Хроники мутантов: история киноадаптации «Людей Икс»

May 20, 2014 19:57

«Люди Икс» Брайана Сингера в некотором роде являются знаковым фильмом. Не потому, что они могут похвастаться какими-то невероятными сборами - да, касса была хорошая, но, например, вышедший двумя годами позже «Человек-паук» Сэма Рэйми собрал в мировом прокате почти в три раза больше денег. Не из-за отзывов критиков - они были позитивными, но опять же, среди экранизаций комиксов есть куда более расхваленные ленты. Так в чем же причина? Ответ таков: «Люди Икс» были просто успешными. Иногда этого более чем достаточно.

Не считая «Блэйда», стоящего особняком среди всей супергероической братии, за промежуток с 1995 по 2000 гг. жанр экранизаций комиксов пребывал в определенном упадке. Множество лент с маленькими и средними бюджетами полностью провалилось в прокате; «Спаун» и «Бэтмен и Робин» отбили производственные затраты, но не снискали особой любви у зрителей тех лет.

И поэтому «Люди Икс» вышли в весьма нужное для индустрии время. Их успех помог вдохнуть новую жизнь в жанр, который ныне буквально процветает: только в этом году на экраны выйдет пять фильмов про супергероев с общим бюджетом свыше 750 миллионов долларов. Сама франшиза про мутантов тоже не может пожаловаться на недостаток внимания со стороны зрителей - за первой лентой последовали два сиквела, приквел, два спин-оффа, а буквально на днях эта коллекция пополнится еще одним фильмом - «Люди Икс: Дни минувшего будущего».

Кроме того, существует мнение, что творение Сингера в какой-то мере задало тренд для большей мрачности и реалистичности супергеройского кино, который получил дальнейшее развитие в нулевые.

Но, как и положено большому студийному фильму, «Люди Икс» появились не на пустом месте. Попытки экранизировать похождения мутантов предпринимались несколькими студиями на протяжении десяти лет, и в них поучаствовали такие люди как Джеймс Кэмерон и Джосс Уидон.



Материал на сайте Filmz.ru (клик по картинке)

Джеймс Кэмерон представляет
В 1990 году у создателей комиксов Стэна Ли и Криса Кларемонта состоялась деловая встреча с Джеймсом Кэмероном. Кларемонт так описывает ее ход:

«Мы просто разговаривали. В какой-то момент Стэн Ли задал Кэмерону вопрос по поводу экранизации «Человека-паука». У того загорелись глаза. И они начали говорить... И говорить... И говорить... Примерно через 20 минут мы переглянулись с ребятами из Lightstorm Entertainment и поняли, что только что согласовали сделку по поводу постановки «Людей Икс».

По результатам договоренности, созданием фильма должны были заняться студия Carolco и только что созданная Кэмероном компания Lightstorm Entertainment. Режиссером фильма должна была стать тогдашняя жена Кэмерона Кэтрин Бигелоу. Что касается актеров, то в свое время Криса Кларемонта крайне сильно впечатлила игра Боба Хоскинса в фильме «Лэсситер» 1984 года, и он видел в образе Росомахи исключительно его.

Наиболее же подходящей кандидатурой на роль Шторм считалась Анджела Бассетт. Она, кстати, позже снялась в другом совместном проекте Бигелоу и Кэмерона - «Странных днях».

Кэтрин Бигелоу написала начальный тритмент фильма, а для того, чтобы превратить его в полновесный сценарий, был нанят Гэри Голдман. Скрипт Голдмана назывался «Росомаха и Люди Икс».

Согласно его сюжету, Логан уже давно является участником «Людей Икс», отыскивая по поручению профессора Ксавьера мутантов для его школы одаренных детей. Одним из таких новых студентов становится умеющая проходить сквозь стены Китти Прайд. Она начинает тренировки вместе с другими мутантами и учится использовать свою силу.Тем временем, Ксавьер очень обеспокоен растущей популярностью неофашистского движения некоего Томаса Принца, который призывает избавляться от «не таких, как все». Между Людьми Икс и организацией Принца разгорается конфликт, после чего Принц решает устранить Людей Икс.


