Опасные гастроли...

Feb 07, 2019 00:17

Рецензия на фильм "Зелёная книга".

image Click to view



В «Маяковском» продолжается прокат фильма «Зелёная книга» - как говорят, одного из главных претендентов на «Оскар-2019», снял который режиссёр Питер Фарелли. Это в чём-то удивительно, если вспомнить, что в творческом багаже постановщика - такие «шедевры», как «Тупой и ещё тупее», «Муви 43» и «Любовь зла».

Впрочем, объяснить тоже можно - всё-таки и по содержанию, и по форме «Зелёная книга» повыше уровнем, чем названные картины, и это далеко не только комедия, скорее «драмеди» с социальным подтекстом. А главная причина статуса фаворита «Оскара» вообще лежит на поверхности - во многом это фильм про расизм во времена президента Кеннеди, собственной борьбе с ним конкретного негритянского музыканта, совершенно реального жившего и творившего в США, пианиста. Звали его Дон Ширли. Сыграл его уже действующий обладатель «Оскара» (фильм «Лунный свет», лучшая роль второго плана) Махершала Али («Карточный домик», «Настоящий детектив», «Загадочная история Бенджамина Баттона»).


Вторая главная роль - у Вигго Мортенсена, которого, конечно, все прежде всего знают как исполнителя роли Арагорна во «Властелине колец». Так вот, видеть его в этой роли - разбитного американского итальянца Тони «Болтуна» Валлилонга - да ещё и несколько растолстевшим, конечно, очень непривычно. Более того - его и озвучивает в нашем прокате уже другой актёр, нежели в «ВК» (Илья Исаев вместо Алексея Рязанцева). Совершенно другой голос, но подобранный в целом подходяще для такого персонажа.

Итак, по сюжету житель Нью-Йорка Тони временно (на два месяца) остаётся без работы - гибрида администратора и вышибалы в известном ночном клубе. Клуб закрылся на ремонт. На дворе 1962 год, правление Джона Кеннеди. Ему советуют попробовать устроиться водителем к Ширли, которому нужно ехать в тур по стране как раз почти до конца декабря - на восемь недель. Казалось бы, не сойдясь характером с будущим работодателем на собеседовании, Тони совершенно спокойно относится, что у этого музыканта и вообще очень интересного человека он так и не поработает. И тем не менее Ширли позже настаивает, что в качестве водителя нужен ему именно Болтун - с его репутацией человека, который прекрасно решает проблемы. Для этого он даже уговаривает жену итальянца: «Разрешите мне забрать вашего мужа в тур». Умно.
И вот как далее проходит этот тур с использованием «Зелёной книги водителя-негра», где в южных штатах водителю, музыкантам трио доктора с одной стороны и самому доктору с другой придётся ночевать в разных гостиницах и испытывать множество самых разных казусов, связанных с сегрегацией - мы в подробностях и увидим. Роуд муви - но очень и очень оригинальное. Тони на практике не раз и не два применит своё умение решать проблемы, а гастроли действительно окажутся опасными из-за тех или иных конфликтов героев во враждебном окружении, куда они попадут. Очень, очень много будет осмыслений темы расизма, но она всё же станет не единственной.

Нельзя сказать, что тут что-то нарочитое - фильм основан на реальной истории, ну, да, возможно, что-то приукрашено, но в целом жизненно. Вторым же планом - столкновение характеров и менталитетов. Более культурного негра и напротив - менее продвинутого в культуре или науке и манерах белого. Когда окружающие видят героев в машине, один за рулём, другой в статусе пассажира - от такого сочетания у них просто рвётся шаблон. «Как?!» - недоумевают они. А элементарно. И одновременно весело.

И, не будем забывать, именно этот простецкий и белый «реальный пацан» разрулит многие проблемы, которые возникнут на пути. Впрочем, в одном эпизоде это сделает и Ширли... Это целая психологическая история - как совершенно разные люди в процессе даже и немного вынужденного общения искренне подружатся и поделятся друг с другом каждый своим опытом.

Цитата

- Мало одного таланта. Нужна смелость, чтобы изменить мнение людей.

Честно сказать - я не совсем понимаю, как Фарелли удалась такая творческая трансформация. Когда после откровенно сортирных и низкопробных комедий получилось настолько тонкое, умное и пронзительное кино, где в каких-то моментах и мурашки бегут. Редкий случай. И тем не менее он произошёл.

Да, как раз за конъюнктурность на теме борьбы с расизмом фильм и можно легонько пнуть, но с другой стороны - нужно похвалить, потому что, как уже сказано, далеко не всё строится только на этом.

Интересный факт: один из авторов сценария - Ник Валлелонга, это сын реального прототипа Тони «Болтуна», который явно этим фильмом отдал своему отцу дань любви и уважения...

Оценка: 8 из 10.

Маяковский, Юмор, Кино, рецензия

Previous post Next post
Up