Пятая научно-практическая конференция «Классическая гитара: со-временное исполнительство и преподавание», прошедшая традиционно в Тамбове на базе ТГМПИ им. С.В.Рахманинова, вызвала бурные дискуссии в гитарном Интернет-сообществе. Точки зрения, как обычно, разделились: с одной стороны, высказывались мнения, что слова "наука" и "гитара" несовместимы, с другой - звучали голоса в "защиту" научных исследований в сфере классической гитары.
Я обратился с вопросами к кандидату искусствоведения, доценту Нижегородской консерватории Алексею Петропавловскому, который любезно согласился дать интервью специально для моего блога.
А.П. Хочу предложить небольшой эпиграф к нашему разговору: "Каждая новая наука, как водится, проходит в своём развитии три стадии: этого не может быть, в этом что-то есть, это известно всем". Итак, если оттолкнуться от эпиграфа, то мне представляется, что в области научного обеспечения, научной работы, отечественное гитарное искусство закрепляется на второй стадии.
К.Д. А когда была первая стадия?
Интересный вопрос... Очевидно, в те времена, когда защищались первые диссертации, затрагивающие гитарную тематику... Если взять более ранний период, то открывшиеся во второй половине ХХ века классы гитары в ВУЗах (а это ключевой, я считаю, момент) потребовали в первую очередь реализации исполнителей-практиков, т.е. исполнителей. Осмысление, как правило, приходит после… Нужно же накопить материал для анализа, «пищу» для ума.
В чем заключается научное обеспечение?
Научное обеспечение - это в первую очередь методическая база, призванная обеспечить качественное образование... Мне кажется, нужно отчётливо понимать, что, «наука» в такой практической области, как инструментальное исполнительство носит преимущественно прикладной характер.
Ключевым моментом здесь является специфика вузовской работы - возглавить определённое направление, быть лидером в его развитии. Ведь как построена работа, например, в консерваториях? Каждый педагог должен сыграть за определённый период определённое количество концертов, написать несколько научно-методических работ и т.п. То есть практика активно взаимодействует с теорией. Так закладываются определённые традиции…
А когда, по-вашему, будет третья стадия?
Это сложно точно прогнозировать. Думаю, сегодняшние активные действия по развитию и «утверждению» научной базы, научного обеспечения в гитарном искусстве сколь возможно поспособствуют приближению этого замечательного времени.
Немного странный вопрос: А что будет, если не будет науки, научного обоснования?
Поясню на спортивной аналогии... Систему спортивных институтов развалили, и где теперь отечественный спорт? Одинокие таланты, безусловно, будут появляться и без науки, но с одиночками справиться легко, верно? Порядок бьёт класс, как говорится…
А что будет, если не будет осмысления?
В самом общем виде - представьте себе человека, который совершает поступки, не думая и не осознавая? Жизнь в хаосе...
Но ведь гитаристы чего-то добились, так сказать, «не думая»?
Как не думая? Они же в системе образования воспитывались, а не росли, как грибы. Они ведь проходили теоретические дисциплины. И потом, чего они добились, если посмотреть масштабно - в сравнении с ведущими исполнительскими школами?
Мне кажется, практика неотделима от теории?
А я это и имел в виду, когда говорил о прикладном характере научных исследований в сфере классической гитары! Ну, например, возьмём сельское хозяйство: разве можно вырастить хороший урожай, тем более в «зоне рискованного земледелия»? На «авось», без грамотной селекции? Или так: разве можно, скажем, сшить хороший костюм без соответствующих лекал? Ответы очевидны. В противном случае можно впасть в большие иллюзии…
То есть теоретическая база повысит уровень гитары в России?
Конечно, а как же? Углублённое изучение отдельных дисциплин, которое становится возможным только при наличии соответствующего материала. Например, я защитил диссертацию на тему «Гитара в камерном ансамбле». Издал одноимённую книгу, как научно-методическое пособие по соответствующим дисциплинам. (Кстати, написанию предшествовал период, так сказать, практический: многолетнее накопление опыта игры в разных ансамблях). Теперь педагоги используют её в своей работе, (ведь не всегда есть возможность обратиться «напрямую»), нет необходимости изобретать велосипед. Таким образом, систематизируется опыт, и хотя личный опыт, как известно, непосредственно не передаётся, но передаётся сама структура, подход. А это уже напрямую влияет на качество.