Для этого он переманивает на свою сторону одного из студентов Ксавьера - Джейсона Вингарда (Повелителя Разума), который может создавать в мозгу людей абсолютно любые иллюзии. Вначале Джейсон внушает людям, что Люди Икс собираются их поработить, после чего люди Принца штурмуют школу Ксавьера и, используя силу Джейсона, берут в плен всех мутантов, кроме Росомахи и Китти Прайд.

Оболваненная СМИ публика считает Принца спасителем мира от мутантской угрозы - он становится национальным героем и практически гарантированным будущим президентом США. Но всё это лишь прикрытие для его истинных планов: получив власть, Принц планирует поработить человечество под предлогом дальнейшей борьбы с мутантами. Что касается пленников, то их судят и приговаривают к смерти. Росомаха решает вытащить из тюрьмы друзей, но в решающий момент спасательной операции выясняется, что Принц тоже мутант - он обладает способностями повелевать металлами и, благодаря им, буквально разрывает адамантиевый скелет Логана на части. Кити Прайд же присоединяется к остальным узникам. Через некоторое время Джейсон раскаивается и пытается остановить казнь, но Принц убивает его.

Но, конечно же, злодей допустил фатальную ошибку, недооценив живучесть Росомахи. Его останки буквально срастаются, герой выбирается из могилы, после чего освобождает друзей, и вместе они побеждают Принца.

Отличительной особенностью сценария Голдмана является то, что в его скрипте Логан изначально был частью Людей Икс. Во всех последующих проектах Росомаха становился чужаком для команды - и авторы использовали этот прием для того, чтобы лучше раскрыть личности героев, показать их предысторию и развить между ними определенные конфликты. У Голдмана же ничего этого нет, и из-за этого его история является весьма простой по содержанию, так как держится лишь на противостоянии Людей Икс и Принца, который, по сути, является самым обычным злодеем из комиксов, решившим захватить мир. При этом данное противостояние не такое уж и эпичное, так как работа Голдмана не слишком масштабна - одна экшн-сцена в середине и одна в финале сценария.

Удивляет также то, что главный злодей, обладающий способностями Магнито, не является Магнито. Впрочем, можно вспомнить, что в тритменте «Человека-паука» Кэмерона тоже были злодеи со способностями Песочного человека и Электро, которые при этом имели абсолютно другие имена. Кто знает, возможно, это что-то вроде авторского почерка?



Трудно сказать, что вышло бы в итоге из этого проекта после дальнейших проработок - но время жизни Carolco подходило к концу. У студии начались финансовые проблемы, которые через два года привели ее к полному краху.

Свою роль сыграла и позиция тогдашнего руководства Marvel, которую Кларемонт сейчас называет не иначе, чем идиотской. В те годы Marvel пытался продавать права на супергероев кому только возможно, из-за чего многие попытки экранизировать их комиксы заканчивались многолетними судебными разбирательствами на предмет того, кому разрешено снимать фильм, а кому нет.

Та же проблема постигла и «Людей Икс». Marvel задумал перепродать права на экранизацию Columbia Pictures, но затем сделка сорвалась, и проект на два года оказался в подвешенном состоянии. Кэмерон, поняв, что с таким подходом ничего не выйдет, полностью переключился на «Человека-паука». Лишь спустя почти два года, в 1994 году, ситуация наконец разрешилась, и права на фильм были выкуплены студией «20 Век Фокс», после чего проектом занялась совсем другая команда.

«Люди Икс» Эндрю Кевина Уокера
Первым автором, нанятым новой студией, стал Эндрю Кевин Уокер. Летом 1994 года он представил свою версию сценария.

Согласно придуманному Уокером сюжету, Логан являлся оперативником канадских спецслужб, которому давно осточертела работа, и он решил навсегда завязать с убийствами.

В это же время Братство Мутантов во главе с Магнито, недовольным принятием закона об обязательной регистрации всех мутантов, нападает на тюрьму, где содержатся несколько мутантов-преступников и освобождает их. Люди Икс, выступающие за мирное сосуществование людей и мутантов, пытаются им помешать, но терпят поражение из-за отсутствия боевого опыта. Для того чтобы уравнять шансы, профессору Ксавьеру нужен боец - и с помощью машины Церебро он находит Логана. Тот сначала отказывается от предложения присоединиться к его команде, но после стычки с Саблезубым, который является членом Братства, передумывает.

