива замкнулась. Через год возникло ещё ответвление до порта Уурас (нынешний Высоцк), который имел большую глубину, чем Выборг, и был более удобен для крупных морских судов.
В 1939-1945 годах мирная жизнь на Карельском перешейке вновь была нарушена. После войны он окончательно закрепился в составе СССР, национальный состав резко изменился, а названия большинства населённых пунктов были изменены или русифицированы. На картах появились названия Зеленогорск, Молодёжное, Ермилово, Приморск, Прибылово, Советский. Одновременно приобрели нынешние названия и железнодорожные станции. По сравнению с Выборгской магистралью, которая вновь оказалась на нашей территории, линия через Приморск всегда была второстепенной. На первой - два пути высшей категории, международные поезда в Хельсинки, частые и быстрые электрички, на второй - тихая, петляющая между холмами однопутка, а поезда только местного значения. В окрестности "Большой Приморки", как стали называть эту дорогу, вновь вернулась мирная дачная жизнь. Дачников стало так много, что коротких дизель-поездов не хватало, чтобы перевезти всех. Достопримечательностью и визитной карточкой "Большой Приморки" стали прямые электрички из Петербурга, к которым в Зеленогорске прицепляли тепловоз, чтобы провести их по участку без контактного провода. До 2020 года этими электричками были старейшие на Петербургском узле "круглоголовые" ЭР2К с приметным, ламповым ностальгическим внешним видом.

Наша поездка по "Большой Приморке" состоялась 17 июня 2015 года. Ранним солнечным утром мы приехали на Финляндский вокзал и сели на первую электричку до Выборга. Само собой, ничто не мешает купить билет на полный маршрут и доехать на ней до конечной станции, но из вышеприведённого текста читатель уже понял, что старая однопутная линия сама по себе была отдельной целью нашей поездки. Выборгское направление приятно удивило новыми ухоженными составами и высокой скоростью движения. Один за другим остаются за окном вокзалы старинной Финляндской линии (их я в этот раз не фотографировал), и через час электричка останавливается на станции Зеленогорск.


Покупаем билеты в кассе и идём к дальней низкой платформе, где уже стоит наш трёхвагонный состав ДТ1.


Поезд этот необычный: это дизель-электропоезд, который способен работать в двух режимах. Там, где есть контактный провод, он идёт как обычная электричка, а на неэлектрифицированных участках запускает дизель-генераторы, расположенные под полом крайних вагонов, и идёт дальше как дизель-поезд. Всего их было построено 13, и с пассажирами они работают только в окрестностях Петербурга. Уже имея опыт поездки на таком поезде ( в Сланцы в 2013 году), мы проходим в средний вагон, где не будет шума от дизельного двигателя.
Именно издалека лучше всего виден старинный вокзал Зеленогорска-Терийоки, построенный в 1917 году Бруно Гранхольмом. Хотя в огромном световом зале после реконструкции трудно признать старину.


На момент нашей поездки по линии Зеленогорск - Приморск - Выборг ходили два ежедневных поезда: утром от Выборга до Зеленогорска и обратно (на нём мы едем), вечером от Выборга до Петербурга (поздно вечером обратно). По выходным дням назначался и третий поезд, та самая старинная электричка, к которой в этом месте прицепляли тепловоз. Она шла утром из Петербурга, но не до Выборга, а до промежуточной станции Советский.

Путешествие началось. Первые 4 километра до платформы Ушково "Большая Приморка" идёт параллельно путям главного хода на Выборг. Но так было не всегда.


Хотя началом "Большой Приморки" традиционно считают Зеленогорск, фактически до 2009 года она ответвлялась от Выборгской магистрали не там, а на соседней небольшой станции Ушково, которая была узловой. Необходимости в третьем пути в этом месте не было. Конечная пассажирских поездов, тем не менее, всегда была в Зеленогорске. В 2009 году на Выборгской магистрали прошла реконструкция перед запуском скоростных поездов "Аллегро". Чтобы уменьшить число стрелочных переводов и повысить скорость, станцию Ушково закрыли, а путь Приморской линии продлили параллельно до Зеленогорска.
Вот и Ушково. В этом месте наш путь отклоняется влево.


Остановка поездов "Большой Приморки" находится в стороне. Станции давно нет, а небольшой пристанционный посёлок продолжает существовать. В целом место довольно глухое.


Разъездная кассирша стала проверять билеты у пассажиров, и у меня с ней получился забавный разговор. Когда она увидела мой билет Зеленогорск - Выборг, то попыталась обьяснить, что я перепутал поезд, и до Выборга мне нужно было сесть в прямую электричку.
"Но подождите", - сказал я, - "у меня билет до Выборга. И поезд идёт до Выборга, верно? Значит, никакой ошибки нет, я тоже могу доехать до Выборга".
Уже потом я узнал, что её подозрения имеют под собой некоторое логическое обоснование. В Ленинградской области действует покилометровый тариф, а от Зеленогорска до некоторых станций этой ветки перед Выборгом билет стоит дороже, чем до самого Выборга, так как в последнем случае расстояние считается напрямую по главному ходу. Могу предположить, что для некоторых пассажиров это способ сэкономить. Но я сдержал своё слово и доехал до конечной станции, хотя, скорее всего, между двумя конечными здесь ездят очень редко.

