Поездка 2010 года.
Выехал я в субботу восьмого августа в самый жар и дым. Скорость на МКАДе 70-80, видимости почти нет. Свернул на Ярославку и в таком мутняке ехал примерно до Владимирской области. Там понемногу начало рассеиваться и скорость чуть возросла. В Ярославле видно было уже с километр, а в Вологде была просто дымка с видимостью километра три-четыре и дальше чище и чище.
Примерно в полночь въехал я в Карелию и решил тянуть до речки, впадающей в Онегу, на которой мы со Шторлингом в прошлом году половили немного форельку. Приехал к четырем утра, когда было уже довольно светло, лег и проспал до половины восьмого. Утренний осмотр речки меня не обрадовал. Воды в ней почти не было. Вместо журчащего потока, глубиной около метра, почти стоячая вода между камнями, так сантиметров 15-20. Великая сушь и сюда добралась.
Не стал я даже доставать спиннинг, а поехал вперед, думая, что где-нибудь да найду подходящую реку. Тем более, изначально и хотел забраться подальше к северу, где попрохладней, в надежде отдохнуть от московской жары. Но и дальше картина была все такой же. Везде очень низкая вода.
Тут, по следу на камнях, виден нормальный уровень в озерке.
А тут полупустая речка.
И тогда слабая мысль, бродившая в голове еще дома, окрепла и целью поездки стали Хибины. В свое время я где-то читал, что туда проезжают на машинах, карта у меня была, дорога на ней показана, а проеду или нет на месте будет видно, но хоть места посмотрю.
И я поехал. Весь день было жарко, пусть не как в Москве, но и не было долгожданной прохлады. Часов в пять даже остановился у какой-то реки и смыл с себя двухдневный пот и пыль. Заодно и поел. И не зря, как оказалось. Где-то в районе Кандалакши налетел ветер, принес с собой тучи и началась гроза. Вот, наконец, и похолодало! Но так ливануло и потемнело, что пришлось минут на пятнадцать остановиться и переждать. Дальше весь путь был под дождем и когда часов в девять опять здорово полило я решил моститься на ночь. Остановился в каком-то кармане у дороги возле большого озера Имандра. Пока перекусил бутербродами, ветер разогнал тучи и я вышел посмотреть на озеро.
Берег усыпан разными камнями, очень красивыми после дождя.
Но снова начался дождь и пришлось вертаться в машину. Ночью дождь то шел, то прекращался, а подняла меня в полседьмого новая гроза. Посмотрев на такие погоды я даже задумался, а нужны ли мне эти самые Хибины? Но разворачиваться, находясь почти у цели не хотелось и я двинул дальше. Дождь то усиливался, то утихал, временами даже прекращался минут на десять-пятнадцать и довольно скоро я проехал Апатиты и подъехал к Кировску, лежащему прямо у подножия Хибин.
Навигатор без ошибок провел меня по улицам города и вот я у самых гор.
После довольно унылой езды через лес да через лес, здесь красиво необычайно. Только идет небльшой дождь. Иногда он перестает и тогда удается сделать несколько снимков. Облака низко, темно и поэтому почти все снимаю со штатива.
Дорога идет все выше и выше, но я там далеко не один. Места туристами очень любимые и навстречу попадаются машины и пешие группы. Дорога каменистая,
но довольно ровная и ездят по ней не только на джипах, но на легковушках. Хотя местами там довольно крупные камни и резкие переломы дороги, но ездят же.
Чем выше, тем растительность мельче и скуднее. Ближе к перевалу деревца совсем убогие,
а на самом перевале их вообще нет, несмостря на небольшую высоту в 490 метров. Все-таки Север.
По обе стороны у самого перевала есть небольшие озера. Из одного течет ручей на юг, к Кировску, а почти у перевала начинается
и впадает в другое озерко ручей Кунийок - моя цель, долина которого идет на север. Озеро я толи не снял, толи оно у меня не получилось, вот тут его лишь немного видно.
Дальше дорога побежала вниз, Кунийок немного расширился и течет в зарослях всякого ягодного кустарника.
В одном месте я увидел отвилок дороги и свернул на него. Переехал ручей, поднялся немного вверх и понял, что эта дорга идет вбок от ручья, в горы. Виды там обалденные, но все время поливал приличный дождь и снять ничего не удалось, разве что прошлогодний снег.
Эта боковая дорожка состоит сплошь из всяких бульников, от двух кулаков до размера колеса машины, и ехать там на Ниве, без особого риска оторвать что-нибудь в подвеске, можно было только на первой пониженной.