Логан начинает тренировки вместе с Людьми Икс в так называемой «опасной комнате», но дела идут не очень хорошо: чужака невзлюбил лидер команды Циклоп, и дело даже доходит до кулачного боя (но без проявления суперспособностей).

Тем временем Магнито обрушивает один из небоскребов Нью-Йорка, а затем вместе с верными ему мутантами атакует Манхэттен, разрушая практически все мосты и туннели. Затем он объявляет остров свободной от людей территорией и изгоняет оставшееся население, призывая мутантов со всего мира присоединиться к нему.

Параллельно с этим разворачивается небольшая сюжетная линия, связанная с параноидальным правительственным агентством, которое видит в школе Ксавьера угрозу для национальной безопасности и создает роботов-стражей, предназначенных для уничтожения мутантов. Стражи атакуют школу Ксавьера, но Людям Икс удается отбиться, после чего они незамедлительно отправляются на Манхэттен, где разворачивается финальная схватка между ними и Братством.

Разумеется, Нью-Йорк подвергается сильным разрушениям, но героям удается нейтрализовать злодеев и передать Магнито в руки военных. Впрочем, в финале мы узнаём, что это никак не изменило отношение правительства к Людям Икс и их по-прежнему считают такими же террористами, как и Братство. А значит, борьба за свободу мутантов будет продолжаться и дальше.

Сценарий Уокера более чем соответствовал базовой программе летнего блокбастера. Типовой юмор? Есть: в одной из сцен профессор Ксавьер маскировал Зверя под Мела Гибсона, в другой Джаггернаут пробирался по дну Гудзона среди скелетов с погруженными в цементные блоки ногами.

Злодеи, которые хотят захватить весь мир? В наличии. Причем, как выяснялось, именно Магнито виноват в Чернобыльской катастрофе - согласно Уокеру, это была его первая попытка истребить всё человечество.Масштабные экшн-сцены и разрушение Манхэттена с падающими небоскребами? Более чем достаточно. Хотя справедливости ради стоит отметить, что для 1994 года это зрелище всё же было далеко не таким избитым, как в наши дни.

В общем, в сценарии содержался весь обычный комплект блокбастера, но при этом он не делал особых попыток выйти за стандартные рамки. Линия с роботами-стражами была слишком короткой и непонятно для чего, собственно говоря, вставленной - куда лучше было бы потратить это время на раскрытие персонажей. Да и образ Магнито оказался напрочь лишен особого изящества. Видимо, поэтому скрипт оставляет после себя пресноватое ощущение. Будь данная версия экранизирована, то она, скорее всего, была бы успешна, но уж вряд ли лучше итогового фильма.

Как бы то ни было, но продюсеры остались недовольны этим скриптом. После нескольких переписываний они решили привлечь других авторов к адаптации «Людей Икс».

Другие сценарии
Следующая работа принадлежала перу Майкла Шейбона. В 1995 году он предложил тритмент, главными героями которого должны были выступить повелевающая плазмой Джубили (Джубилейшн Ли) и Росомаха. Самым примечательным в его рукописи было то, что противниками Людей Икс должны были стать не другие мутанты, а самые обычные «хомо сапиенсы» - так называемая Лига Джентльменов. По его сюжету Лига когда-то взяла в плен Логана, после чего использовала его в качестве подопытного кролика, заразив смертельно опасным для мутантов вирусом. После того, как Люди Икс спасли героя, они также заразились от него этим вирусом. Дальнейший сюжет должен был строиться на лихорадочных поисках героями антидота и их борьбе с Лигой. Что же касается Братства Мутантов, то оно должно было появиться лишь в сиквелах.

Но, судя по всему, продюсеры сочли, что экранизация комиксов про супергероев просто не сможет обойтись без суперзлодеев, и поэтому тритмент был значительно откорректирован Лаэтой Калогридис.

