Во вторник, 22 апреля, в то время, когда на центральной площади нашего города коммунисты поздравляли со 138 годовщиной со дня рождения Владимира Ильича Ленина его памятник, в Доме правительства журналисты, наконец-то, узнали, от чего шевелились волосы у начальника следственного управления при МВД по РХ, полковника милиции Александра Сунчугашева. Председатель контрольно-счетной палаты Хакасии Ольга Лях и председатель ВС РХ Владимир Штыгашев, провели этот день пресс-конференцию, на которой в преддверии очередной сессии республиканского парламента поделились итогами комплексной ревизии использованных средств республиканского бюджета МВД по РХ в период 2005-2007 годов.
ВНЕПЛАНОВАЯ ПРОВЕРКА
С ПРЕПЯТСТВИЯМИ
Господин Сунчугашев с отчетом познакомился ранее и прокомментировал его на своей недавней пресс-конференции довольно эмоционально.
-- Поверхностным взглядом, по диагонали, я просмотрел эти материалы, и у меня волосы зашевелились, -- сказал он тогда. -- Конечно, оценку выявленным нарушениям будут давать следственные органы прокуратуры. Я только знаю, что это ужасные цифры, и они касаются нарушений, связанных с расходованием средств республиканского бюджета.
О том, что заставило республиканские власти поинтересоваться, как местным министерством внутренних дел тратятся выделяемые из бюджета деньги, «ШАНС» писал уже достаточно много. Сегодня эту ревизию можно мотивировать как угодно, но первопричиной ее стал, скорее всего, конфликт между руководством министерства и руководством республики. Хотя на пресс-конференции Владимир Штыгашев еще раз подчеркнул, что никакого конфликта не было, но это, будем говорить, уже из разряда: хоть горшком назови.
-- Поскольку министерство внутренних дел по объему средств из республиканского бюджета является третьим бюджетополучателем после образования и здравоохранения, -- объяснял журналистам председатель хакасского парламента, -- в 2007 году было принято решение провести проверку по поводу целевого использования этих средств.
Вообще-то этой проверки в плане работы контрольно-счетной палаты республики на 2007 год не значилось. Но после того, как между МВД Хакасии и верхушкой республиканской власти стало, мягко говоря, не хватать взаимопонимания, а тогдашний министр внутренних дел господин Пономарев в отместку на жалобу Лебедя-Штыгашева в федеральный центр развил бурную деятельность по поиску коррупции в высших эшелонах власти республики, эти самые эшелоны сделали ответный шаг. Минфин республики попытался проверить расходование милицейским ведомством средств, выделяемых ему из республиканского бюджета. Однако Пономарев этих ревизоров и на порог не пустил. И тогда МВД Хакасии решили проверить с помощью контрольно-счетной палаты РХ, проведя это решение через Верховный Совет.
-- К сожалению, не все у нас получилось гладко, -- признал на пресс-конференции Штыгашев. -- МВД оспаривало в судах правомочность проведения ревизий. Суды ему в итоге отказали. И к началу марта текущего года проверка была, в основном, завершена.
С рассказа о том, с чем пришлось столкнуться ревизорам ее ведомства при проведении этой проверки, начала и председатель контрольно-счетной палаты республики Ольга Лях:
-- Проверка проводилась в напряженных условиях. И пока министр внутренних дел не был отстранен от должности указом президента, до этого времени нам было достаточно тяжело проводить ревизию. Мы постоянно чувствовали противодействие. Нам не предоставлялись в полном объеме документы, которые мы запрашивали. Нас иногда даже не пускали в кабинет, выделенный нам для работы: терялись ключи и так далее, и тому подобное.
ПИСЬМО СТЕПАШИНУ
ПРО ЧИНОВНИЧИЙ БЕСПРЕДЕЛ
Сопротивление республиканского МВД было сломлено после того, как Ольга Лях обратилась за помощью не только в Верховный Совет республики (что был республиканский парламент для Пономарева?), но и к председателю Счетной палаты РФ Сергею Степашину.
-- После того, как он (Степашин -- прим. авт.) переговорил с Нургалиевым (министр внутренних дел РФ -- прим. авт.), нам была предоставлена возможность проведения дальнейшей проверки. Эта проверка была поставлена на контроль в МВД России. И тогда мы уже беспрепятственно продолжали нашу работу.