Дальше был спуск по долине Кунийока, постепенно начался лес и я стал искать место для стоянки. Подъездов к ручью оказалось не так много, а народу там не так и мало, не толпы, конечно, но есть народ. Там еще расположена горно-спасательная станция, частично обращенная в гостаницу, так при мне туда привезли ребят лет по 12-13 полную будку шишиги, человек 15, наверно. Дорога в лесной зоне вдоль Кунийока совсем не такая проезжая, как с южной стороны Хибин. Вся она идет волнами и в образовавшихся ямах по три-пять-десять метров длиной от дождей стоит вода. Объездов почти нет, по бокам стоит лес. Дно в ямах твердое - мелкий гравий, но бульники произвольных размеров навалены там в достатке, что в сочетании с произвольной же глубиной ям делает езду по ним лотереей. Если по пути туда я еще удачно все объехал, то обратно, после еще двух дней дождя, в самой глубокой и длинной луже все же немного зацепил пузом за камень. Каково же было мое удивление, когда водитель встречной Делики мне сказал, что они дальше не поехали потому, что с ними еще и Альмера. Хоть это и было еще на первой, лучшей, половине этого спуска, но как Альмера проехала туда не оторвав себе ничего я не понимаю. Но молодцы ребята, не побоялись.
Я же спустился ниже, почти к впадению ручья в озеро. Дальше дорога тоже есть, но из-за дождей и глубоких бродов не все джипы решаются туда ехать. Местный на УАЗике, занимающийся чем-то вроде трансфера пеших туристов, ехать не решился. А мне, вроде, и ни к чему. Место прямо у ручья, на высоком берегу я нашел, с прекрасным видом вперед,
вбок
и вниз
на ручей Кунийок, вернее, уже небольшую речку, с удивительно прозрачной и светлой водой, голубовато-зеленого оттенка.
Большой камень со светлым боком примерно метр в высоту, да над ним воды сантиматров двадцать. А здесь в одной бутылке покупная вода, а в другой из ручья, найдите разницу.
Удачно поставив без дождя палатку, собрал спин и вышел к ручью, правда, уже под дождем. Какая-то рыбка изредка плескалась, но разглядеть я ее не мог, несмотря на чистейшую воду. Я думал, что это хариус, ну и пребирал неспеша разные вертушки, пару раз мне показалось, что была легкая поклевка, но не уверен. Задевание блесны за камень, поросший мелкой темной мочалкой, тоже иногда ощущается как мягкая поклевка. Это я после понял, когда и рыбу поймал и видел касание камня блесной. Очень похожее ощущение.
Тем временем рыбка стала играть активнее, а я все также перебирал блесенки, но вот очередь дошла до вьюновской вертушки и сразу поклевка. Рыбка, чувствуется, небольшая, но очень бойкая и сильная. Подвожу ближе, нет, не хариус, а голец с ярко-оранжевым пузом! Ура! Я, даже если бы ничего не поймал, был бы уже доволен поездкой - уж очень там красиво, а тут еще и рыба, да мной еще и не ловленая до того, класс!
Поймав за десять минут еще четыре штуки и сбив первый пыл, я задумался. Конечно, Вьюнов делает хорошие блесны и именно для рек с бурным течением, но почему не клюет на другие? И снова я занялся перебором. Еще с полчаса вешаю разные блесны, меняю проводку. Не клюет. Ставлю вьюновскую, подряд достаю двух гольцов. И тут я ее оборвал. Бывает. Но есть у меня еще одна в запасе и я, теперь уже с упорством, пытаюсь поймать рыбу на что-нибудь другое. За час с лишним две поклевки. Одна на пятиграммовый Миран и сход, другая на меппсовский лонг два нуля, когда блесна уже вышла из воды, голец выскочил за ней в воздух, схватил, но не засекся.
За это время я разглядел чего же хватает рыба с поверхности. Это оказалась мелкая серенькая поденка, но чем при этом раскладе тяжелая, идущаяя по камням, вертушка привлекает гольца я так и не понял. Между тем игра рыбы заметно пошла на спад и я снова поставил вьюновскую блесну. Первая же проводка, поклевка и восьмой голец пойман. На этом я решил остановиться. Дело уже шло к вечеру, за целый день я почти ничего не ел, да и устал порядком. Но зато, думаю, на завтра у меня необъятное поле для экпериментов. Похожу, размышляю, по речке, убойная блесна для поиска рыбы у меня есть. Жаль, что одна, конечно, придется беречь. А я ведь перед поездкой специально поехал в Рыболов-Эксперт прикупить вьюновских вертушек, но магазин был закрыт "по техническим причинам". Так всегда.
