Ох. Я хотел написать пост про эту игру. Причем уже довольно давно, благо есть несколько завершенных партий. Но как же сложно собраться и все-таки сделать его. Именно про эту игру. Она слишком объемна. В ней слишком много всего. Это, пожалуй, самая сложная по механикам игра, в которую я играл. Это делает её очень глубокой и интересной. Но при этом, какой же, блин, длинной и сложной!
Речь пойдет о Twilight Imperium
Что-ж, это космическая Стратегия. Именно с большой буквы. В этой игре есть практически все элементы, присущие стратегиями - обилие рас, экспансия, строительство, исследования, юниты, дипломатия и, конечно же, Война. Причем, в отличие от большинства настольных стратегий, без войны здесь выиграть НЕЛЬЗЯ. Для любителей компьютерных игр наверняка знакома стратегия Master of Orion. Собственно, это настольное воплощение этой игры. Попробую объяснить по порядку.
Цель
По традиции стратегических игр, победитель определяет победными очками. Правда обычно игры лимитированы по количеству ходов - и кто набрал больше, тот и победил. Здесь же другое правило - кто первый набрал 9-10 очков, тот и побеждает. Причем за каждое очко придется бороться. Но об этом ниже.
Подготовительный этап игры
Помимо стандартных вещей вроде выбора расы, разбирания своих жетонов и т.д., подготовительный этап также содержит в себе "игру". А именно - создание карты. Да, создание карты тоже представляет собой отдельный пласт геймплея. Кратко:
1) Сначала игроки выбирают, где они будут сидеть за столом. Да, это важно - ведь сидеть за расу "мозгов", которым необходимо развить технологическое преимущество, по соседству с агрессивными Сардак Норрами, которые сильнее любой другой расы в боях, может быть плачевно уже на 3-4 ход игры.
2) Потом игрокам раздаются гексы, которые они начинают ставить поочереди и генерить поле, на котором они будут играть. Гексов множество разных - есть пустые системы, есть системы с планетами (источниками ресурсов), есть всякие астероидные поля, сверхновые и т.д. И их размещение тоже важно! Планеты с ресурсами, естественно, все хотят поставить себе, а другими испортить жизнь противникам. Но неправильной расстановкой можно испортить все - ведь сосед, вокруг которого стоят астероидные поля и отсутствие ресурсов, очевидно, пойдет воевать за ресурсы. А пока ты с кем-то воюешь, третьи лица смотрят, как слабеете... и копит силы...
Даже этап подготовки к игре - это стратегия. И это добавляет вариативности игре.
Основные этапы игры
Каждый ход состоить из нескольких фаз
1) Фаза стратегий - игроки по очереди выбирают "стратегию" на данный ход.
Выбранная стратегия даст преимущество в каком-то конкретном виде деятельности - будь это политика, торговля, исследования, военные действия (преимущество по сравнению с остальными противниками). Практически каждая карта стратегии может быть использована и противниками, но профит от нее в таком случае будет существенно ниже. Если же никто не выберет, например, технологию, то никто не получит никакого профита, связанного с технологиями.
2) Фаза действий - в эту фазу игроки по очереди совершают действия:
- Используют свою стратегию
- Переводят флот в другие системы
- Захватывают системы
- Производят новые корабли
- Воюют
Я не буду вдаваться в детали, там довольно много различных нюансов (вроде всяких срабатываний систем автоматической защиты, космических мин и прочих вещей, число которых довольно огромно, что даже через несколько партий вы будете что-нибудь забывать).
3) Статус фаза - здесь происходят всякие обязательные вещи, вроде выдачи особых каунтеров, взятия особых карт и... самое важное - квалификация objectives.
Собственно, я уже говорил, что для победы надо набрать 9-10 победных очков. Они набираются следующим образом: в течение игры на поле постоянно будут открываться objective cards.
Если игроки в конце хода удовлетворяют/могут выполнить один из objectives, то они могут поставить туда свой флажок и получить соответствующее число победных очков. Как видно на картинке, каждый objective разный и для каждого из них надо постараться, чтобы выполнить. Чтобы выучить три технологии одного цвета - надо значительно потратить ресурсов на это (учитывая, что этот objective будут стараться выполнить все и брать "технологическую стратегию" каждый ход не выйдет), а это значит, что у вас будет меньше флота и это оставляет вас беззащитными... Да, некоторые objective говорят вам "захвати планету одного из других игроков". И вроде как это выполнить не то, чтобы сложно, но последствия могут оказать влияния на всю игру... Ну или на летящий канделябр в голову :). Таким образом, каждое победное очко - это даже не выполненная цель, это прямо ACHIEVEMENT. А выполнить их надо много (они дают 1-2 пойнта).
Также у игроков есть секретные objective, которые не видны другим игрокам - и там все еще жестче. Например, захвати стартовую систему другого игрока. Стоит ли говорить, что на выполнение такой задачи можно убить все ресурсы и так ее и не выполнить?