Согласно ее сценарию, Логан был когда-то пойман организацией под названием Друзья Человечества, которая выступает за окончательное решение мутантского вопроса. Герою промыли мозги и теперь используют в качестве наемника. Однако во время очередной миссии один из сотрудников Друзей, доктор Ли, с ужасом узнаёт в новой цели Логана свою дочь и успевает «перепрограммировать» его так, чтобы тот любой ценой защищал Джубили. В результате Логан устраивает кровавую резню среди оперативников Друзей, после которой его подбирают Люди Икс и далее пытаются выяснить, кто превратил его в машину для убийства.

Тем временем ученые Друзей создают препарат, который должен подавить волю мутантов, превратив их в послушных рабов. Так, по крайней мере, думает руководитель Друзей, сенатор Грант. Но на самом деле это средство предназначено для самих людей - его создал доктор Магнус, он же Магнито, который все эти годы скрывал свои суперспособности и выдавал себя за преданного сторонника Друзей. Заполучив средство в свои руки, он подчиняет себе всю организацию и, решив расправиться с Людьми Икс, атакует школу Ксавьера. Благодаря Логану, героям удается сбежать, после чего они отправляются в Нью-Йорк, где Магнито планирует распылить свой препарат во время празднования 4 июля.

Разумеется, Люди Икс срывают планы плохих мутантов. Магнито бежит на свою тайную базу, прихватив с собой Шторм в качестве заложницы (она в этом сценарии является романтическим интересом Логана). Росомаха следует за ними и в финальной стычке ему удается убить Магнито.

Эта версия тоже не слишком устроила продюсеров - в частности, из-за несоответствия канонам как в части любовной линии Росомахи и Шторм, так и в истории происхождения Росомахи и убийства Магнито.

Далее последовал целый ряд других сценариев от таких авторов как Джон Логан и Джеймс Шеймус. Джосс Уидон тоже поучаствовал в этом процессе и представил свою версию скрипта, где основной упор уделялся тренировкам Людей Икс в опасной комнате, а в финальной сцене Джин Грей превращалась в Феникса.

Но продюсеры сочли ее слишком гиковской и в ходе последующих переписываний от вклада Уидона практически ничего не осталось. По словам самого Уидона, из его сценария в итоговый фильм попал лишь следующий искрометный диалог между Циклопом и Росомахой:

image Click to view


- Prove it!
 - You`re a dick.

«Люди Икс» Брайана Сингера
В 1996 году у проекта появился режиссер. Им, к удивлению многих, стал Брайан Сингер - человек, который до этого вообще никогда не читал комиксы и уже дважды отклонял предложение студии заняться проектом, считая, что из этой затеи ничего хорошего не выйдет.


Но глава студии Том Ротман проявил поистине удивительную настойчивость, пытаясь уговорить Сингера заняться проектом. Ему очень понравилось то, как Сингер управился с актерским составом «Подозрительных лиц», и он считал, что в свете падающего качества экранизаций комиксов, жанру жизненно необходим свежий взгляд. В итоге, с третьей попытки, Сингер всё же подписался под проект при условии, что он действительно сможет снимать фильм согласно своему видению. Например, режиссер сразу напрочь отмел идею использовать в фильме фирменные наряды мутантов, так как, по его мнению, ни один нормальный человек не надел бы такое отправляясь в бой. Также с его подачи в сценарий были добавлены издевательские реплики Росомахи по поводу прозвищ других персонажей.

С Сингером в проект пришли и новые авторы - Эд Соломон и давний соратник режиссера Кристофер МакКуорри. Их версия следовала базовому сюжету итогового фильма с планом Магнито по превращению мировых лидеров в мутантов, но имела ряд весьма значительных отличий:

- После открывающей сцены, демонстрирующей первое явление способностей Магнито в Варшавском гетто, следовали также сцены с молодым Циклопом и Шторм. Сцена с молодым Циклопом позже была использована в фильме «Люди Икс: Начало. Росомаха».

  - Магнито и профессор Ксавьер встречались лишь в финальной сцене в тюрьме.

