После принесшего ему долгожданную золотую статуэтку «Выжившего» Леонардо ДиКаприо не радовал нас частыми появлениями на большом экране. Собственно говоря, за прошедшие пять лет он снялся лишь в одном художественном фильме - «Однажды в Голливуде». Так что, когда я узнал, что Лео подписался на фильм для Netflix то, честно говоря, даже немного удивился.
Речь идет о комедии Don't Look Up. Ее ставит режиссер Адам Маккей, снявший «Копов в глубоком запасе», «Игру на понижение» и «Власть». Помимо ДиКаприо, в проекте принимаю участие такие известные лицедеи как Дженнифер Лоуренс, Мерил Стрип, Джона Хилл и Рон Перлман. Так что, когда сценарий Don't Look Up за авторством Маккея недавно всплыл на просторах всемирной сети, я по старой привычке решил ознакомиться с ним. Благо, что в сюжете фигурируют астрономы и астероид-убийца. Прочитанная мной версия датирована 22 января 2020 года и насчитывает 122 страницы.
Итак, в центре сюжета Don't Look Up находится пара ученых по имени Рэнделл и Кейт (их и сыграют ДиКаприо с Лоуренс). Во время рутинных наблюдений кометы им удается увидеть ее столкновение с огромным 140-километровым астероидом. В результате, тот сходит с орбиты и, как показывают расчеты, через полгода неминуемо столкнется с Землей и попросту уничтожит ее. Астрономы оперативно сообщают о случившемся властям. К сожалению, американскому президенту (очередная пародия на Трампа, только в этот раз женского пола и судя по IMDB в исполнении Мерил Стрип) не до этого. Она пытается продавить своего кандидата в Верховный суд, а тут еще на носу и промежуточные выборы. Так что президент просит астрономов вернуться через пару месяцев, когда станет поспокойнее.
После этого наши герои пытаются поведать о грядущей катастрофе СМИ. Но их никто не слушает, потому что все заняты более важными делами, вроде обсуждения знаменитостей и политических дрязг. А когда астрономам все же удается выступить на телешоу, их история уступает по рейтингу недавнему скандалу в семействе известного рэпера, и соцсетя попросту ее игнорят. К счастью для героев, президент вляпывается в очередной скандал, и, пытаясь отвлечь внимание публики, вспоминает про астероид и ставит его в центр повестки дня. Белый дом организует грандиозную операцию по уничтожению камня… чтобы в последний момент ее отменить. Дело в том миллиардер Питер Ишервелл (надо полагать, пародия на Илона Маска/Джеффа Безоса) предложил Белому дому идею получше. Оказывается, астероид полезных ископаемых на триллионы долларов. Так что, вместо уничтожения его можно раздробить на несколько обломков - а после того, как они упадут в Тихий океан, достать их и извлечь несметные богатства. Правда, если хоть что-то во время операции пойдет не так, Земля будет уничтожена. Но жажда денег затмевает здравый смысл, и президент дает согласие на эту авантюру. Параллельно на Земле ширится движение людей, вообще отрицающих существование астероида (потому что это заговор властей) и призывающих людей не смотреть на небо…
Что ж, исходя из моего описания видимо вы уже поняли, что Don't Look Up представляет собой сатиру с намеренным сгущением красок и утрированием важных деталей. Понятное дело, что юмор это очень специфическое понятие. То, что одного вгоняет в хохот, другому человеку может показаться абсолютно несмешным - и с этим ничего не поделаешь. Так что в этом случае моя оценка, пожалуй, будет даже более субъективной чем обычно. Тем не менее, я все же должен сказать, что работа Маккея не особо меня впечатлила. Почему так получилось? Пожалуй, я могу выделить две основные группы причин. Первая связана с сюжетом, вторая - с персонажами. Начнем по порядку.
Итак, весь сюжет Don't Look Up это по сути такая гигантская метафора на глобальное потепление где, с одной стороны, есть куча научных данных, неопровержимо свидетельствующих об изменениях климата, а с другой - масса людей, отрицающих само явление не говоря уже о том, что оно хоть как-то связано с человеческой деятельностью. Это, кстати, по всей видимости и объясняет согласие ДиКаприо сняться в фильме. Он давно известен своим экоактивизмом и борьбой за защиту окружающей среды.
