В Омск приедет старейший спектакль России

Jun 18, 2016 23:55

В нашем городе стартовал театральный фестиваль «Академия»


(фото из спектакля, который будет показан фестивале - с артистами Юлией Рутберг и Андреем Ильиным)
Накануне в Омске открылся V традиционный международный театральный фестиваль «Академия». В программе открытия выступили солисты Большого театра и Омский академический симфонический оркестр, которым дирижировал маэстро также из Большого театра - Александр Соловьёв.
До того же на вопросы журналистов ответили на пресс-конференции руководители фестиваля.
Министр культуры Омской области Виктор Лапухин:
- При формировании афиши нынешнего фестиваля было много сложных вопросов, прежде всего из-за финансирования, но с помощью его учредителей всё разрешилось, от федерального министерства культуры была на этот раз особенно мощная поддержка. В нём уже несколько лет существует Центр поддержки гастролей и фестивалей театров России. Мы его работу ощущаем не первый год. В этом году - поддержка «Академии», до того наш театр драмы пользовался поддержкой, когда выезжал на фестивали и обменные гастроли сам. На нынешний фестиваль в частности московские театры имени Вахтангова, Маяковского, Образцова приехали именно при поддержке Центра.
Афиша сложилась, большое место занимает в ней Центр имени Мейерхольда, он вообще проводит значительную творческую работу - это не только спектакли. Тут плюс и мастер-классы, и круглые столы, и так далее.
Прозвучала при подготовке фестиваля идея от министра культуры Владимира Мединского не только оставить его международным, но и сделать «на всю Сибирь и до Дальнего Востока». Тогда у него появится возможность как у премии «Золотая маска» проводить мини-фестивали ещё и в других городах. И не только в России. Всё может сложиться, поскольку и губернатор Виктор Назаров принял наше предложение, мы создали попечительский совет фестиваля, в него вошли и крупные наши бизнесмены и оказали поддержку «Академии».
Арт-директор фестиваля Ольга Никифорова:
- Мне кажется, фестиваль должен получиться интересным. На этот раз мы придумали его слоган как «Выбери свой спектакль». Мне очень важно, чтобы зритель действительно пришёл на тот спектакль, который он действительно выбрал сам. А не на который ему навязали. Постараемся очень подробно рассказывать зрителям о каждом спектакле и, надеюсь, поэтому разочарований будет меньше.
Работа мастер-классов на этот раз будет больше ориентирована на работу со зрителями, чем с актёрами. Мы вышли за пределы театра и началось движение к зрителю. Потому что мне кажется, существует проблема и некий разрыв между тем, что делают режиссёры, и зрителем. И его можно сократить, объяснив, что стоит за каждым смыслом, историей или пьесой.
В нашей афише мне нравится ещё одна вещь - что мы привозим, наверное, старейший спектакль в России - «Необыкновенный концерт» Театра имени Образцова. Ему в день показа исполнится 70 лет. На нём выросли и наши мамы и папы, и бабушки и дедушки. Это как будто протянуть некую линию, связь, понять, что же заложено в этом спектакле, если он до сих пор собирает полные залы в Москве и пользуется любовью публики.
Статус не теряет
PR-директор фестиваля Елена Мамонтова:
- Понятно, что международный статус фестиваль не теряет, в том числе прошу внимательнее присмотреться к спектаклю театра из Японии - «Чайке» Чехова. Что такое Чехов для Японии и что значит сыграть там Чехова? Японскому артисту, другой театральной школы, как он это всё представляет? В этой ситуации мы не менее обширно ещё представим киноверсии двух спектаклей польских. Это спектакль «Макбет» режиссёра Гжегожа Яжины и премьера режиссёра Кристиана Люпы «Вырубка», созданная во Вроцлавском театре драмы, представленная в прошлом году на Авиньонском театральном фестивале, став там его лучшим показом. Это очень серьёзный разговор о театральной элите Вены, и это очень интересная версия пьесы драматурга Томаса Бернхарда. В принципе эффект присутствия на спектакле вам гарантирован.
Передвижным не будет