А мы продолжаем углубляться в сосновые леса. Карельский перешеек имеет холмистый рельеф, поэтому дорога во многих местах петляет, огибая холмы. Там же, где это невозможно, холмы пересекаются выемками.


Остановочный пункт Молодёжная. Низкая, но длинная и недавно отремонтированная платформа. Раньше здесь был трёхпутный разъезд. Говорят, рядом сохранились руины станционного здания, но из окна поезда во время короткой стоянки я их опознать не смог.


В посёлке Молодёжный находится много пионерских и оздоровительных детских лагерей. Рядом проходит граница Санкт-Петербурга и Ленинградской области (да, и Молодёжный, и Зеленогорск - это формально отдалённые районы Северной столицы, которые подчиняются Смольному). А в 1939-1942 годах в этом тихом уголке несколько раз проходили боевые столкновения, о чём напоминают сохранившиеся неподалёку укрепления и ДОТы.


Мы приближаемся к первой на нашем пути действующей станции Приветненское. Здесь широкая заасфальтированная платформа.


А здание магазина, интересно, имеет какое-то отношение к железной дороге?


Водонапорная башня точно имеет, с её помощью заправлялись паровозы. Её архитектура совсем не похожа на русскую дореволюционную, и могу предположить, что это финская постройка, хотя в целом этот участок построен до революции.


Остановочный пункт 70 километр (расстояние считается от Финляндского вокзала). Навес сделан из кузова то ли грузовика, то ли путейской автодрезины.


Рядом с этим местом находится форт Ино, сооружённый в 1909-1917 гг. Вместе с фортом Красная Горка на противоположном берегу Финского залива он должен был охранять дальние подступы к столице. Его вооружение состояло из более чем 40 орудий, а строительство стало возможным не в последнюю очередь благодаря железной дороге, по которой мы сейчас едем. В момент передачи Карельского перешейка Финляндии форт, как стратегический объект, был разоборудован и взорван.
Наш путь, приблизившись максимально в районе форта Ино к заливу, постепенно удаляется от него. Платформа Местерьярви, ещё одна бывшая станция. И она, и ближайшая деревня сохранили финское название.


Яппиля. Просторная поляна посреди красивого леса. Отсюда отходил длинный подъездной путь к военным объектам в районе мыса Стирсудден. Сейчас на том месте посёлок Озерки, а от подъезного пути кое-где осталась насыпь.


Озеро Белянское (оно же Тарасовское, Валкиаярви). Поезд пересекает его по насыпи.


В окрестностях этой платформы много дачных посёлков, и большинство пассажиров тоже из числа дачников.


Видами Карельского перешейка можно любоваться бесконечно. Тихая живописная глушь...




Попадаются валуны, которых в этих местах много. Возможно, сюда их переместили во время строительства дороги.


Станцию Куолемаярви не стали переименовывать, в отличие от посёлка Рябово, в котором она находится. Последний назван в честь рядового И.А. Рябова, погибшего недалеко отсюда. Каждый километр этого края насыщен событиями военной историями.


Уже вторая половина июня, а сирень ещё цветёт! В моём родном Подмосковье этот сезон проходит заметно раньше.


Путейский инвентарь сразу привлёк моё внимание:


Судя по состоянию путей, станция давно не используется для грузоперевозок.


Озеро Пионерское тянется отсюда на 12 километров.


В Ермилово простенький вокзал хрущёвского времени:


Сохранились и другие постройки. Здесь возраст определить затрудняюсь.


Дежурная подаёт диском сигнал к отправлению. Да, на основном выборгском ходу такое не увидишь:


Стрелочный пост:


После Ермилово дорога вновь приближается к Финскому заливу. Вот и Приморск - небольшой (5,5 тыс. чел.) город и конец первой очереди нашей дороги. Здесь сохранилось много железнодорожной старины. Ещё до въезда на станцию заметно бывшее паровозное депо с водонапорной башней. Это уже несомненно финских времён.


Служебная постройка на платформе:


И служебный дом железнодорожников. От вокзала, увы, остался лишь фундамент.


Но главную достопримечательность Приморска-Койвисто увидеть с железной дороги невозможно. Это кирха святой Марии Магдалины в стиле национальный романтизм, построенная в начале XX века по проекту Йозефа Стенбека. Её фотографии можно посмотреть, например, здесь. Посетить её в эту поездку у нас не получилось, хотя это, безусловно, одно из самых интересных мест Ленинградской области.

Рядом со следующей станцией Прибылово на короткое время становится виден Финский залив (точнее, Ключевская бухта - его часть). В этом месте железная дорога подступает к морю максимально близко. Вот оно, за деревьями.




Пространство между станцией и заливом занимает керамический завод.


Пути станции далеко отстоят друг от друга, один из них виднеется за деревьями. До войны, когда станция была намного больше, пути занимали всё пространство в кадре, но при восстановлении почуму-то в середине оставили пустое пространство.