- Важную роль в сюжете играли персонажи Зверя и Пиро - последний был одним из участников Братства Мутантов.

- Персонаж Роуг хоть и появлялся, но имел куда меньше экранного времени, чем получилось в итоговом фильме.

- Основной целью Магнито был адамантий в скелете Росомахи, который был нужен ему для запуска машины, превращающей людей в мутантов. Поэтому, в конце второго акта, он атаковал школу Ксавьера и брал Логана в плен.

- В финальной сцене выяснялось, что Магнито обрел дар передвигать неметаллические предметы, что демонстрировалось в сцене, где он опрокидывал силой мысли ладью с шахматного стола в своей пластиковой тюрьме.

По мере того, как проект обретал всё более реальные очертания, основной проблемой создателей становился бюджет. Студия была согласна выделить 75 миллионов долларов и не долларом больше, в то время как на сценарий Соломона и МакКуорри требовалось минимум 80 миллионов.

Это привело к тому, что скрипт был активно переписан Дэвидом Хейтером, который в итоге и был заявлен в титрах как единственный сценарист - а Брайан Сингер и продюсер фильма Том ДеСанто как авторы сюжета.

Жертвами бюджетных сокращений в первую очередь стали сцены с молодыми Шторм и Циклопом, абсолютно все эпизоды с тренировками в опасной комнате (она была показана лишь в «Последней битве»), а также персонажи Пиро и Зверя. Кроме того, было решено отказаться от фигурировавшей практически во всех предыдущих сценариях сцены штурма школы Ксавьера.

Кроме того, Сингер решил уделить куда большее внимание персонажу Роуг, считая, что мутант, не имеющий возможности прикасаться к другим людям, станет отличной метафорой отчуждения от общества и дискриминации.

После того как окончательный сценарий и бюджет были утверждены и можно было приступать к съемкам, возникло еще две проблемы. Первой загвоздкой стало то, что студия перенесла премьеру с зимы на лето 2000 года. В результате, съемочной группе пришлось работать под большим давлением, чтобы в условиях сократившегося времени успеть к дате премьеры.

А второй проблемой стал кастинг. Изначально на роль Росомахи был утвержден Дагрей Скотт. Но съемки второй «Миссии: Невыполнима», где Скотт исполнял партию главного антагониста, чрезмерно затянулись. Сингер не хотел менять актера и до последнего откладывал сцены с Росомахой - но через три недели после начала съемок стало понятно, что больше ждать просто невозможно. В итоге роль получил практически никому неизвестный тогда в США Хью Джекмен. Впрочем, последнее очень быстро изменилось.

Таким образом, создателям удалось справиться со всеми трудностями. Фильм вышел в назначенный срок и принес достаточно неплохую кассу, послав четкий сигнал индустрии о том, что зрители всё еще хотят видеть экранизации комиксов. Так что, ставка на свежий взгляд Сингера себя оправдала - он, конечно, снял не шедевр, но вполне добротный фильм.

Если сейчас окинуть взглядом всю историю создания «Людей Икс», то можно прийти к выводу, что это, пожалуй, именно тот случай, когда итоговая версия, плод многолетних переписываний кучей различных нанятых авторов, является всё же наиболее оптимальным из всех имевшихся вариантов. В ней, пусть и на уровне блокбастера, были затронуты некоторые интересные темы, да и персонажи получили наибольшее раскрытие. Взять хотя бы того же Магнито - в отличие от его одномерных версий из всех предыдущих сценариев, у Сингера он наконец обрел свою индивидуальность.

После первых «Людей Икс» последовали «Человек-паук», «Хеллбой», ««V» значит вендетта», на экраны вновь вернулись Бэтмен и Супермен, а потом и сами Marvel занялись созданием фильмов. При поиске режиссеров для будущих экранизаций студии стали куда активнее рассматривать кандидатуры независимых авторов, которые могли совершенно не ассоциироваться у публики с комиксами. Страница была перевернута - и фильм Сингера определенно внес в это свой вклад.

альтернативный сюжет, комикс, Кино на бумаге, Джеймс Кэмерон, Обзоры сценариев, фантастика

Previous post Next post
Up