Вы защитили диссертацию кандидата наук по искусствоведению?
Да, именно. В ней три раздела (как, собственно, и в книге): первые два исторические (западноевропейская и отечественная традиции ансамблевого гитарного музицирования) и третий - практический - музыкально-выразительные возможности гитары в камерных ансамблях различного состава. Причем практическая глава составляет более 50% от общего объёма книги. Книга доступна… Это же разные ситуации, согласитесь, когда нет информации, и когда она есть?
Я, кстати, много дуэтом играю: две гитары, гитара и флейта.
Там есть отдельный параграф - гитарный дуэт. Показан подход, как работать в этом составе, какая у него специфика, какие фактурные, артикуляционные возможности и т.д. На конкретных примерах. Вполне возможно, что Вам будет интересно с ней познакомиться. Составы ансамблей в книге подобраны таким образом, чтобы рассмотреть сочетание гитары с инструментами различной природы - духовым, смычковым, клавишно-ударным и голосом.
Сейчас в России мало кандидатов наук, защитившихся по гитарной тематике?
Кандидатов, действительно, не много. Можно на пальцах сосчитать (
список кандидатских диссертаций, прим. К.Д.). Но что важно: скоро их будет значительно больше. Их число увеличится в связи с реформой аспирантуры, в соответствии с которой каждый аспирант должен защититься, упрощённо говоря. У меня сейчас два аспиранта, например.
Но защититься же все равно не так просто? Нужны публикации…
Действительно не просто. Но во многих ВУЗах сейчас открылись свои диссертационные советы, что значительно упрощает процесс. А сборник тамбовской конференции как раз помогает с научными публикациями.
Что для Вас главное в гитарном искусстве, какая тема?
Меня интересует гитарное искусство как таковое, во всех его проявлениях… По роду деятельности - выразительные возможности музыканта-исполнителя; также мне близка ансамблевая тематика, вопросы педагогики. Ну, и «строение» самой гитары...
Алексей, какие Вы могли бы отметить особенности развития гитары в России в настоящее время?
Вопрос довольно сложный… Некоторые свои мысли по этому вопросу я как раз изложил в статье «Что делать? /структура общественно-просветительской деятельности гитариста/», которая вошла в последний сборник тезисов Конференции. Там предложен комплекс критериев, чтобы каждый сам смог для себя посмотреть и оценить.
Цитата:
Сложно спорить с достижениями отечественной гитарной школы последних лет. Однако, можно ли одновременно с этим говорить о том, что гитара утвердилась как академический инструмент в отечественной музыкальной культуре? Мерилом качества, «зрелости» исполнительской школы, на мой взгляд, может служить комплекс обстоятельств:
- наличие профессионалов в количестве, позволяющем углублённо заниматься отдельными видами деятельности (исполнители, преподаватели, композиторы, учёные, общественные деятели);
- научно-методическая и репертуарная база, обеспечивающая качественное профессиональное образование;
- «критическая масса качества», полнота выражения человеческой сущности, явленная в гениальных личностях и творениях, принадлежащих конкретной эпохе (под конкретными эпохами здесь понимаются исторические этапы эволюции сознания человека, отражённые в музыкальном материале.). Не репертуар, а произведения искусства, резонанс от которых заметно превосходит рамки гитарного сообщества (Например, для ХХ века - Концерт Аранхуэс Х.Родриго.); не гитаристы, а музыканты - например, А.Сеговия, А.К.Фраучи.
На основании комплекса этих критериев можно делать самостоятельные выводы о состоянии гитарного искусства - и как такового, и в сравнении с другими исполнительскими традициями.
Возвращаясь к эпиграфу, я считаю - пока не начнётся качественный, профессиональный диалог между отдельными «ветвями» гитарного «дерева», третьей стадии не будет - только разброд, шатание и позиционная борьба. Пока исполнители, композиторы, педагоги, учёные не будут конструктивно и предметно общаться - о музыке, об устройстве нашего сообщества гитарного, нам не «пробиться» к подлинному качеству и масштабности.
Алексей, большое спасибо за беседу!