Со времени отправления из Зеленогорска прошло больше двух часов, но от таких видов устать невозможно!


Станция Советский в одноимённом городке чуть больше Приморска. Сюда ещё не добралась реконструкция, и пути уложены на песок, а не на щебень. В Ленинградской и соседних областях такое встречается чаще, чем где-либо ещё:


Вокзал почему-то находится с противоположной от города стороны, ещё с финских времён. Досюда идёт электричка с тепловозом из Петербурга: современные дизель-поезда РЖД имеют не больше трёх вагонов, но этого недостаточно, чтобы перевезти всех пассажиров "Большой Приморки". Старая шестивагонная электричка ЭР2К и тепловоз - это стало выходом из положения после списания дизель-поездов Д1, которые имели как раз до шести вагонов. Похожим образом устроен туристический поезд на Кругобайкальской железной дороге.


Этот вид с моста через речку Гороховку донельзя характерный для этих мест. Трубы на заднем плане принадлежат целлюлозно-бумажному комбинату, основному предприятию Советска.


Перед станцией Попово слева неожиданно появился электрифицированный путь. Он ведёт из Выборга в порт Высоцк, который был существенно расширен в 2000-е годы. Тогда же сюда была проведена и контактная сеть, чтобы грузовые поезда из Петербурга и с магистральных направлений могли попадать в Высоцк без смены локомотива. Город Высоцк (в прошлом Тронгзунд и Уурас) необычен, во-первых, тем, что полностью расположен на острове в Выборгском заливе (на который, очевидно, ведёт мост), а во-вторых, он уже давно занимает одно из последних мест в России по численности населения - всего 1074 человека. Даже многие посёлки Выборгского района больше, чем он! До 2004 года в Высоцк ходил пассажирский поезд из Выборга, но сейчас здесь только грузовое движение.


В Попово поезд остановился у типовой пассажирской платформы и почему-то заглушил дизельные двигатели. И тут нам пришлось вспомнить, что это не только дизель-, но ещё и электропоезд. Ведь поскольку теперь до Выборга есть контактный провод, то дальше можно ехать не на дизеле, а на электричестве, с более высоким КПД. Интересно, что в другие дни по этому маршруту ходит не ДТ1, а дизель-поезд РА2, который такой возможности не имеет. Как же тогда определяют нормы расхода топлива и электроэнергии? А ещё получается, что до Высоцка теперь теоретически может ходить обычная электричка.


Последний участок до Выборга идёт через малонаселённые места.




Соколинское. О том, что раньше здесь была промежуточная станция, напоминает сохранившееся здание вокзала финских времён. Тогда движение по этой линии было очень оживлённым.


И вот, спустя почти три часа пути, за окном показываются промышленные предприятия Выборга. Это портовое управление магистральных газопроводов.


Начинается крупный Выборгский железнодорожный узел. Вправо отходит соединительная ветка с "Большой Приморки" в сторону Петербурга, построенная в 2000-х для прямого подъезда к порту Высоцк (раньше попасть на нашу линию можно было только со стороны выборгского вокзала).


С той же стороны показываются магистральные пути. Здесь ходят электрички Санкт-Петербург - Выборг и скоростные поезда "Аллегро" в Хельсинки. В этом месте железные дороги образуют треугольник.


Последняя остановка - Лазаревка, практически зеркальный аналог Ушково. Здесь тоже была отдельная станция, но теперь она входит в состав Выборга, стрелки управляются оттуда. Для электричек здесь высокая платформа, для нашего поезда - низкая (с другой стороны по ходу). Что ж, мы люди скромные, нам лишнего не надо


Сохранился бывший пристанционный посёлок Лииматта, который сейчас тоже входит в состав города.


Наш поезд объезжает грузовую часть станции и по путепроводу пересекает съезд на Каменногорск, тоже построенный недавно, но относящийся к другому проекту - линии Лосево - Каменногорск - Выборг, грузовому дублёру основного выборгского хода, который на момент нашей поездки ещё строился.


Платформы станции Выборг, наше неторопливое путешествие подошло к концу. Все три электрички на снимке в разное время отправятся в Петербург. Да, поездка на них намного быстрее, чем на неторопливом поезде "Большой Приморки", и большинство людей приезжают в Выборг именно так, но смогут ли они получить такие же впечатления?


А наш поезд, постояв немного у платформы, поедет следующим рейсом по другой исторической линии на север Карельского перешейка, к станции Хийтола в Карелии. На следующий день тем же маршрутом предстояло проехать и мне, чтобы потом поздно вечером оказаться в городе Сортавала. Но забегая вперёд, скажу, что эта поездка пошла не по плану: в ходе неё мне пришлось стать свидетелем железнодорожного происшествия (столкновение двух поездов), а затем продолжить поездку... в кабине путейской автодрезины.
Но обо всём этом - в следующей части. А пока отправимся смотреть удивительный город Выборг, сохранивший наследие сразу многих стран, которые им владели в разное время.
Спасибо за внимание!

малодеятельные линии РЖД, Выборг, Вокзал, Санкт-Петербург, электричка

Previous post
Up