Байкал, день третий и четвертый.
Половина Кругобайкалки за световой день.
В то время, пока я обедал в тоннеле близ мыса Киркирей, у его портала стоял новенький многовагонный метровагонмашевский РА (рельсовый автобус) и порционно выплевывал туристов с детишками на большую смотровую площадку у ручья. Следующие полчаса экскурсоводы и проводники заталкивали людей обратно в вагоны, и получалось у них это плоховато. Наконец, после всех возможных гудков и шипений тормозами, двери закрылись, и состав медленно начал заползать в тоннель, погудев мне. Доехав до меня, машинист остановился, посмотрел на необычный транспорт и предложил доехать до Иркутска (хаха, на сцепке еще бы с велодрезиной). Атмосферки здесь добавлял типичный звук тормозов Русича из московского метро и блеск рельс в свете прожектора. Когда хвост с красными габаритами исчез позади, я выехал на то место, где пачками выгружались туристы.
Посмотреть действительно было на что. Два двухпутных железнодорожных тоннеля причудливо огибал горный ручей Киркирей, наполовину упрятанный в третий тоннель размером поменьше. Местный аквапарк содержит в себе несколько многометровых крутых горок-лотков для спуска воды, систему двухуровневого (а может и трех-) дренажа длинного жд-тоннеля, несколько водопропускных тоннелей с водобойными колодцами, лоток с мостом над ним, двадцатипятиметровую плотину на самом верху ущелья. Довершает это рампа, предварительно разогнавшись перед которой на горках можно весело вылететь прямо на прибрежные камни где-то далеко внизу с высоты небольшой хрущевки.
Велодрезина у тоннеля Киркирей
В уровни дренажа я решил сильно не углубляться, учитывая полностью севшие фонари, но в целом система напоминает Дидинский тоннель под Екатеринбургом. Старый тоннель всех устраивал, пока внутри не начались вывалы пород и сдвиги свода. Тогда решено было строить рядом новый, но на порядок длиннее, проходящий весь мыс насквозь. Трассировка пересекала ручей, и его решено было заключить в искусственный водовод над сводом нового тоннеля. Оставшуюся воду призваны были отводить разноуровневые дренажные штольни, идущие параллельно жд-тоннелю. Поэтому со свода его вот уже век идет нескончаемый подземный дождь.
По идее и фоткам, нижний уровень дренажа выходит в Байкал недалеко от самого ручья.
Вид вверх, в сторону плотины.
Наклон как на эскалаторе в метро.
Вид вниз, на водобойный колодец перед тоннелем.
Кто-то разбросал полутораметровые «клавиши», надеюсь не вода.
Горка после тоннеля и мимимимостик на месте бывшего жд пути к старому тоннелю.
Покатаемся?
Заброшенный путь за старым тоннелем на мысе Киркирей
Да, вот эти ребята.
Через час я выехал в направлении бухты Половинной, до ночи мне требовалось заехать за нее еще на 15 км и там разбить ночлег. Вскоре дорога пошла вниз, и за очередным поворотом открылся вид на большой многопутный разъезд. Там меня молчанием проводили с платформы три человека и собачки. Еще через несколько километров прямо у рельс обнаружился отличный родник, где я остановился, снил велодрезину с пути и набрал полные бутылки воды. Но тут обнаружилось странное - мешка с палаткой нигде не было! Странно, где же я мог потерять беззвучно такой массивный груз. Быстро разворачиваю транспорт и кручу в горку на полной скорости. Перед разъездом ничего нет, на нем самом тоже. Второй раз меня провожают взглядом, теперь уже четыре человека. Забираюсь на горку к тоннелям - вот оно, прямо на шпалах лежит искомый мешок! Разворачиваюсь и качу с горки, под колесами быстро пролетают стыки рельс. На разъезде та же сцена, теперь на платформе шесть гопников так же провожают меня немым взглядом.
До Половинной совсем немного, солнце клонится к горизонту. И вот самый короткий тоннель на Кругобайкалке - каких-то пара десятков метров, чуть дальше уже виден мыс Половинный. За ним по путям идет человек с ружьем, снижаю ход, здороваемся. Человека зовут Дмитрий Медведев, внезапно!