Говоря это, Ольга Лях, вероятно, чтобы не обидеть наших избранников, немного лукавит. За помощью к депутатам Верховного Совета республики она обратилась на сессии 19 декабря 2007 года. Однако депутаты ее предложение принять обращение к министру внутренних дел России Нургалиеву, проинформировав его тем самым о творящемся в Хакасии чиновничьем беспределе, по каким-то своим причинам отклонили. А остаться в белом им тогда помог Александр Сунчугашев, исполнявший в то время обязанности министра внутренних дел Хакасии. Он предложил ревизорам возобновить проверку «хоть после обеда». Однако после его предложения саботаж хоть и уменьшился, но легче от этого не стало. И было еще одно обращение руководителя контрольно-счетной палаты, уже 14 января 2008 года. И только после появилась возможность продолжить и завершить проверку.
ОТЧЕТ В ЦИФРАХ
Из-за большого объема ревизия проводилась с участием специалистов контрольно-ревизионного управления министерства финансов и экономики Хакасии и работников прокуратуры. Кроме самого МВД РХ были проверены еще три подразделения, проведено 11 встречных поверок поставщиков и подрядчиков, связанных с милицейским ведомством.
-- Сегодня (22 апреля -- прим. авт.) я подписала отчет, -- почти что со вздохом облегчения проинформировала журналистов Ольга Лях. -- Этот отчет отправлен председателю правительства, председателю ВС РХ, в прокуратуру Хакасии. И будет отправлен в МВД России.
Что же такого в этом отчете, отчего даже у бывалого следователя, каковым, безусловно, является господин Сунчугашев, зашевелились волосы? Председатель контрольно-счетной палаты на эмоции оказалась сдержана, воздержавшись от комментариев, озвучив исключительно лишь цифры. Они выглядят следующим образом. Всего в нашем МВД ревизоры выявили нарушений на 306,2 миллиона рублей. Из них 245 миллионов нецелевое использование. Неэффективные расходы 7,6 миллионов рублей. Иные нарушения 52,6 миллиона рублей.
-- Я бы не хотела, чтобы из данных цифр делались выводы, что кто-то, чего-то недополучил, -- предупредила Ольга Алексеевна, опровергая появившиеся слухи о том, что милиционеры якобы получали денежное довольствие не в полном объеме. -- Все служащие, и федеральные, и республиканские, получили ту зарплату, которая им положена. Ни больше ни меньше, все согласно штатному расписанию.
Нарушения в другом. Госпожа Лях коротко пояснила, в чем именно. 245 миллионов нецелевого использования это, в первую очередь, содержание структур, которые, согласно закону, должны были финансироваться за счет федерального бюджета.
-- За счет республиканских средств у нас в целом по республике содержится 22 подразделения МВД, -- сообщила Ольга Лях. -- Это более 600 человек.
И затраты на их содержание выражены не только зарплатами. Ремонт и содержание зданий, автотранспорта, приобретение разнообразных товароматериальных ценностей. Плюс к этому республиканский бюджет покрывает затраты на содержание зданий, которые находятся в муниципальной собственности.
КРОВАТИ И МАТРАЦЫ
Но, помимо этих, здесь есть еще расходы, которые вообще не соответствуют, используя язык канцеляризмов, производственной деятельности.
-- Мы нашли порядка 470 тысяч рублей, которые были потрачены на велотренажеры, горные лыжи, всевозможные кровати, матрацы, коврики и так далее, и тому подобное, -- говорит госпожа Лях. -- Это все не соответствует производственной деятельности, но было приобретено за счет средств республиканского бюджета.
Возможно, именно в этой сумме -- 245 миллионов рублей -- и следует искать истоки того благополучия, которое потом милицейское начальство вывозило контейнерами в Ростов-на-Дону. А конкретно в пункте товароматериальные ценности, которые приобретались как раз под предлогом финансирования тех самых подразделений МВД, ответственность за денежное благополучие которых лежит вообще-то на федеральном центре.
Проверялось в ходе ревизии и исполнение республиканских целевых программ. Здесь тоже не все слава богу.
ЧТО ТАКОЕ
СОВЕРШЕННО
НЕЭФФЕКТИВНО?