- В том числе вы сказали о культурной децентрализации, задуманной федеральным министерством культуры, означает ли это, что в будущем «Академия» может стать передвижным фестивалем?
Лапухин:
- Нет. Фестиваль родился в Омске, в Омске он и будет. Просто я уже сравнил этот план с проектом «Золотая маска» в провинции». Омск был чуть ли его первооткрывателем. И собственно со всеми спектаклями театра драмы, которые номинировались на эту премию, мы проехали и Прибалтику, и Европу, и многие города России. Он очень интересен. Есть ещё фестиваль Чехова. Он проходит давно и только в Москве. Бюджет у него огромный. И основная доля в нём - субсидии или грант Минкультуры. То есть если мы уходим в это юридическое состояние, то у нас тоже будет возможность претендовать на большие гранты, получать их, работать. Например, тот же директор фестиваля Чехова Валерий Шадрин может создать спектакль для фестиваля с участием артистов нескольких коллективов - европейских и российских, и далее показывать его в Москве и так далее. Об этом речь идёт. Сейчас вроде бы всего пятый фестиваль, а на самом деле он проходит уже восемь лет. Ну собрали афишу, ну провели... Но дальше фестивалю нужно развиваться. Почему он не может со своими спектаклями (даже не всеми ими из афиши) вот так же выехать в Новосибирск, Красноярск, Улан-Удэ или Читу? Где таких фестивалей нет. Мы не хотим, чтобы это было как «Новый сибирский транзит». Это фестиваль другой, но у него должна быть определённая жизнь.
- Была ли мысль провести «Академию» в августе? Когда у того же драмтеатра завершатся работы по реконструкции улицы Ленина, когда будет как раз юбилей Омска?
Лапухин:
- По поводу улицы Ленина - на ней всё будет сделано к 20 июля. Плюс два - три дня, может быть. Так что там будет настоящий праздник. Но многие театры в мире и в России в августе уже начинают свой сезон. Москвичи работают, и в августе их пригласить сюда очень сложно. У них свой репертуар, свой зритель, цены другие... Очень сложно. Театр имени Вахтангова, с которым у нас подписано соглашение о сотрудничестве - даже его спектакль было трудно вытащить сейчас, потому что в это же время у коллектива идут гастроли в Европе. А в августе они уже открывают свой сезон. Поэтому июнь. Завершение театрального сезона фестивалем - это всегда хорошо. Хотя привязываться к каким-то срокам необязательно, многое зависит от обстоятельств.
- Легко ли было уговорить японский театр «Читен» поучаствовать в фестивале?
Никифорова:
- На самом деле это очень известный театр, его худрук - японец, получивший образование в Европе. Он поставил практически всего Чехова, театр не раз был в Москве. И соединение трёх компонентов - его европейского образования, Японии и русской драматургии даёт прямо-таки необыкновенный результат. Они согласились играть без гонорара, летят до Москвы за свой счёт, просто им интересны наш город и фестиваль, и они едут с большим удовольствием. Тем более у нас есть традиция совместного творчества с японскими театрами. Так что было несложно, но всё равно процедура переговоров об участии была долгой.

Фестиваль продлится до 26 июня на двух сценах Омского академического театра драмы и в театре «Арлекин». Его особенность на сей раз - обширная просветительская программа, включающая инновационный театральный проект «Бэби Лаб» для самых маленьких зрителей. Запланирован насыщенный «Академический час» - мастер-классы, лекции и семинары, проведут его профессионалы театральной сферы: режиссер, руководитель социально-просветительского отдела БДТ имени Г.А. Товстоногова Борис Павлович (Санкт-Петербург), продюсер, композитор Джон Уильям Макдэниел (США), кандидат искусствоведения, театральный критик Татьяна Джурова (Санкт-Петербург),
В афише спектаклей будут работы с известными актёрами Игорем Костолевским, Светланой Немоляевой, Павлом Лобоцким, Михаилом Филипповым и постановки режиссёров Миндаугаса Карбаускиса и Виктора Рыжакова.
Более полная афиша «Академии» - на её официальном сайте ( http://academiafest.ru/ru/fest2016)

Омск, театр, Япония

Previous post Next post
Up