Философская интерпретация Общей теории относительности - 6

Jun 24, 2022 17:20


Философская интерпретация Общей теории относительности: ( 1), ( 2), ( 3), ( 4), ( 5),

Да, так вот! Таким образом, как мы видим, ничего фантастического в «отставании времени» в точках вблизи гравитационного тела (в области искривленного пространства) нет - никаких вам «путешествий во времени» или «параллельных миров». Все довольно прозаично,  - обычная физика и немного философии, и этот эффект «отставания во времени» проявляет себя просто как ускорение в направлении к центру гравитации при движении тел вблизи гравитационного тела (то есть как «гравитационное поле»).

Ну, то, что время вблизи гравитационного тела действительно замедляется - то есть чем ближе часы к центру гравитации, тем медленнее идет время - это прямо следует из ОТО, и даже было подтверждено экспериментально (даже на микроуровне). Но этот эффект «гравитационного замедления времени», видимо, все же не есть то «отставание во времени», которое лежит в основе самой гравитации - скорее всего, это есть уже лишь следствие гравитации, и этот эффект «гравитационного замедления времени» имеет примерно те же причины, что и замедление времени в релятивистской механике, то есть связан он с ускоренным движением: поскольку действие силы тяжести - как это следует из приведенного ниже примера с лифтом - эквивалентно ускоренному движению, то возникает этот эффект «гравитационного замедления времени».

Правда, этот эффект «гравитационного замедления времени» очень незначительный: если, например, установить часы на вершине Эвереста (на высоте 8 848 метров над уровнем моря), то за все время существования Земли - 4,6 миллиарда лет - эти часы всего на 39 часа опережали бы часы, установленные на Земле на уровне моря. Гораздо большее значение этот эффект имеет в астрофизике, так как в результате этого «гравитационного замедления времени» возникает т.н. «гравитационное красное смещение».

И поэтому для нас гораздо важнее вопрос о том, что это за время, которое существует (и которое мы описываем математически) как «четвертое измерение» трехмерного пространства и отставание которого вблизи гравитационного тела и является причиной искривления пространства вблизи такого тела и того, что вследствие этого искривления все тела вблизи гравитационного тела испытывают гравитационное ускорение. И из сказанного ранее мы уже можем сделать следующие выводы:

1). Это время не связано с движением материи в пространстве - это время существует, «течет», даже в пустом пространстве, где нет никакой материи и где нет никакого движения материи в пространстве.

2). Это время, в котором движется вся Вселенная, вместе со всеми телами, материей и пространством в ней.

3). Это время, движение в котором массивных тел является причиной возникновения гравитационного ускорения вблизи таких тел, и движение в котором всей нашей Вселенной в целом является причиной «расширения Вселенной».



И поскольку это время не связано с движением материи в пространстве в локальных системах отсчета и носит, так сказать, более общий, объективный и универсальный характер, имеет смысл отличать его от того времени, которое мы измеряем в локальных системах отсчета.

В свое время я пытался провести такое различие (смотри (53), (54), (55), (56), а также (57), (58), (59)), и при этом я исходил из представления Ньютона об Абсолютном времени, которое он отличал от относительного времени. Вот как это сформулировал сам Ньютон:

Абсолютное, истинное и математическое время само по себе и из своей собственной природы течет равномерно, безотносительно к чему-либо внешнему, и по другому имени называется длительностью. Относительное, кажущееся и обыденное время - это некоторая разумная и внешняя (точная или неравномерная) мера продолжительности истинного (математического) времени, постигаемая с помощью чувств и посредством движения, которая в обыденной жизни используется вместо истинного времени, как-то: час, день, месяц, год.

Иначе говоря, абсолютное время у Ньютона и есть «истинное время», а то время, которое мы воспринимаем в чувствах и измеряем в каких-либо системах отсчета через движение тел или материи в пространстве, есть лишь проявление, обнаружение этого истинного, математического «абсолютного времени». И само это «абсолютное время» как-то иначе обнаружить себя не может - только через пространство и движение тел в этом пространстве.

Согласитесь, что Ньютон был далеко не самым глупым человеком, жившим на нашем свете, и он был далеко не последним физиком. Поэтому имеет смысл к нему прислушаться. Выдающиеся физики - в силу своего интеллекта и в силу своей погруженности в мир физики - иногда интуитивно проговаривают очень важные вещи. Важные не только для физики, но и для философии. Даже если им при этом не достает глубины философского мышления (что, впрочем, возможно, и к лучшему, так как западноевропейская философия во времена Ньютона уже находилась в глубоком кризисе, а во времена Эйнштейна она и вовсе зашла в глухой тупик - и если бы Ньютон и Эйнштейн ориентировались на представления современной для них западноевропейской философии, то это скорее им помешало бы сделать их открытия в физике, чем помогло бы).

Так вот, то, как Ньютон определяет «абсолютное время», как нетрудно понять, очень похоже на то, как время понимается в современной физике - в качестве «четвертого измерения», дополнительного к трем пространственным. И понятно, что поскольку это четвертое измерение мы можем обнаружить только через первые три пространственных измерения, то обнаруженное нами через движение тел в пространстве время по отношению к этом «истинному» времени есть только «кажущееся» (относительное).

И я, назвав это абсолютное, истинное, математическое время - поскольку оно является объективным, единым и всеобщим для всей Вселенной - Мировым времени (М-временем), а относительное, кажущееся, физическое время - поскольку оно определяется уже через движение тел и систем отсчета в трехмерном пространстве и зависит от выбора систем отсчета и их движения относительно друг друга - Локальным временем (Л-временем) - даже попытался, следуя идеям Ньютона, разработать такое представление о времени - как о двух разных «видах» времени - более детально. Но тогда я еще не до конца избавился от своего ошибочного взгляда на время и пространство как на субъективное восприятие нашим сознанием объективного физического поля, к тому же мне просто не хватило более глубоких знаний в области теоретической физики и квантовой механики, а погружаться с головой в физику мне не хотелось. Так что ничего внятного у меня тогда не получилось.

Тем не менее, я считаю эту идею Ньютона о разделении времени на два «вида» - Мировое время и Локальное время - очень перспективной. В том числе для более ясного философского осмысления ОТО и некоторых других проблем современной физики. В частности, такое разделение времени на «два типа времени» дает понимание того, как и почему одни и те же точки трехмерного пространства вблизи гравитационного тела в каком-то одном времени (М-времени) имеют разное значение времени, а в каком-то другом времени (Л-времени) имеют одинаковое значение (то есть существуют «одновременно»). То есть такое разделение времени на М-время и Л-время дает вполне ясный понятийный аппарат для более глубокого осмысления проблемы «одновременности» и некоторых других проблем физики. Так что имеет смысл далее подумать в этом направлении.

Но уже после отпуска. Даже философам - даже таким великим, как я - требуется отдых. В том числе - от философии. И рассмотрение этого вопроса мы продолжим уже после отпуска. Всем пока, спасибо за внимание.          

Философия

Previous post Next post
Up