В принципе, то, что я написал выше - это минимум, который связан с общим течением игры. Ниже я буду раскрывать различные механики и аспекты игры более подробно, но читать это полностью может быть не очень интересно. Поэтому я сейчас подведу итоги, а потом буду расписывать дальше.
Итоги
Плюсы игры:
+ Глубина - космическая Стратегия с большой буквы
+ Отличные компоненты
+ Множество аспектов геймплея
+ Напряженная работа мысли (хотя этот плюс не для всех)
Минусы игры:
- Сложность. Эпическая.
- Огромная коробка (тащить тяжело)
- ДЛИТЕЛЬНОСТЬ. Время партии = 1 час + 1 час за каждого игрока + 1 час за игрока, который не сыграл хотя бы 3 партии. Слишком долго.
- Вы можете обидеть друзей или обидеться на них за то, что они уничтожили весь ваш флот, захватили ваши планеты, несмотря на ваши торговые соглашения и договоренности, и вы проиграли. Впрочем... А минус ли это?
Моя итоговая оценка: ну что ж. Если адекватно смотреть на недостатки, то игре надо поставить 8-9 баллов. Но это же я и мое субъективное мнение? 10 баллов из 10. Эта игра шикарна, хотя и очень редко в нее удается нормально поиграть.
Ну а теперь можно перейти к игровым аспектам.
Бои и юниты
Собственно, как обычно делают в настольных игр, боем правит кубик. И Сумерки Империй не исключение - чертов кубик может выиграть и проиграть любую битву. И заставить вас плакать горючими слезами, когда ваш флот, который вы строили 3 хода, пал из-за выкидывания единичек. Но все-таки в игре достаточно много механизмов, связанных с увеличением своих шансов - технологии, расовые бонусы, даже сами юниты. Юнитов в игре много видов (примерно 10 штук). Тут есть и пушечное мясо, и крейсеры, и специальные корабли против пушечного мяса, и огромные дредноуты, которые сложно уничтожить... Каждый вид юнита уникален и каждый вид юнита выполняет свои задачи. А ресурсов у вас никогда не хватит на все. И при этом здесь нет "камень-ножницы-бумага" концепции, просто у каждого юнита есть сильные стороны. И выбирать, что строить, очень важно.
Планеты
Каждая планета содержит 2 параметра - ресурсы и население. Ресурсы используются для строительства и покупки технологий (в основном), население используется для голосования в дипломатии.
Также на планетах может быть технологическая специальность, дающая скидку на покупку определенных технологий.
Также в аддонах и дополнительных опциях идут небольшие расширения:
1) Случайные жетоны, которые вскрываются при высадке на планету. Там могут быть мирные жители, ресурсы, а могут быть враждебные повстанцы или радиация, которая уничтожит всех ваших десантников. В принципе, это добавляет фана, но не добавляет стратегии.
2) Монолиты, которые при контроле системы дают 1 победное очко. Так как это очень много - бороться за монолиты важно и системы с ними становятся "горячими точками". И да, их расставляют тоже в процессе создания карты ;)
Дипломатия
Что ж, в какой стратегии без дипломатии. Дипломатия здесь состоит из двух частей:
1) Стандартные устные договоренности между игроками. "Давай мы с тобой не будем друг на друга нападать". "Давай я захвачу у тебя планету, а потом ты у меня ее захватишь обратно, чтобы мы выполнили objective". И т.д. =) В этом нет ничего особенного, просто когда игра завязана на войну - значение дипломатии становится выше.
2) Политические выборы. Собственно, игрок, берущий политическую стратегию, может инициировать дебаты и принятие законов. В самом обычном случае, тянется одна карта, где надо выбрать планету/игрока, с которым что-нибудь произойдет, или закон, который будет действовать на всех, если его принять. Причем голосование происходит в зависимости от населения на планетах. Здесь уже можно в открытую подкупать других игроков проголосовать так, как хочется тебе. А аддон даже добавляет специальные карты обещаний вроде "по-твоему требованию, я отступлю из боя 1 раз". Также аддон добавляет "дипломатов", которые могут давать дополнительные голоса или другие бонусы. И убивать других дипломатов.
Впрочем, лично мы пока не сильно прочувствовали силу данных выборов.
Технологии
Я думаю, что можно ничего не говорить, а просто приложить картинку.
Ну а если все-таки сказать - технологий много и они добавляют бонусы в абсолютно разных аспектах. К бою, к производству, к мобильности юнитов... И вы никогда не сможете купить все технологии, которые хочется =) А, и аддоны добавляют специфичные для каждой расы технологии, связанные с ее сильными сторонами. И расширяют дерево еще шире.
... и еще куча всего, о чем я просто не буду писать - от правил и так мозг взрывается гораздо раньше, чем ты их объяснишь даже до середины :)