- О, дорогой, давно тебя к себе в гости ждем!
- … Похоже все-таки не меня
- И правда, немного другая велодрезина, но эта конструкция даже интересней!
В итоге меня пригласили в гости в дом егеря Медведева в деревне Половинной, что расположена у одноименного мыса. Вот и отлично, заодно переночую в тепле!
Отнесли велодрезину и баулы на территорию дома, и пока Дмитрий ушел прогуляться пострелять браконьеров, я пошел смотреть сумерки с железнодорожных мостов.
Сразу за мостами начинается тоннель Половинный.
Бухта Половинная. Сам бы тут пожил.
Начался пронзительно холодный ветер с Байкала.
К ночи пожарили шашлык из кабана, обсудили велодрезину и местную жизнь. Оказывается, в эти места уже заезжал человек на подобной конструкции. Медведеву велодрезина была в первую очередь интересна как транспорт, ведь, напомню, автодорог здесь нет, только пешком по рельсам, на поезде или катере вокруг мысов. Дальше пошли местные развлечения молодежи: тот поезд, чей проезд я слышал прошлой ночью, сейчас остановился чуть дальше отсюда, и там готовятся водочные аттракционы, мордобои, танцы и сауна до утра. Поезд этот маршрутный, едет из Москвы (во Владивосток?), но на день и ночь заезжает на Кругобайкалку. Соответственно две трети населения поезда это заграничные туристы. Я вежливо отказался от таких увеселений, а остальные шестеро погрузились в катер и устремились вдаль по ночной водной глади навстречу приключениям.
Тепло! Дают интернет, но мне не надо.
День четвертый и последний на КБЖД
Рано утром тот самый поезд занял собой весь здоровенный тоннель (самый большой на КБЖД), тем самым перекрыв мне путь, только сам паровоз вынырнул на поверхность и нещадно пыхтел. К одиннадцати часам я все-таки выехал в дорогу. За полдня мне предстояло резко нарастить темп и проехать 40 км по железной дороге, чтобы успеть на вечерний паром от поселка Байкал до Листвянки. Самые сочные достопримечательности Кругобайкалки я уже посмотрел, и теперь дело должно было пойти быстрей.
К Листвянке рельеф постепенно начинает сглаживаться.
Медведев и встреченные местные предупредили меня, что днем навстречу мне пойдет электричка, так что я точно рассчитывал время сближения. И все равно, проезжая каждый тоннель в абсолютной темноте, я периодически останавливался посередине и внимательно прислушивался ко всем звукам. Рельс не видно, ты на приличной скорости крутишь над ними педали, реборды периодически искрят, вокруг шум и холодный тоннельный ветер. И если выскочит поезд, придется спрыгивать с рельс в лучах его прожектора. Развлечение на любителей.
Кстати практически вся береговая линия Кругобайкалки искусственно укреплена.
Проезжая лабораторию нейтринной физики, я загляделся на их фургоны и на хорошей скорости слетел с рельс, удачно ухватившись за руль. Отломился сварной шов передней рамы жесткости, но очень кстати на велосипеде с давней версии дрезины сохранилось похожее крепление. Поставил его на раму и покатил дальше.
С электричкой я разминулся удачно, и дальше ехал по тоннелям довольно медленно.
Очень уютно. В портал задувает теплый сентябрьский ветер.
Водопропускной лоток.
Совсем близко к цивилизации.
А вот и порт Байкал. До последнего парома остается 20 минут, я спешно превращаю конструкцию в велосипед и несусь к пристани. Успеваю вольготно расположиться на лавочке вдоль борта, и паром покидает КБЖД.
Оппа! Конец велопути! А дальше были четыре дня на острове Ольхон, о чем в следующих частях!
Велодрезина оправдала себя, время на подготовку потрачено не зря, пока что это самый безумный мой проект. Время покажет =)
И смотрим видео про велодрезину:
Click to view
_______________________________________
Часть первая: Иркутск и путь к Байкалу
Часть вторая: Первые километры на велодрезине
Часть третья: Середина Кругобайкалки
_______________________________________
+
Реинкарнация велодрезины
Двухвелосипедная версия
Идея и
первые наработки