Возвращаясь к теме "Зачем Бог создал мир"

Nov 07, 2009 02:33

Началом "мини-опроса" по вышеозначенной теме послужил наш постинг "Скажи мне, кто твой Бог, и я скажу, кто ты", главная мысль которого заключалась в следующем: в представлениях человека о Боге всегда доминирует то, что человек В САМОМ СЕБЕ находит наилучшим, "правильным" - поэтому по тому, что человек думает о Боге, можно достаточно адекватно судить о его собственных жизненных позициях.

Попутно возникла идея задать читателям вопрос: что они думают о том, зачем Бог сотворил мир и создал человека?

Ответы на этот вопрос получились интересными и достаточно показательными. Жаль, конечно, что мало кто из отвечавших проанализировал, что именно означают те или иные ответы (что, собственно, они говорят о жизненных позициях отвечавших) - но, в конце концов, главное - это задать направление мысли, а уж дальше читатели могут подумать и сделать свои выводы самостоятельно. Ну то есть понять, что все мы за люди (те, кто на этот вопрос так или иначе ответил), какие у нас жизненные приоритеты - и стоит ли, как говорится, идти вместе с нами в разведку:)))

Итак, вот те самые постинги, где рассматривалась и обсуждалась означенная тема:

Начало разговора, стало быть - в постинге
"Скажи мне, кто твой Бог, и я скажу, кто ты"

Далее -
http://kiratata.livejournal.com/85572.html
Зачем Бог сотворил мир и создал человека: Татин вариант ответа

http://kiratata.livejournal.com/85995.html
Ещё два слова на тему "Зачем Бог сотворил мир"

Данный постинг, который перед вами, то есть
Возвращаясь к теме "Зачем Бог создал мир"
http://kiratata.livejournal.com/88850.html -
тоже в списке неминуемо должен присутствовать:))

Несколько особняком, но, по сути дела, в ту же тему -
"КТО" или "ЧТО" для нас важнее - и что из этого следует?

http://habuvo.livejournal.com/100955.html
Но сабджекТ

Интересно, что в этом постинге habuvo как раз-таки даёт "обратную развёртку" - делает выводы о том, какие именно жизненные принципы следуют из рассматриваемого им ответа.

http://imenno.livejournal.com/253325.html
Зачем было творить мир?

Этот постинг интересен и сам по себе, и развернувшимся после него обсуждением - в котором высказывались различные точки зрения на исследуемый вопрос.

Так,imenno формулирует очень важную, с нашей точки зрения, мысль:

"<…> …одна вещь прослеживается: Богу нравится развитие и не нравится отсутствие развития. Отсюда наши представления о Добре как о возможности творческого, конструктивного развития (любовь; помощь; дружба), и о зле как о блокировке развития (убийство - предотвращение возможности жить; грабёж - прекращение развития системы; ложь - система неверно ориентируется и не может развиваться)."

Прежде чем, ткскть, творчески, конструктивно развить эту важную мысль в интересующем нас направлении, отметим ещё одну точку зрения, высказанную в том же обсуждении.

Цитируя Скотта Адамса,ingwall говорит, что Бог сотворил физический мир с его ограничивающими законами и человека с его свободой воли, чтобы перестать быть всемогущим, и что "задача мира и человека в этом варианте космогонии - собрать Бога обратно, сделав его лучше, чем он был раньше."

Оставив в стороне требующую отдельного рассмотрения тему всемогущества, обратим внимание на тему самосовершенствования.

Цитируя одного из богословов, imenno пишет:

"Если Бог совершенен, то в нём есть все хорошие качества - в том числе и способность к самосовершенствованию."

Обратим внимание на существенную связь между темой развития и темой самосовершенствования; обратим внимание на отнюдь не случайную связь обеих этих тем с темой "Другого" - того Другого, без которого развитие / самосовершенствование получается как-то не очень. Зафиксируем для себя этот момент - и попробуем рассмотреть, что, собственно говоря, вкладывается в столь ключевое для всех нас понятие "развитие".