А завтра не клевало. За полдня, часов до двух, пойман один голец и все. Правда и не было вчерашнего плескания рыбы, но с двух снова гольцы начали есть поденку как вчера и так часов до семи. Но не клевали. За весь день поймано пять штук. Два на вьюновскую вертушку (с которой я даже срезал мушку потому, что на первой муху уже давно общипали рыбы), один на мегабассовский Х30, один на Ридж 35 и один на оранжевый Мартин с красной мочалкой на очень быстрой проводке. И еще пара штук сошла.Так мне и не удалось во второй день раскусить эту рыбку.
Вот пара фотографий гольцов в воде.
Рыбу я из воды старался не доставать, поэтому хорошей фоты нет. Хотел было забрать одного к ужину, но дров у меня не было, искать их, а потом разводить костер под дождем было лениво, отпустил всех и не жалею.
В среду я уже собирался двигаться к дому, но с утра все же часа полтора помахал спином, пусто. Так и осталось их только тринадцать, выловленных мной гольцов в ручье Кунийок. Собрал неспеша палатку, почти сухую, так как ночью и утром дождя не было и выехал в обратный путь.
На ночь остановился на реке Поньгоме, километров 60 не доезжая Кеми. Воды, как и везде в Карелии, мало, на пороге ловить невозможно. Камни поросли нитчаткой и каждое касание блесны камня означает конец проводки. А над камнями не удается провести даже два нуля.
Вечером опять шел дождь, а утром первый раз за эти дни вовсю светило солнце. Поехал дальше, но было у меня в запасе еще время и решил я заехать на речку Сонго, где был и в прошлом, и в позапрошлом году, хотя и опасался, что и там половить не удастся. Возле Сегежи свернул на лесовозный грейдер и началась обычная на таких дорогах тряска. Остановился, сбросил давление в шинах до 1,2/1,4. Сразу стало комфортней ехать и скорость немного возросла.
Воды в Сонго было хоть и немного, но достаточно для ловли в пороге, а на плесах тем более. Хариус изредка плескался на входе в порог, но там меня достал мелкий окунь. Клевал на каждой проводке, если не садился, то клевал снова или другой. Сместился я на сам порог, он там метров 150-200 длиной, и скоро понял где стоит хариус - на ровной тяге с достаточной глубиной. Из-за низкого уровня таких мест было немного, а рыбы там, соответственно, много, ну, или мне просто повезло. За два часа ровно помал восемь хариусов, шесть сошли у самых ног и я видел, что это харьки, да чумазых матросов привесилось штук сорок, если не полста. Веселая получилась ловля. Хариус, правда, меленький, один только грамм 350, но все-равно приятно.
А дальше я поехал не на восток к М18, а на запад к дороге Суккозеро-Суоярви, которая у меня на карте обозначена дорогой, а на самом деле это тот же грейдер. Проехав от Сегежи 250 километров по грейдеру в поселке Поросозеро я выехал на асфальт. Машинка на спущенных колесах очень неохотно входила в повороты из которых только и состоит центральная улица поселка. Хотел остановиться и накачать шины, но что-то мне подсказало дождаться сперва конца этого Поросозера и верно, до настоящего асфальта было еще 80 километров. Я надеялся к вечеру доехать до Ладоги и навестить Иваныча с Леонидычем, но из-за обмана на карте и невысокой скорости на грейдере успел до заката дехать только до озера Суоярви, где и становился на ночь, уже почти без сил. Сфотографировал только красивые послезакатные облака, поел и сразу уснул.
А это утром.
С утра собрал и уложил все барахло по-дорожному, позвонил Иванычу, но мне сказали, что абонент не абонент, и двинул к дому. Иваныч мне после перезвонил, но я уже был не в Карелии, так и не повидались.
Обратно ехал по питерской трассе и снова убедился, что дорога через Ярославль-Вологду гораздо лучше, красивей и спокойней. Если ехать в Карелию северней Медвежьегорска, то однозначно лучше ехать так, а может и в южную Карелию лучше будет. Свернуть в Вытегре на Петрозаводск, пусть и крюк небольшой.
А в четыре утра в субботу я был уже дома. Ровно неделя и 3920 километров дороги, поисков, рыбалки и впечатлений. Время промелькнуло, как один день. Я счастлив.