Еще один вид нарушений, по квалификации контрольно-счетной палаты, неэффективное использование средств. Это 7,6 миллиона рублей.
-- Что мы под этим понимаем: средства выделены на законных основаниях, но потрачены совершенно неэффективно, -- объясняет Ольга Алексеевна. -- Допустим, по договорам и контрактам предоплата проводилась более чем 30 процентов. И даже полностью 100 процентов. Таким образом отвлекались средства. Товар не поступал, а деньги уже были перечислены. Ждать, когда этот товар придет, могли и месяц, и два. Нами была установлена задержка на 121 день.
При этом председатель контрольно-счетной палаты вполне сознательно не делает никаких выводов.
-- Согласно закону, контрольно-счетная палата не имеет никаких карательных функций. Все свои отчеты и документы мы отправляем в прокуратуру. Она дает оценку тем выводам, которые сделали мы. Вы видите, что я говорю в целом об МВД, не касаясь ни одной личности. Я и не могу касаться, у меня нет таких полномочий. Кто в этом виноват, почему и так далее -- это уже не наши функции и полномочия. Это работа прокуратуры.
ДЕЛО ЗА ВЫВОДАМИ
Зато мы вполне можем сделать и свои выводы. К примеру, не могла ли стопроцентная предоплата быть простым и весьма эффективным механизмом прокручивания бюджетных средств. 121 день ждать поступления оплаченного товара это ж какое ангельское терпение иметь надо. Да еще при нашей инфляции. А может, это вообще ноу-хау нашего внутреннего министерства такая форма микрокредитования некоторых предпринимателей или предприятий, естественно, как и при выдаче любого кредита, за определенный процент?
Или вот еще факт. Одному из проектных бюро МВД Хакасии еще в августе перечислило аванс в 597 тысяч рублей по контракту на изготовление проектно-сметной документации по созданию в Абакане «Телевизионной комплексной системы безопасности». Срок изготовления -- до 1 января 2008 года. Но до сих пор проектно-сметную документацию МВД не получило.
-- Есть еще много других нарушений, -- подводит итоги работы своего ведомства Ольга Алексеевна. -- Но об этом уже вкратце. Нарушения, а это 53 с лишним миллиона рублей, заключаются в том, и это львиная доля, очень большая доля -- по госзакупкам. Нарушались условия контрактов, всевозможные их условия по контрактам. Все это вылилось в 21,6 миллиона рублей. И это только по госзакупкам. Нарушения в сфере бухгалтерского учета составили 22,4 миллиона рублей.
Известно, что бывший министр внутренних дел по РХ господин Пономарев при случае любил пожаловаться на недостаточное финансирование его ведомства со стороны республиканских властей. Ревизия контрольно-счетной палаты показала прямо противоположное.
-- Среди регионов Сибирского федерального округа мы провели анализ объемов бюджетных ассигнований на органы внутренних дел субъектов Федерации за 2005-2007 годы. Удельный вес расходов на милицию в бюджете Хакасии составляет, в среднем, более шести процентов. В то время как в целом по округу он едва превышает три процента, -- рассказывает Ольга Лях.
Действительно, в нашей республике удельный вес МВД в расходах бюджета самый высокий по всему округу. К примеру, у наших соседей в Красноярском крае он едва превышает четыре процента, а в Кемеровской области не дотягивает и до трех.
Но почему же все эти нарушения, а проверялось министерство за период с 2005 года, не смогли увидеть в ходе предыдущих ревизий другие проверяющие, в том числе и из Москвы? От комментария деятельности своих коллег госпожа Лях воздержалась, заявив, что не может отвечать за другие ведомства. Ясность в этот вопрос внес председатель Верховного Совета Хакасии Владимир Штыгашев.
-- МВД Российской Федерации проверяет свои подразделения по различным направлениям их деятельности: по регистрации преступлений, по раскрываемости, по кадровой политике. Что касается финансово-хозяйственной деятельности, возможно, проверки со стороны МВД России были, но они проверяли только расходование средств федерального бюджета. Естественно, что там со средствами местного бюджета, они не проверяли, -- предположил он. И добавил. -- Да, тут можно спорить, почему они не выявили этих нарушений, но, тем не менее, сегодня проверка завершена.