Итак, что есть развитие?

Не поленившись, мы слазали в целую кучу словарей - и пришли к слегка озадачившему нас выводу. Получается, что представления об этой фундаментальной философской категории у большинства дающих ей определение сходятся так примерно на уровне ощущений (так сказать, на уровне объяснений "на пальцах") - и могут очень сильно расходиться при попытке вербализации / конкретизации, не говоря уже о том, что некоторые важные моменты просто не подвергаются (не поддаются?) никакому обоснованию. Скажем, формулировка "от низшего к высшему" или образ развития как "восходящего движения" - что в данном случае следует понимать под "высшим", под "восходящим"? Философские словари на этот вопрос ответа не дают, хотя, скорее всего, все обсуждающие тему согласятся на том, что это - нечто из разряда "нутром чую, что так оно и есть".

"Мы интуитивно чувствуем различие между механическим движением и развитием. Это наводит на мысль, что жизнь и развитие существенно, онтологически связаны. В нас, как в живых существах от природы заложено чувство развития… <…> В понимании того, что есть жизнь как природный феномен, разум и интуиция часто конфликтуют," - справедливо замечает crazzy-tosser, а Нацумэ Сосэки просто и лаконично утверждает: "Я считаю, что развитие - это способ, которым проявляет себя стремление человека жить."

Как отмечает Л.Карсавин, "Развитие (e-volutio или ex-plicatio, Ent-wickelung, de-velopment), в противоположность “свитию” (in-volutio или im-plicatio, Ein-wickelung, en-velopment) означает, собственно говоря, разворачивание, раскрытие чего-то уже потенциально, но только потенциально данного, т.е. актуализацию ранее актуальным не бывшего, обогащение бытия". Развивая мысль Карсавина, crazzy-tosser подчёркивает: "…если присмотреться внимательнее, мы увидим, что развёртывающиеся части сами суть живые целые и развёртываются, обнаруживая потенциальную бесконечность своего содержания… <…> …пространство, в котором развёртывается целое, не есть объективная до целого существовавшая данность, оно, напротив, порождается развёртываемым целым."

Таким образом, мы можем констатировать устойчивую, неслучайную связь между следующими категориями: РАЗВИТИЕ - ЖИЗНЬ - ТВОРЧЕСТВО, порождение / созидание нового.

Ко всем этим категориям примыкает, можно даже сказать - все их объединяет ключевая тема - тема ВОЗМОЖНОСТЕЙ.

По ходу зимне-весенней "дискуссии о путях развития цивилизации" мы наконец сформулировали для себя, что такое "рост" - категория, в нашем понимании практически синонимичная категории "развитие":

"Рост - это такое изменение, которое увеличивает возможности растущего (как количественно, так и качественно), притом, что принципиально - это происходит БЕЗ ПОТЕРЬ уже имеющихся возможностей. Это НЕ СМЕНА одного на другое, а возможность ПРИСОЕДИНИТЬ одно к другому."

Как мы видим, в этом определении присутствует и тема "жизнь" - подразумевается свободная активность растущего, и тема "развёртывание" - новое непременно присоединяется к уже имеющемуся, наращивается на уже существующий каркас, и тема "творчество" - ведь сама по себе возможность "наращивания" уже предполагает творческое преобразование внешнего во внутреннее, сопровождающееся возникновением нового - прежде всего, новых способов мировосприятия / мировоздействия и прочих новых возможностей.