Но вернемся к потеплению. Разговор на эту тему выходит за рамки обзора сценария, так что я просто отмечу одну важную вещь. Изменения климата - это длительный процесс, последствия которого проявляются постепенно - на это требуются десятки, сотни, тысячи лет. И в том то и кроется суть проблемы. Даже если взять самые апокалиптичные прогнозы того, что случится из-за потепления, речь все равно идет о таких временных промежутках когда нас, скорее всего, уже не будет на этом свете. А давайте будем честны: если речь идет о чем-то, последствия чего мы вряд ли ощутим на своей собственной шкуре - оно не воспринимается как что-то, на что нужно немедленно реагировать. Пускай ледники Гренландии и растают к 2300 году. Но лично нам то какая разница? Да, далеко не все так думают, но это обстоятельство (пускай даже и подсознательно) определенно сказывается на восприятии ситуации многими людьми.
Но в сценарии Маккея речь идет не о десятилетиях и даже не о годах. Астероид упадет на Землю менее чем через шесть месяцев. И да, люди могут врать, преуменьшать опасность какого-то события и даже пытаться заработать на катастрофе. Но в в сценарии речь идет о гарантированного уничтожением всего сущего через полгода без каких-либо альтернатив. И такая ситуация просто не вяжется с показываемым нам массовым поведением людей в стиле отрицателей глобального потепления, где если ты чего-то не видишь, значит этого не существует. Даже с учетом того, что Don't Look Up сатира. Оно просто не очечь работает на сюжетном уровне. На мой взгляд Маккею нужно было использовать не астероид, а что-то другое в качестве метафоры глобального потепления (или вообще, отказаться от нее) - и тогда, возможно это бы улучшило восприятие от истории.
К тому же, есть еще и общая проблема реализма, которая тоже немало повлияла на мое мнение о сюжете. Действие сценария Маккея вроде как разворачивается в наше время. Но дело в том, что если бы Земле действительно угрожало столкновение со 140-километровым астероидом - мы бы ничего не смогли сделать. Ни сейчас, ни через 10 лет, не даже через 20 лет. Такая проблема выходит далеко за пределы наших технологических возможностей. И то, какая партия имеет большинство в Конгрессе и кто сидит в Белом доме не окажет никакого влияния на итоговый результат. Так что опять же, на мой взгляд Маккею следовало выбрать другую угрозу, если он хотел высмеять сложившееся в Штатах положение дел.
Второй аспект - это персонажи. Откровенно говоря, мне почти нечего о них сказать. В сценарии много действующих лиц, но все они словно перекочевали из «Идиократии». Герои не отличаются особым умом, не видят дальше собственного носа и вообще, прописаны весьма невыразительно. Да, это сатирическая комедия - но это же не значит, что в ней не должно быть запоминающихся личностей. Например, тот же персонаж Лоуренс можно описать ровно одним словом - раздраженная. На протяжении всего сценария она злится и раздраженно реагирует на все, что происходит вокруг. И все. Это и есть ее персонаж.
Единственный, кто демонстрирует хоть какие-то метаморфозы - герой ДиКаприо. Но речь скорее идет о внешних проявлениях. После выступления на ТВ Рэндалл становится популярен в соцсетях, получает должность научного советника и начинает интрижку с известной ведущей, бросая семью. Все это иллюстрируется изменением его облика - если вначале истории он выглядит как типичный преподаватель с неряшливой бородой, то затем постепенно набирает лоска и гламура. Я не сомневаюсь, что ДиКаприо легко изобразит эту визуальную метаморфозу. Но проблема в том, что хоть мы и видим как меняется Рэндалл, но это лишь его внешность. Прочитав сценарий, я так и не понял, кто он как человек. Это просто сюжетная оболочка - и остается надеяться, что ДиКаприо сумеет ее наполнить.
А вообще же, из всех героев истории мне запомнился лишь один персонаж - карикатурно-тестостеронный астронавт, который мечтает взорвать астероид во благо USA и постоянно отпускает неполиткорректные реплики. Надеюсь, что именно его сыграет Рон Перлман. От такой роли хотя бы можно получить удовольствие.
Ну, а подводя итоги, скажу, что если сценарий Don't Look Up не подвергался сильным изменениям, то я сомневаюсь, что итоговый продукт сильно меня порадует. В скрипте конечно было несколько хороших разговорных шуток и забавных моментов - но этого слишком мало для фильма со столь звездным кастом. Впрочем, еще раз напомню, что юмор есть юмор и то, что не зашло одному человеку, может прекрасно зайти кому-то другому. Плюс, в этом жанре много зависит от актерской игры и импровизаций уже по ходу самих съемок. Возможно, что эти факторы в итоге все же сумеют вытянуть Don't Look Up на более подходящий для такого проекта уровень.