Теперь оценку финансово-хозяйственной деятельности министерства внутренних дел нашей республики должны, кроме депутатов, дать и имеющие на то право компетентные органы. Где и у кого еще зашевелятся после этого волосы будем ждать.
СКАЗАНО!
Ольга ЛЯХ, председатель контрольно-счетной палаты РХ, на сессии ВС РХ 19 декабря 2007 года:
-- Я хочу пояснить вам ситуацию, которая сложилась и вылилась в обращение к министру внутренних дел РФ. Это связано с тем, что контрольно-счетная палата РХ не имеет возможности выполнить ваше поручение по проверке МВД республики в полном объеме, так как по устному распоряжению министра внутренних дел Пономарева Владимира Петровича ревизионная группа отстранена от данной проверки. В здание не допущена. И выдача документации ей прекращена 6 декабря 2007 года. Без объяснения причин.
Сергей ПРИВАЛОВ, депутат Верховного Совета Хакасии, на сессии ВС РХ 19 декабря 2007 года:
-- Уважаемые коллеги, мы как-то очень часто обращаемся в федеральные органы, может быть, не до конца разобравшись у себя на территории. Ведь у нас есть представитель президента Фролов Владимир Иванович, который курирует эти органы. А обращались ли вы к нему?
Владимир Штыгашев: -- Вам уже сказали, что обращались.
Сергей Привалов: -- И что, Владимир Иванович ничего не смог сделать?
Александр СУНЧУГАШЕВ, на тот момент и.о. министра внутренних дел РХ, на сессии ВС РХ 19 декабря 2007 года:
-- Я предлагаю с таким обращением не обращаться к министру внутренних дел России. [...] Предлагаю таким образом, коль я исполняющий обязанности министра, счетной палате сегодня с обеда или завтра с утра продолжить работу. План проверки мы продлили январь-февраль. Ну, в конце концов, что Верховный Совет, представительный орган, будет по каждому поводу обращаться в вышестоящие федеральные органы?! Все, какие проверки положено проводить, пожалуйста, проводите. С завтрашнего дня.
Всего в МВД Хакасии ревизоры выявили нарушений на 306,2 миллиона рублей. Из них 245 миллионов - нецелевое использование. Неэффективные расходы - 7,6 миллиона рублей. Иные нарушения - 52,6 миллиона рублей.
Из отчета по результатам комплексной ревизии использования средств республиканского бюджета РХ министерством внутренних дел по РХ в период 2005-2007 годов:
...В нарушение принципа адресности и целевого характера бюджетных средств [...] приобретены основные средства и товарно-материальные ценности, не связанные с обеспечением правоохранительной деятельности МВД на общую сумму 470,4 тыс. рублей, в том числе:
-- через подотчетных лиц велотренажеры, удилища, кемпинговый набор, набор для пикника, мангал с шампурами, халаты махровые и другое на общую сумму 36,9 тыс. рублей;
-- путем перечисления денежных средств поставщикам мини-стадион Roland, массажер-стимулятор, турманиевый коврик и низкочастотный пояс миостимулятора для руководства министерства, 2 комплекта горных лыж и 1 комплект беговых лыж со всем необходимым снаряжением, 2 комплекта горных костюмов и 1 комплект бегового костюма на общую сумму 433,5 тыс. рублей.
Данная одежда, обувь и снаряжение не соответствуют перечню форменной одежды, утвержденному постановлением правительства Российской Федерации от 03.05.1994 №445 «О форме одежды, знаках различия и нормах снабжения вещевым имуществом лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел Российской Федерации, имеющих специальные звания милиции или юстиции».
* * *
..В нарушение условий республиканской целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в РХ на 2005 год»:
-- приобретена фототехника на общую сумму 54,1 тыс. рублей;
-- приобретена компьютерная и оргтехника с превышением утвержденных объемов бюджетных средств на 4,4 тыс. рублей.
* * *
...В нарушение условий республиканской целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в РХ на 2006 год»:
-- в качестве призов приобретены портфели пластиковые с логотипом УГИБДД МВД Хакасии на сумму 72 тыс. рублей и визитницы кожаные синего цвета на сумму 143 тыс. рублей;
-- кухонный процессор стоимостью 2,5 тыс. рублей выдан в качестве приза начальнику инспекции пожарной безопасности.