Развитие в его совершенном виде, как нам представляется, должно характеризоваться не просто постоянным количественно-качественным увеличением возможностей развивающегося, но устойчивым "приростом" этого увеличения возможностей, так сказать - следующей ступенью "ускорения". Из наличия такого "ускорения", вопреки опасениям некоторых "сторонников упрощения", нимало не следует возрастания фрустрации вследствие возросшего выбора (комплекс "Буриданова осла" или "советского человека за границей"). Наоборот - если человек имеет представление о малом количестве возможностей, он истерически стремится "не прогадать" - и делает свой выбор, повинуясь не внутреннему побуждению, а требованиям социума, давлению внешних обстоятельств и т.п., большое же количество возможностей позволяет "расслабиться" - и действовать исходя из подлинно внутренних побуждений, выбирая то, что ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НЕОБХОДИМО. (То самое "довольствование необходимым и избегание ненужного", по которому так вздыхают современные примитивисты - игнорируя тот факт, что только рост возможностей и может позволить человеку расслабиться и не "выживать", не бороться за жизнь против агрессивного внешнего мира, а по-настоящему жить!) Таким образом, внутренняя структура развивающегося существа не потерпит в процессе "развёртывания" деформаций - в результате чего творческое восприятие нового непременно будет сопровождаться творческим преобразованием уже имеющегося, как внутри человека, так и вне его.

Итак, развитие можно рассматривать как цепь взаимосвязанных феноменов: рост/расширение возможностей - развёртывание имеющегося - созидание нового - творчество - рост/расширение возможностей.

Так обстоит для человека - это понятно; а для Бога?

Какие могут быть возможности развития для такого существа, каким мы мыслим Создателя Вселенной?

Представляется, что ответ на этот вопрос может сказать об отвечающем на него ничуть не меньше, чем ответ на вопрос "Зачем Бог создал мир". Собственно, как мы видим из обсуждения постинга imenno, ответ на первый вопрос может вполне естественно совпадать с ответом на второй.

Можно было бы затеять ещё одно обсуждение - но мы, пожалуй, ограничимся тем, что выскажем свой вариант ответа - а вы, дорогие наши читатели, уж думайте сами, как бы ответили на этот вопрос вы. Если захотите - давайте ваши ответы сюда, мы будем им очень рады:)))

Итак - наш вариант ответа на вопрос:

Каковы возможности развития для Бога - Создателя Вселенной?

Наш ответ таков: уникальные личности и взаимное общение с ними! - вот поистине неисчерпаемые возможности для такого Существа, Кто способен породить / создать бесчисленное множество не тождественных, но подобных Ему живых и свободных разумов - подобных Ему именно в главном: в способности творить новое, одарять жизнью, обогащать бытие. Общение уникального лица с уникальным лицом обогащает обоих, независимо от того, кто один и кто другой, кто тварь и кто Творец; в каждом существе совершенно особым образом отражается вся Вселенная - и Бог желает радостно познавать Вселенную вместе с каждым из нас, бесконечно совершенствуясь и неустанно возрастая в этом общении.

Параллельно с этим можно и ещё более точно сформулировать определение развития применительно к тварным, человеческим существам. Можно сказать, что развитие - это устойчивое возрастание возможностей, прежде всего - расширение возможностей полноценного общения с Другими, как с тварными существами, так и с Творцом. Поистине, рост возможностей общения, рост взаимопонимания, умения услышать, что хочет сказать тебе Другой - всё это открывает ни с чем не сравнимые возможности и для познания, и для практической жизни; однако ничто из этого не ценно так, как сама возможность этого общения - общения с уникальной Вселенной находящегося рядом с тобой.

Здесь в очередной раз возникает тема любви.

"Люблю" - это означает, что мир с тобой лучше чем мир без тебя - как сформулировала в своё время knjazna. Это подразумевает и взаимную поддержку в жизни и развитии, и - как следствие - совместное творчество, творчество прежде всего как созидание нового, диалогичного, мировосприятия, какого не было и не могло быть у каждого в отдельности.

Впрочем, это уже тема для следующего эссе - и мы непременно обратимся к ней в какой-нибудь следующий раз:)))

Эссе, Нравственно-философское, Богословское, Онтология творчества, Скажи мне кто твой Бог

Previous post Next post
Up