Могила Зевса - как понимать?? или еще один загадочный артефакт античности

Jun 19, 2011 21:45

Да, еще есть и такой артефакт на нашей Земле - могила Зевса.
Когда впервые узнал я об этом, у меня, как, полагаю, у многих, возник еще один правомерный вопрос…
В вопросе я решил опять же покопать. И вот что удалось собрать с помощью, конечно, все того же интернета. Если кто дополнит (я имею в виду существенное, информативно значимое дополнение!) или опять же существенно поправит - пожалуйста, тоже пишите в комментариях, уважаемые дамы и господа.

Значит, могила Зевса находится на Крите и чисто географически это - гора Юкта (по другой транскрипции - Юхтас).
См. фото - на мой взгляд, самое лучшее и информативное, из тех, которые удалось найти в Сети.
Как видим, скала и в самом деле напоминает профиль бородатого лица как бы лежащего навзничь великана…
Ее показывают туристам.
Теперь - версии.
Первая, из Википедии, конкретные источники ее там не указываются. Цитирую дословно.
«Могила Зевса, которую показывают на Крите - на деле могила критянина Олимпа, который воспитал Зевса и научил божественным деяниям. Но Зевс убил своего приёмного отца, потому что тот побуждал гигантов атаковать его сзади. Зевс горевал о покойном и дал свое имя могиле (кн. II).»
Далее. Послушаем лучшего русского античника двадцатого века - конечно же, Лосева.
«Важным географическим центром, связанным с культом Зевса, была гора Юкта. Юкта - горный хребет, тянущийся с юга на север в направлении Кносса, высотой до 2070 футов. Каллимах в гимне к Артемиде (III 190-194) рассказывает (по мнению некоторых), что царь Минос, от которого нимфа Бритомартис бежала в море, превратился в гору Юкту (название производилось без достаточных оснований от diöcö - «преследую»). С запада одна из этих гор действительно сильно напоминает человеческое лицо с бородой. Эванс говорит, что это профиль Зевса, а Кук полагает, что Зевс в сохранившихся поверьях заменил Миноса. Юкта действительно считалась могилой Зевса, а по схолиям к Каллимаху (Hymn. I 8) ее первоначально считали могилой Миноса. Переходы от царя к богу в мифологии - вообще постоянное явление. Источники о могиле Зевса на Крите- Порфирий (Vit. Pyth. 17, р. 25, в № 26), Каллимах (Hymn. I 8, в № 63) и Арнобий (IV 4 и 25).»
Миф о нимфе Бритомартис, который невольно открывается нам тут как «конверт в конверте», изложен подробнее в Википедии вот здесь:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D1%81
Так что можно сказать в качестве резюме?
Копать пласты языческой древности с одной стороны очень интересно из-за завесы тайны, но обратная сторона того же самого - что порой очень трудно в некоторых вопросах найти однозначность - уж слишком «быльем поросло». Сами судите - ведь даже сами мифы эпохи «архаики» времен похода на Трою уже пришли в среднюю античность в разных вариациях. И уж не говорю о последующем вплетении их в новую эпоху эллинизма, когда Александр Македонский прошел по миру, а позже - римляне «перелопатили» пантеон греков на свой лад (заметим в скобках - исходя из реального чувства уважения к покоренной культуре!). Но так или иначе - у нас остаются загадочные артефакты. Ведь даже про висячие сады Семирамиды до сих пор спорят: не была ли красивая выдумка?
Что касается могилы Зевса, то пусть христиане не подумают, что я пытаюсь святотатствовать такой параллелью. Я сам христианин, тем не менее скажу: ведь есть и Гроб Господень в Иерусалиме. И все знают, что «гроб»-то тут - термин символический, просто обозначающий место последнего пристанища Господа, когда Он в виде человека ходил по нашей Земле для нашего же спасения, и место смерти Его. Да, Бог умер, и первым это сказал не Ницше, а Жан-Поль, имея в виду именно крестную смерть Христа. Бог умер - и воскрес, чтобы показать людям, что и с ними будет так же со всеми. Это - один из краеугольных камней христианства. Бог в нем сошел к людям настолько, что явил им даже физическую смерть на Своем примере.
Так почему бы не быть нечто подобному и в язычестве, которое, судя по всему, почти во всех своих формах где-то в глубине «памяти предков» хранило и «остаточную память» о едином Боге, утраченную уже чисто повседневно, замещавшуюся практическим, магическим культом многих богов и сил природы? Да и более того: уж в эпоху язычества какие только боги и богини не ходили по земле в каких только обликах… И могли они в этих обликах в отдельных случаях даже «умирать» и «воскресать».
В язычестве такое умирание-воскресение больше касалось второстепенных богов. Такое часто завязывалось, например, в контекстах культа плодородия и наступления весны. Египетский Осирис умирает и - воскресает с благостным разливом Нила; русский Ярило пробуждается от «летаргии», когда после долгой зимы возвращается солнце. Почему бы в греческой мифологии не имело место нечто такое, связанное с умиранием и воскресением Зевса, возможно, в ранних культах, когда он, может быть, еще не «выбился» в главные боги? И в связи с этим осталась и его далекая «могила», символ, отсылающий к более древней древности уже по направлению «назад» от тех времен, когда мощные изваяния Зевса работы Фидия украшали храмы периода расцвета греческих полисов.
Это уже третья версия, больше теоретическая, мистическая. Она высказывалась на некоторых форумах. Но вот в серьезных справочниках и статьях ее что-то как будто нетути…


Previous post Next post
Up