Болдинское лето Безрукова

Dec 12, 2018 01:15



В киноцентре «Вавилон» начался прокат картины российского режиссёра Анны Матисон «Заповедник» по мотивам одноимённой повести Сергея Довлатова.

image Click to view


То, что по мотивам - очень важно подчеркнуть, потому что изменений по сравнению с оригинальным сюжетом тут много и они кардинальные. Если Довлатов писал это как об отрезке своей жизни в своём времени - 70-х годах, то здесь действие перенесено в наши дни и главный герой стал рок-музыкантом Константином Артемьевым, а не писателем. И сыграл его... Сергей Безруков. Шутки на тему того, что Безруков уже всех на свете переиграл, конечно, все помнят. И они даже набили оскомину. А также они даже были смешнейшим образом обыграны в прошлом году в фильме «Мифы», где Безруков, Ургант или, например, Бондарчук по сути сыграли сами себя. Если не смотрели «Мифы» - кстати, советую, получилось на самом деле забавно.
Кстати, вспомним, что один фильм про самого Довлатова, который так по его фамилии и называется, в этом году уже был - режиссёра Алексея Германа. До того по сборнику «Компромисс» в 2015-м выходил «Конец прекрасной эпохи» Говорухина (без всякого осовременивания). Так что интерес киношников к произведениям этого отличного писателя, писавшего одновременно грустно и весело, мудро и цинично, только радует и, с другой стороны, говорит о его созвучности каким-то настроениям общества.

Однако в данном случае при всём стёбе у Безрукова здесь получилась новая довольно интересная роль - синтез Довлатова, потому что говорит герой всё равно его словами, и нашего современника и вовсе даже не писателя, а творческого человека из другой сферы.

Точно так же экскурсовод-писатель Стасик Потоцкий из повести стал музыкантом, да к тому же у него появилась дочь Аврора (Софья Евстигнеева), которая присоединилась к его рок-бэнду бара «У Лукоморья». И даже короткий монолог Стасика «Я писатель... типа Чехова... Написать можно вообще про что угодно» переделали на музыкальную тему довольно творчески. Ну а жена героя хочет уехать с их дочерью уже не в Америку, а в Канаду. Вот такие нюансы.

Что ещё интересного? Буйный фотограф Марков (Гоша Куценко) стал актёром-аниматором, играющим Пушкина, с которым делают селфи за деньги (очередная яркая роль чудака в исполнении Гоши). Ну а дополнительными героями стали Полина Гагарина и Леонид Агутин (они сами же себя и сыграли), а по усадьбе туристы ездят на гироскутерах...

Цитата

- Надеюсь, это куплено ценой моральной деградации?

Зритель видит внешнее, ну а критики видят чуть глубже - это фильм полностью проект самого Безрукова, даже если он и не в режиссёрском кресле (и это последнее - вообще не проблема, Матисон постановщик отличный). Поскольку снят его кинокомпанией и, видимо, на не очень большие деньги. То есть не он исполняет чью-то волю в коммерческом кино, а на самом деле может творить так, как пожелает, как считает нужным, как сердце подсказывает. Тем интереснее. Да, перенос во времени и смена профессии героя выдают желание привлечь больше зрителей и быть им понятными. Но не отменяет талантливой литературной основы - выше, чем сценарии комедий Сарика Андреасяна или даже монологов Жванецкого. Что-то из текста Довлатова не вошло, да - весь его прочитать в кадре или за кадром невозможно. Но успешно создано его настроение и восприятие реальности - человека, переживающего драму и пытающегося как-то побороть трудные обстоятельства. С использованием кучи культурных кодов,

Цитата

- Мы все бросали понемногу.... чему-нибудь и как-нибудь.

Ну и давайте не будем забывать, что «Заповедник» - это ещё и по понятным причинам об отношении Довлатова к Пушкину. Для него вообще были большими авторитетами Чехов и Достоевский, но размышлений об Александре Сергеевиче у Сергея Донатовича здесь довольно много и они тоже в его узнаваемом ироничном ключе и притом - всё равно с огромным уважением. Помня, что Безруков за свою карьеру играл и Пушкина, это тем более интересно и иронично...

А рок-компонент картины вполне воплощён в песнях фильма. Особого внимания тут заслуживает та, что на стихи из первой главы «Евгения Онегина» - про «Мой дядя самых честных правил...». Под неё так вообще зрителю хочется пританцовывать.

Актёрский состав картины получился довольно звёздным. В небольшой, но интересной роли почтальона Толика, соседа Мити, у которого Артемьев снимает комнату, раскрылся Дмитрий Хрусталёв - куда же экранизации книги ленинградского писателя без питерского актёра? Александр Семчев прекрасно сыграл умницу и лентяя Володю Митрофанова, Виктор Бычков - Митю, то завязывающего, то развязывающего пьяницу. Снова, как и во многих фильмах, несколько раздражающе выглядела Анна Михалкова, но и её роль руководителя музея-заповедника Галины получилась интересной и сценаристами творчески дорисованной.

Оценка: 8 из 10.

http://www.biletomsk.ru/articles/movie/2346_Boldinskoe_leto_Bezrukova/

Юмор, Кино, Пушкин, рецензия, кино

Previous post Next post
Up